Опыт работы Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно- экспериментальной деятельности »
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Артёмова Лариса Геннадьевна

Главной целью моего опыта является :

- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

- Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_rab_artemova.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ №9 « Канашевский детский сад « Золотой ключик»

                                     Опыт работы

Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно- экспериментальной деятельности »

https://st3.depositphotos.com/1763191/13599/v/950/depositphotos_135992138-stock-illustration-kids-doing-science-experiment-and.jpg

                                                                                                                                                 

                                                                  Воспитатель: 1 категории                        

                                                               Артёмова Лариса Геннадьевна

                                                       2023-2024г

Содержание:

1. Актуальность опыта…………………………………………...…………

3

2. Цели и задачи ……..…………………...………………….………………

5

3. Содержание опыта …………………..……………………………………

6

4.. Заключение …..……………………………………..…………………….

12

Список  методической литературы ……… ………………………………

13

Перспективный план……………………………………………………….  

16

                                                             

                                                                 

                                                                  « Умейте открыть перед ребенком в  

                                                                   окружающем мире, что-то одно, но  

                                                                   открыть так , чтобы кусочек жизни

                                                                   заиграл перед детьми всеми красками    

                                                                   радуги. Оставляйте всегда что-то

                                                                   недосказанное, чтобы ребенку

                                                                   захотелось ещё и ещё раз возвратиться

                                                                   к тому, что он узнал.

                                                                                                   В.А. Сухомлинский

                                         1.  Актуальность опыта

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека. В этот период интенсивно идет развитие познавательной активности. Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества. Деятельность экспериментирования , взятая во всей её полноте и уверенности , является всеобщим способом функционирования психики. Эксперимент должен привести к формированию представлений у детей образования того или иного явления , а также знаний о нем. Экспериментирование , так же как и игра является наиболее естественными путями познания в дошкольном возрасте. Задача воспитателя – помочь обобщить представления , полученные опытным путем, сформулировать их. Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности , в котором наиболее выражены процессы целесообразности , процессы возникновения и развития новых мотивов личности , лежащих в основе самодвижения , саморазвития.

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.

В связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования. Особенности  деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Н.Н. Поддьякова,  А.И. Савенкова и др.

Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;

- развивается речь;

- формируется самостоятельность,  способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

-развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Педагоги и психологи указывают, что для познавательного развития дошкольников, нужно использовать детское экспериментирование.

Вместе с тем, детское экспериментирование, как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется редко, что обусловлено следующими причинами:

- недостаточно разработаны технологии организации детского экспериментирования;

- воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, т.к. в имеющихся публикациях, в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами, в них отсутствует мотивация для ребенка.

Таким образом, в практике сложилось противоречие между необходимостью развития детского экспериментирования и отсутствием технологии организации этого процесса, что подвело к выбору темы моего опыта и к внедрению детского экспериментирования в свою практическую деятельность.

                                            2. Цели и задачи опыта

Главной целью моего опыта является :

- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

- Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

 Исходя из целей ,  поставила перед собой следующие задачи:

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость,  мягкость, сыпучесть,  вязкость, плавучесть, растворимость.)

- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость.

-Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

-  Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

-Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для      возникновения удивления по отношению к наблюдаемым  явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.

-  Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

                             

                                      3. Содержание опыта.

Свою деятельность в данном направлении я начала с изучения методической литературы по экспериментированию. Разработала перспективный план работы с детьми на основе общей образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и Образовательной программы дошкольного образования.

Мной была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Прохорова Л. Н., Балакшина ТА,Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой, А. И. Ивановой и др. Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

В практике своей работы я использую различные методы и приёмы. Наглядные, художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, наблюдения, составление плана, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций,  показ презентаций, художественно- творческую деятельность.

При ознакомлении детей с природой использую чтение художественной литературы и книги по экологическому воспитанию. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы.  Дети узнали о месте

произрастания грибов, их строении, размножении, как развиваются растения, о сезонных изменениях в природе, о природных явлениях,  о свойствах песка, снега, воды, льда, воздуха.  Также часто использую русский фольклор : народные приметы и пословицы, загадки, русскую песню, попевки, потешки, считалочки, так как  – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире , потому что истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа . Много было прочитано художественной литературы :Чтение  стих-я Ерихеева "Осень",  Ю. Тувим " Овощи.", А. Майков "Кроет уж лист золотой", И. Токмакова "Сосны", чтение рассказа "Зелёные страницы",  Николаевой "Путешествие капельки" чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде», Т.А. Шорыгина « Зеленые сказки»  ( Экология для малышей), И. Гурина « Как появляется цветок».

