Самообразование "Основы безопасности жизнедеятельности детей"
методическая разработка по обж

Мануилова Юлия Владимировна

Методический материал по теме самообразования. Конспекты, загадки, расскраски, консультации для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Конспект НОД «Страна Светофория» для детей средней группы

Цель: способствовать развитию        у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге через игровую деятельность.

Задачи:

-Содействовать усвоению навыков и умений о правилах дорожного движения, дорожных знаках и сигналах светофора через разные виды деятельности

-Способствовать овладению представления о движении пешеходов и транспорта на дорогах и улицах города

-Развивать удетей безопасное поведение в дорожной среде.

-Способствовать воспитанию дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, а также культуру поведения пешеходов.

Оборудование: интерактивная доска, наличие слайдов с улицей города и светофором, цветные круги для выполнения игрового упражнения «Собери светофор»; игрушечный светофор.

Ход.

Воспитатель. Здравствуйте ребята. Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Но сначала попробуйте отгадать загадку:

Знаю я предмет один,

У него — три глаза!

Над дорогой он висит,

Строгих слов не говорит,

А глазами лишь моргает,

Но его все понимают!

— К правилам движения

Он просит уважения!

(Ефремов И.)

- О чем говорится в этом стихотворении? (О светофоре.) Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в Страну Светофорию и посмотрим, как регулируется движение на дороге.

- Ребята, приглашаю вас познакомиться с веселым и хорошим Светофорчиком. Посмотрите, у него есть три световых сигнала: красный, зеленый и желтый. Как вы думаете, что каждый из них значит? (Ответы детей)

- Молодцы, ребята! Именно эти три цвета были выбраны не случайно. Красный — цвет опасности. Его замечательно видно днём и ночью, в дождь и в туман. Красный сигнал светофора запрещает движение, словно говорит:

«Стой! Путь закрыт!».

Зелёный сигнал светофора, в отличие от красного, не запрещает, а разрешает движение. Он как будто говорит нам: «Путь открыт! Можно смело идти вперёд!»

Между красным и зелёным сигналами светофора есть ещё один — жёлтый. Он призывает пешеходов быть внимательными, словно говорит им:

«Внимание! Скоро движение будет разрешено».

- Ребята, а теперь давайте немного поиграем. Игра называется «Разрешается — запрещается».

Например, я говорю: «Играть на дороге…», а вы говорите — запрещается или разрешается. Итак, начинаем.

1. Переходить улицу по пешеходному переходу… (разрешается).

2. Переходить улицу на красный сигнал светофора… (запрещается).

3. Велосипедами цепляться за проезжающие машины…… (запрещается). 4. Помогать бабушкам и дедушкам переходить дорогу…… (разрешается). 5. Выбегать на проезжую часть…… (запрещается).

6. Переходить улицу на желтый свет светофора… (запрещается).

7. Переходить улицу на зеленый свет светофора…… (разрешается).

- Молодцы, ребята! Давайте еще раз повторим правила поведения детей в стране Светофории.

- Красный глаз глядит на нас.

Что гласит его приказ? (Ответы детей)

- Желтый глаз глядит на нас.

Что гласит его приказ? (Ответы детей)

- А зеленый глаз для нас.

Что гласит его приказ? (Ответы детей)

Игровое упражнение «Кто быстрее соберет светофор»

Рефлексия: Молодцы, ребята. Наше путешествие в страну Светофорию подошло к концу. Вы внимательно слушали и отвечали на вопросы, а также узнали много нового. Мы с вами поговорили о сигналах светофора, о правильном и безопасном поведении на дороге, еще отгадывали загадки и немного поиграли. Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей). Что интересного вы узнали? Вы запомнили, на какой цвет сигнала светофора можно переходить улицу? Спасибо, ребята, тогда до новых встреч в Стране Светофории.



Предварительный просмотр:

   Развлечение «Юный  пожарный» с детьми средней группы

Программное содержание:

Формировать у детей понятие «пожарная безопасность», элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара; закрепить знания о причинах возникновения пожара;

Активизировать        двигательную активность, развитие физических качеств: ловкости, быстроты, смелости; развитие вестибулярного аппарата, координации движений.

Воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, гордость за людей данной профессии;

Оборудование и материал:

Иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций; иллюстрации пожарного оборудования; костюм пожарного (для взрослого), магнитофон, музыка Г.В. Свиридова из кинофильма “Укрощение огня” марш пожарников ; для эстафет: островки (6 шт.), туннель (2 шт.), телефон (2 шт.), детский костюм пожарного (2 шт.), ведро детское (2 шт.), конус (10 шт.), обруч (2 шт.); удостоверение «Юный пожарник», конфеты.

          Ход        занятия

Воспитатель:

С огнём бороться мы должны, Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы?..

Дети: Пожарные!

Воспитатель: Правильно. Сегодня я предлагаю вам побывать в роли пожарных.

(появляется пожарный, дети приветствуют его, он приглашает ребят на учения пожарных команд)

Пожарный: Ребята, я слышал, вы все многое уже знаете о пожаре и о том, как с ним бороться. Я предлагаю вам пройти учение- смотр пожарных команд. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Прежде, чем мы примем участие в учениях, скажите: какими должны быть пожарные?

Дети:        (возможные        ответы)        смелыми,        храбрыми,        сильными, находчивыми, сообразительными, ловкими,

Воспитатель: Каких людей не возьмут в пожарные? Дети: (возможные ответы) ленивых, трусливых, слабых,

Воспитатель: Что, необходимо делать, чтобы стать пожарным? Дети:(возможные ответы) заниматься спортом, уметь слушать, быть

добрым, много знать приёмов по спасению людей,

Воспитатель: Теперь мы знаем, какими должны быть пожарные. Пожарный: Каждое утро  пожарного начинается с зарядки. Мы сейчас

с вами зарядимся положительной энергией, разомнемся. Аэробика под музыку Свиридова “Укрощение огня”

Пожарный: На учениях вы покажите свои знания и умения. Вот вам первое задание (даёт конверт воспитателю)

Воспитатель:        Задание «Знаете ли вы предметы, из-за которых может возникнуть пожар?». Выберете те картинки, на которых изображены различные пожароопасные ситуации.

Пожарный:        Молодцы! Знаете        предметы,        из-за        которых может возникнуть пожар. А теперь следующее задание:

Воспитатель: Оно называется «Не ошибись». Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши.        Будьте        внимательны.        (режет,        пожарный,        торт,        пила, огнетушитель, пакет, кисть, каска, играет, поёт, краска, спички, рукав, огонь,       билет,       01,        бинт,       сверло,       маска,        сирена,        пламя).) Пожарный: Молодцы! С этими заданиями     вы     справились.        А теперь перейдем к практике. Я хочу увидеть, что вы умеете.

Эстафета №1 «Вызов пожарных»         Прыжки через островки (3 шт.)

        Пролезть в туннель (1 шт.)

        Подбежать к телефону, поднять трубку, вызвать (крикнуть) “01”

        Обратно – бег по прямой, передать эстафету (хлопнуть по ладошке следующего участника).

Воспитатель:

Молодцы! Все ребята у нас ловкие, смелые, быстрые.

Пожарный: Сила огня очень велика. Огонь согревает,

заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне        готовят        пищу. Но когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он

становится                 смертельно                 опасным.                Пожар                неслучайность, результат неправильного поведения.

И        чтобы        сделать        жизнь        более        безопасней во все времена люди передавали советы своим      потомкам. Очень древними «рекомендациями о безопасном поведении» являются

пословицы и поговорки. А знаете ли вы пословицы и поговорки, где

говорится о противопожарной безопасности?

Проводится конкурс «Пословицы не даром молвятся» Дети ( предполагаемые ответы)

        Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

        Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.         Спички - не игрушка, огонь- не забава.

        Водой пожар тушат, а умом предотвращают.       Берегись бед, пока их нет.

        От малой искры да большой пожар.         Искра мала - великое пламя родит.

        С огнем не шути и воде не верь. Воспитатель:

Дон – дон. Дон – дон.

Загорелся Кошкин дом,

Коза выскочила, глаза выпучила Бежит курица с ведром, Заливать Кошкин дом.

А залить не сумели.

Пожарный: Ребята, а вы знаете, чем можно затушить пожар? Дети: (предполагаемые ответы)

водой, песком, землей, снегом, стиральным порошком, брезентовым

покрывалом, огнетушителем, веником.

