Опыт работы.Формирование финансовой грамотности.
проект по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Профатилова Евгения Александровна

Опыт работы в формировании финансовой грамотности в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fin.gramotnost_-_mo.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Формирование финансовой грамотности».

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение)

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным.

Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду  с раннего возраста.

Мой  опыт состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников.

Ребёнок - дошкольник не освоит экономическое образование  самостоятельно, но,  вместе с воспитателями и родителями,  путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

ПЕД.СИСТЕМА

         В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными. Для этого нужна целостная педагогическая система.

ФОП - соц.коммуник.

   В федеральной  образовательной программе обучение детей финансовой грамотности определено в содержательном разделе в области социально-коммуникативного развития в сфере трудового воспитания.

ИНТЕГРАЦИЯ

Интеграция проходит через ВСЕ образовательные области и входит в основные виды деятельности.

ЦЕЛЬ -ЗАДАЧИ

Целью  нашей работы стало формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.  Исходя из цели,  были определены задачи:

  • Способствовать развитию у дошкольников экономического мышления, интереса к экономическим знаниям посредством создания и использования инновационных дидактических средств обучения и развития с помощью экономических игр, задач, направленных на обучение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию.
  • Расширять представления детей о деньгах и расходах  семейного бюджета;
  • Формировать правильное отношение к деньгам как предмет жизненно необходимый.
  • Формировать знания о том, что деньги надо сначала заработать, а потом тратить.
  • Повысить уровень финансовой грамотности участников воспитательно – образовательного процесса.
  • Активизировать работу по экономическому развитию дошкольников через обогащение РППС.

                                                         

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста я разделила на несколько этапов:

подготовительный

  • подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности знаний.

организационный

  • определение содержания и объема работы;
  • - изучение литературы, интернет - ресурсов;
  • -  подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала;
  • - создание предметно-развивающей среды;
  • -  разработка перспективного плана  работы

основной

  • апробация опыта работы  по формированию финансовой грамотности  в условиях дошкольного  образовательного учреждения

  • заключительный
  • результативность, мониторинг, анкетирование родителей

ПРОГРАММА

Опыт базируется на основе авторской парциальной программы Анны Демьяновны  Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»  Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании блоков по ознакомлению детей с азами экономики.

БЛОКИ

1.Блок «Труд и продукт (товар)»

2.Блок «Деньги и цена (стоимость)»

3.Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

4.Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Знакомство детей с блоками проходит поэтапно.

До конца года мы проходим первый блок «Труд и продукт (товар)»

ИГРА-ДЕТИ

Одно из преимуществ программы – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме в свободной деятельности.  В процессе работы по освоению финансовой грамотности я  использую  те же методы, что и при работе с другими темами. Эти методы можно разделить

на 4 группы:

1.ИГРОВЫЕ  МЕТОДЫ.

Детям очень интересны были дидактические игры экономического содержания. «Доход - Расход», «Подбери профессии», «Найди лишнее», «Что перепутал художник».

ПАЗЛЫ

ДИД.ИГРЫ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Организовывались сюжетно – ролевые игры с экономическим содержанием по ознакомлению с профессиями «Салон красоты», «Супермаркет, «Поликлиника»

2. СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ.

 ПОСЛОВИЦЫ - ЧТЕНИЕ КНИГ

Через заучивание пословиц и поговорок у детей воспитываются не только морально-нравственные качества, но и даются представления об экономической целесообразности, отношению к труду, к деньгам и пр. 

Загадки же, помимо развития поисковой активности, помогают формированию экономического словаря.

Чтение и обсуждение художественных произведений является одним из наиболее продуктивных методов освоения мира финансов. Большой плюс работы с художественной литературой в том, что этот метод можно применять с раннего возраста и через сказку постепенно вводить понятия: труд, торговля, продукт, товар и т.д.

3. НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ.

МУЛЬТФИЛЬМЫ

Наибольший интерес у детей представляет просмотр мультфильмов и презентаций. Через яркие, красочные картинки, доступным языком объясняются различные экономические понятия:

  • «Уроки тетушки Совы»: «Азбука денег»- «Что такое деньги?», «Умение экономить», «Карманные деньги» и пр.
  • «Богатый бобренок
  •  «Фиксики». «История вещей — деньги»«Как делают деньги»  «Смешарики», серия «Азбука финансов».