Проводится эстафета

(звучит серена, дети выстраиваются в две команды) Эстафета N2 «01 спешит на помощь»

-Надеть костюм пожарного

-Взять ведро

-Бег «змейкой» между конусами         

-Пролезть в обруч

-«Вылить» воду, потушить огонь

-Обратно – бег по прямой, передаем ведро следующему участнику. (дети выполняют

задание, пожарный следит за правильностью выполнения задания) Пожарный:

Все мы силы приложили И пожар мы потушили. Было трудно, тяжело, Но умение и ловкость

Нас от бедствия спасло.

Пожарный: Закончились наши учения. Вы показали свои знания, умения и взаимопонимание.

Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения при пожаре. Дети: (читают стихи)

1Ребенок Не имей такой дурной Привычки – домик нос совать, Где дремлют спички. Потому что спички – Не синички, Может пламя вылететь Из спички.

2Ребенок Так что пусть уж спят они В кроватке, Но не надо щекотать им Пятки. Потому что из-за этих Пяток-

В доме может вспыхнуть Беспорядок, 3Ребенок И такое – ах! – Столпотворенье,

Что сгорит моё стихотворенье ! 4Ребенок        Чтобы пальчик или гвоздь

Вдруг в розетку не совать -Электричество опасно

-Это каждый должен знать.

5Ребенок Если ты включил утюг, Убегать не надо вдруг. Закрывая в доме дверь,

Всё ли выключил? Проверь! 6Ребенок Быть нельзя огня вблизи,

Там, где краски, газ, бензин; Ведь о них нам не напрасно Говорят: «Огнеопасно!»

7Ребенок Если близко телефон И тебе доступен он, Нужно 01 набрать

И быстрей пожарных звать! 8Ребенок Если же большой огонь,

Дымом всё объято, Выбегать из дома вон Надо всем ребятам.

И на помощь поскорей Ты зови, зови людей.

Воспитатель: Все изучили, как надо себя вести при возникновении пожара?

Пожарный: Объявляю всем благодарность и принимаю в команду «Юный пожарный» Награждение (пожарный вручает всем участникам удостоверение «Юный пожарный»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Всё ест, не наестся, а пьёт – умирает (огонь)

Без рук, без ног, а бушует (огонь)

Шипит и злится, а воды не боится (огонь)

Дремлют в домике девчонки - бурые шапочки (спички)

Летала мошка - сосновая ножка, на стог села - всё сено съела (спичка)

С языком, а не лает, без зубов, а кусает (огонь)

Что бывает, если птички зажигают дома спички? (огонь)

Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель)

Он друг ребят, но когда с ним шалят, он становится врагом и сжигает всё кругом.

(огонь)

Рыжий зверь в печи сидит, он от злости ест дрова, целый час, а, может два, ты его рукой не тронь, искусает всю ладонь.

(огонь)

Смел огонь, они смелее, Он силен, они сильнее, Их огнем не испугать, Им к огню не привыкать! (пожарные)

Что за тесный, тесный дом? Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестричек

Может вспыхнуть, как костер. Не шути с сестричками, Тоненькими …

(спичками)

Выпал на пол уголек, Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой. А скорей залей…

( водой)

Победит огонь коварный Тот, кого зовут… (пожарный)

Я мчусь с сиреной на пожар

Везу я воду с пеной. Потушим вмиг огонь и жар Мы быстро, словно стрелы. (пожарная машина)

Что за лестница такая Из машины вырастает, Поднимаясь выше дома,

Всем пожарным так знакома. (лестница на пожарной машине)

Заклубился дым угарный, гарью комната полна. Что пожарный надевает?

Без чего никак нельзя? (противогаз)

Днем ли, ночью, утром рано Если что – то загорится,

То пожарная охрана

На подмогу быстро мчится Крепко помните друзья, Что с огнем шутить НЕЛЬЗЯ!

Всех на свете я сильнее, Всех на свете я смелее, Никого я не боюсь, Никому не покорюсь. (огонь)

Шипит и злится, Воды боится,

С языком, а не лает, Без зубов, а кусает. (Огонь.)

Все ест - не наедается, А пьет - умирает. (Огонь.)

Что бывает, если птички Зажигают дома спички? (Пожар.)

Если младшие сестрички Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять? Сразу спички все... (забрать).

Раскалился если вдруг Электрический утюг,

Что должны мы сделать, детки? (Вынуть вилку из розетки.) Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен. Дети, помните о том,

Что нельзя шутить с... (огнем). Дом - стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется. (Электрическая лампочка.) На железной клумбе

Цветы голубые Помогают стряпать Кушанья любые. (Газовая плита.)

В этом белом сундуке

Мы храним на полках пищу. На дворе стоит жарища,

В сундучище - холодище. (Холодильник.)

Я тяжел - внутри огонь.

Где пройду, там будет гладко. (Утюг.)


То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход. Остановишь -горе, Продырявит море. (Утюг.)

Пыль увижу - заворчу, Заверчу и

проглочу. (Пылесос.)

Он охотно пыль вдыхает, Не болеет, не чихает. (Пылесос.)

Привезли мы в дом

Волшебный ящик необыкновенный. Кнопку нужную нажми,

Садись в кресло и смотри. Хрюшу, Филю и Каркушу На ночь я могу послушать, Полетать над облаками Вместе с лучшими друзьями. Как на ладони вся земля! Что за чудо у меня? (Телевизор.)

4

Стоит дом, пятьдесят сестричек в нем,

Посоветую я детям — не играйте с домом этим! (Спички)

Красный язык из окошка бежит, кто его коснется, тот обожжется. (Огонь) Красная корова всю солому поела. (Огонь)

Все ест — не наедается, а попьет — умирает. (Огонь) Мы были соснами и пихтами,

И вот бренчим, в коробку впихнуты, Мы были гордостью тайги,

А вот теперь мы ей враги. (Спички)

Маленький, легонький, а тяжко поднять. (Горячий уголь) Красный кот дерево грызет,

А воды попьет — зашипит, умрет. (Огонь)

В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Коробок спичек) Красная крапива по квартире ходила. (Огонь)

Жар-птица летает, золотые перья роняет. (Огонь)

Красный бык стоит, дрожит, черный на небо бежит. (Огонь и дым) Жевать не жую, а все поедаю. (Огонь)

По деревне прошел, ничего не осталось. (Огонь) Серое сукно тянется в окно. (Дым)

От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь) Маленькая, удаленькая большую беду приносит. (Искра) По трубе течет, пироги печет. (Газ)

Где лежала красная коза, там трава не растет. (Место, где был костер)

Бежал от дыма и упал в огонь.

Без поджога дрова не горят. Брань не дым — глаза не ест.

Брось грязное дело — пойдем трубы чистить ( трубочисты). 

5

Пословицы

Быть в огне и не обжечься.

В огне брода нет.

В огне и железо плавко.

В пороховом погребе не курят.

Вор ворует — стены покидает, а огонь все пожирает. В своей-то печи и дрова ярче горят.

Вертится как береста на огне.

В огне промок, зато в воде высох. Впотьмах и гнилушка светит.

Где дым, там и копоть.

Где дым, там и огонь, а где квас, там и гуща. Голова без ума — что фонарь без свечи. Горяч почин, да скоро остыл.

Гроза бьет по высокому дереву. Густо кадишь — святых задымишь. Дела — как сажа бела.

Дело выгорело.

Днем с огнем (не сыщешь). Добро не горит, не тонет.

Догадлив крестьянин — на печи избу поставил. Дурень и дом сожжет, так огню рад.

Дым с чадом сошелся. Дыма без огня не бывает.

Его копейка нищему руку прожжет. Жареному петуху все по вкусу.

Затопила печку, а сама к соседям на крылечко. Злой человек — как уголь: если не жжет, то чернит.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

К богатому - за мукой, а к бедному — за золой.

Как бы мал огонь ни был, всегда от него дым будет. Как мотыльки на огонь.

Как подожжешь дрова, так и горят.

Коли нет сноровки, так смелостью не возьмешь. Которая искра не упала, та и не ожгла.

Кому чай да кофей, а нам чад да копоть. Ключи в кармане, а амбар сгорел. Кто смел, тот и цел.

— Лень, отвори дверь — сгоришь!

— Сгорю, а не отворю.

Ловко Степка печку склал: труба высокая, а дым в подворотню тянет. Легко чужими руками жар загребать.

Любви, огня да кашля от людей не утаишь. Ляжешь подле огня, нехотя обожжешься.

Малая искра города поджигает, а сама прежде всех погибает. Маслом огонь не заливают.

Много дыму, да мало пылу. Муж — с огнем, жена - с водою.

На его бабушке сарафан горел, а мой дедушка пришел да руки погрел. На огонь дров не напасешься.