ПЛАКАТЫ

Информация всегда лучше воспринимается через визуализацию. Поэтому беседы желательно подкреплять демонстрационным материалом. Очень хорошим подспорьем служат материалы, сделанные своими руками.

4. ПРАКТИЧЕСКИЕ

РИСУНКИ

Далее, мы познакомили детей с профессиями,  как важны и нужны профессии, что именно благодаря разной работе и труду люди получают зарплату, которая помогает жить, ходить в магазин, путешествовать, покупать нужные вещи.

Дети рисовали рисунки  «Моя будущая профессия», сделали объемную аппликацию «Мой товар на ярмарку».

РАЗВИВАЮЩИЙ  ЦЕНТР

Лучшему пониманию материала помог созданный нами  развивающий экономический центр «Юный финансист, который поделен на зоны:

 информационную (произведения художественной литературы экономического содержания, пословицы и поговорки, загадки и др);

 занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);

 деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр и др.).

ФОП – РОДИТЕЛИ

В Федеральной образовательной программе обозначены цели и задачи работы  с родителями по формированию основ финансовой грамотности.

Ознакомление родителей с данной темой начали с заполнения анкеты, в которой предлагался ряд вопросов о том, знает ли ребенок, для чего нужны деньги? Как ими пользоваться? О профессиях? Рассказывают ли ребенку дома, откуда берутся деньги, как их тратить и как это делать правильно?

РОДИТЕЛИ-передвижки

Для родителей были оформлены папки-передвижки с консультациями по темам: «Учим ребенка финансовой грамотности»,  «Приучаем ребенка к порядку». Подготовлены памятки и буклеты.

ПОМОЩНИКИ ДОМА 

В рамках осенних недель  по финансовой грамотности, проводимой в детском саду совместно с родителями: проводилась акция «Я помощник», где отображалась деятельность детей в детском саду и дома, приобщение их к трудовым поручениям и помощи взрослым, так как всем придется выбирать профессию и ходить на работу, зарабатывать деньги. Что формирование трудовых умений начинается в семье. Ведь именно трудовые навыки и поручения, составляют основу трудового воспитания.

ПОМОЩНИКИ В ГРУППЕ 

Изучая   первый блок «Труд и продукт» дети получили знания и представления о том, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться.

ЭКСКУРСИИ - КУХНЯ, ПРАЧЕЧНАЯ

Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе экскурсии «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), В ходе экскурсии саду мы познакомили детей с профессиями Повар,  Машинист по стирке белья, Медсестра.

КУБИК БЛУМА

Подходя к завершению изучения первого блока «Труд и продукт (товар)»

для обобщения знаний по теме я использовала современный прием, разработанный американским учёным и психологом  Бенджамином Блумом

Приём называется «Кубик Блума».

Кубик представляет собой объёмную (бумажную) фигуру, на сторонах которой написаны вопросы, являющиеся отправной точкой для ответа:

Эта технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Работа с кубиком строится следующим образом: Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Наш кубик Блума был ориентирован на профессии.

БЛОКИ

Пройдя  первый блок  мы  перейдем к следующим блокам.

2 блок: «Деньги. Цена»

Задачами блока являются: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи).

Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле).

3 блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

Важно объяснить детям, что купить все не только нереально, но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.

Что такое реклама? Зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).

4 блок  «Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика».

         В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки закреплять их повседневно: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда, не тратить ничего зря. Примерами служит поведение взрослых в детском саду и дома.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ -появление

На протяжении данной работы у детей у детей должны быть сформированы такие понятия основ финансовой грамотности:

1.Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2.Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3.Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

4.Финансы – это интересно и увлекательно.

В заключение можно сказать о том, что начало моего опыта по приобщению дошкольников к финансовой грамотности не только интересно, но и продуктивно. 

Работая с детьми по блочной системе мы воспитываем с детских лет разумного потребителя, умеющего ценить заботу взрослых, их труд, любую полезную деятельность.

И только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование финансовой грамотности дошкольников».

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...

Опыт работы "Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности"

В статье опыт работы воспитателей с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности, который представлен единой  системой разработанных модулей, игр, методических материал...

Из опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей иг...

Опыт работы. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности.

Опыт работыФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности....

Обобщение опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

Опыт работы "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономическ...

Сообщение из опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников»

Сообщение из опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников»...