На работу — огонь, а работу хоть в огонь. На воре шапка горит.

Не во всякой туче гром; а и гром, да и не грянет, а и грянет, да не по нас, а и по нас — авось опалит, не убьет.

Не все греет, что светит: луна светла, да без тепла. Не доглядишь оком, заплатишь боком.

Не играй с огнем — обожжешься. Не пламя города палит — искра.

7

Не подкладывай к огню соломы.

Не подливай масла в огонь. Не по печке заслонка.

Не подожжешь дрова, так и не загорятся. Не радуйся чужой беде, своя на гряде. Не та гроза страшна, которая прошла.

Не топора бойся, а огня.

Не трись подле сажи — замараешься. Неворошенный жар под пеплом лежит.

Немой «Караул» закричал, безногий на пожар побежал. Обухом не ударишь — искры не увидишь.

Овин гори, а молотильщиков корми. Овин прогорел, а слепой проглядел. Оглянись назад: не горит ли посад. Огня бойся, воды берегись.

Огня взаймы не выпросишь.

Огонь — беда, вода — беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды. Огонь жжет; вода мочит, а печка сушит.

Огонь без дыму не живет. Огонь кочерги не боится.

Огонь под полой далеко не унесешь.

Огонь маслом заливать — лишь огня прибавлять. Огонь тушат, пока не разгорелся.

Огонь — хороший друг, но плохой хозяин. Одна беда не угасла, другая загорелась.

Одна головешка и в печи не горит, а две — ив поле разгораются. Он и в огне не сгорит.

От дождя не в воду, от огня не в пламя. От копеечной свечи Москва загорелась.

От огня вода ключом кипит, а водою и огонь заливают.

8

Отвага — половина спасенья.

Откуда дым, оттуда и огонь. Огню не верь и воде не верь. Огонь и вода — супостаты. Огню да воде Бог волю дал.

Огонь не вода — пожитки не всплывают. Огонь не вода — охватит, не всплывешь. Огонь да вода — нужда да беда.

От вора остатки бывают, а от огня — одно пепелище. От малой искры сыр-бор загорается.

От жары и камень трескается.

Подле воды — обмочишься, подле огня — обожжешься. Пожар чернилами не зальешь.

Попал промеж двух огней.

Правда в огне не горит и в воде не тонет. Сгорело — и дыму нет.

Сено с огнем не улежит. Слезы пожара не тушат.

С огнем, с водою, с ветром не дружись, а с землею дружись. С огнем не шути, с водой не дружись, ветру не верь.

С огнем, с водой не поспоришь. Спаленное пожарище долго пахнет.

«Спи, царь огонь», — говорит царица водица. Сполох ударил, так подай сюда пожар.

Стою, как на угольях. Тише кади, не зажги избы.

Топор обрубит, а огонь с корнем спалит. Угорела барыня в нетопленой горнице. У кого что горит, тот о том и раззвонит. Упустишь огонь — не потушишь.

9

Хороши в батраках огонь да вода, а не дай им Бог своим умом жить. Царь-огонь да царица водица.

Ярко лучина горела, да где она?

Огонь беда, и вода – беда, а нет хуже беды, когда ни огня, ни воды.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Слёзы пожара не тушат.

Плох мир огня с водою.

Спички не тронь, в спичках огонь.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу идёт. (О пожарных).

Красный петух прошёлся.

Сену с огнём не ужиться.

Искра мала, да пламень велик.

Не шути с огнём – обожжешься.

Спички не игрушка, огонь не забава.

Упустишь огонь – не потушишь.

Огонь - не вода, схватит – не выплывешь.

Где огонь, там и дым.

Дыма без огня не бывает.

Не играй, кошка, с огнём, обожжёшься.

Дорого при пожаре и ведро воды.

Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.

Как бы мал огонёк не был, всегда от него дым.

Спичка – невеличка, а огонь великан.

11


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»    Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»     Кустовое методическое объ...

Программа по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Островок безопасности»

Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безо...

Занятие по ПДД Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей по средствам освоения правил дорожного движения (ПДД)» .Малыши с рождения за безопасное движение

Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения на дорогах....

Основы безопасности жизнедеятельности детей, проект по теме "Огонёк безопасности!"

Цель: формирование у детей знаний о пожарной безопасности, навыков осознанного безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний основ безопасности у детей....