 Среди словесных методов особую роль играет беседа с детьми. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. Беседовали на темы: " Что нам осень принесла", «Беседа о лекарственных травах», "Мой любимый цветок", "Как развивается растение", "Как сосулька превратилась в воду", "Звери в зимнем лесу", « Как почва влияет на рост и    развитие растений» , «Беседа о значении чистого воздуха на жизнь людей», «Беседа о зимующих и перелётных птицах», Беседа: "Чем мы угостим синичку и воробья", "Нужен ли зимой растениям снег?", « Беседа об уходе за комнатными растениями» и много других бесед на разную тематику. Словесные методы  сочетаю с наглядными, использую картины, иллюстрации, изготовление макетов животный и растительный мир, показ презентаций. Рассматривание иллюстраций с растениями, с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений, картин с изображением домашних животных, рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные, рассматривание картины "Звери в зимнем лесу", иллюстраций с изображением птиц, рассматривание альбома "Пернатые друзья", картины К. Коровин "Зима",  картины из серии "Уход за комнатными растениями", Рассматривание иллюстраций различных предметов для изучения свойств материалов из которых сделаны эти предметы, рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека. Работали над проектом « История возникновения новогодней игрушки». Целью проекта являлось знакомство с историей возникновения и видоизменения новогодних игрушек. Расширение  кругозора детей; развитие творческих способностей. Задачи проекта поставила следующие: 1.Познакомить с историей возникновения новогодней игрушки,  с историей украшения ёлки на Руси.

2.Познакомить с материалами и их свойствами из которых можно сделать елочную игрушку.

3.Научить детей  изготавливать новогоднюю игрушку разными способами из различного материала.

 4.Создать условия для получения  знаний об истории возникновения новогодней игрушки через организацию проектной деятельности.

5.Оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске её решения, в реализации идей, в оформлении работ, в организации выставки и мини-музея.

6.Привлечь родителей к участию в проекте и  к поиску  познавательного материала вместе с детьми, в организации выставки новогодних игрушек.

7.Формировать положительный опыт общения и совместной деятельности детей и родителей.

Дети узнали историю возникновения и видоизменения новогодних игрушек,  традиции украшения елки игрушками. Сформированы навыки, изготовления разными способами применяя различный материал, новогодней игрушки; творчески- эстетическое восприятие. Сформированы знания о безопасном обращении с елочными украшениями. Узнали свойства материалов из которых можно изготовить елочные игрушки или украшения. Родители активно включились в работу по созданию ёлочных игрушек, изготовлению вместе со своим ребёнком семейной елочной игрушки, организовали выставку новогодних игрушек нашего времени и прошлого века, а так же оказали большую помощь в подготовке и проведению Новогоднего праздника для детей нашей группы.

Также одной из форм экспериментальной деятельности является наблюдение.
 Мы наблюдали за состоянием погоды на прогулке, за деревьями,  за дождём, росой, туманом, снегопадом, за инеем, как в луже отражаются предметы.  Превращали воду в лед, закрашивали воду , заливали в формочки и получали красивые цветные льдинки.  Когда на улице повышалась температура , снег становился  липким, и дети лепили из него  очень много  интересных фигур.

Провели эксперимент со снегом. Занесли в группу и наблюдали, как белый снег превращается в воду, но вот только из белого снега вода стала грязной. Дети были удивлены результатом. Зато наглядно увидев, что вода стала грязной, сделали вывод:  снег нельзя есть.

Свою работу по развитию  экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

- живая природа: Выявляли потребность растения в воздухе, наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воздуха и  воды жить не могут.    

 В осенний период наблюдали за увяданием цветов в цветниках, собирали семена, засеивали собранные семена в клумбы, для дальнейшего наблюдения в весенний период за прорастанием  семян.  

Расширяли и уточняли знания о рябине , березе , сделали выводы , почему осенью листья желтеют, а  ягоды у рябины красные.

-неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).

Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка? Изучать свойства песка и делать выводы.

В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса, имеет вкус и запах , если в воду добавить какие либо добавки.

 Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета , воздух расширяется и сжимается, огонь загрязняет воздух.

В зимний период интересные  опыты проводили со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега», « Что за корка на снегу?»,                     « Окрашивание снега» , « Измерение глубины снега» и др.

 - человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)Закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавали различные звуки, нос – определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус).

  Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:

1.Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2.Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

 3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.   В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты.

 Их элементарность заключается:

1. В характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

2. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

3.  Они практически безопасны.

4. В такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

- постановка проблемы;

- поиск путей решения проблемы;

- проверка гипотез, предположений;

- обсуждение увиденных полученных результатов;

- формулировка выводов;

 Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную  деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

 Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.    Содержание  предметно- развивающего уголка экспериментирования:

В уголке имеется   разнообразное оборудование.  Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.    

Содержание уголка для экспериментирования :

- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма, мерные ложки, сита и воронки, формы для изготовления льда, пипетки, трубочки,

- гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.

- природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа и т.п.)

- бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки) и т.п.

- лупы;

- контейнеры с песком и водой;

- рулетка, линейка, треугольник;

- часы песочные;

- бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

             

4. Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского экспериментирования.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною проводятся консультации и семинары по исследовательской деятельности дошкольников, анкетирование родителей. Консультация «Опытно –экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. Консультация: «Организация детского экспериментирования в весенний  период». Рекомендовала провести игры с песком в домашних условиях, провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми,  опыты с магнитами, закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей», сбор природного материала для поделок, экспериментов. Памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Детское экспериментирование в домашних условиях»
Буклет «Экспериментируем дома».Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми. Проводилось анкетирование родителей. Цель анкетирования: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности. Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

                                                Заключение

На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.      В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности, развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

А так же появилось стремление экспериментировать дома, используя приобретённые знания и умения, что отмечают многие родители.

Следовательно, могу сделать вывод, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

  Литература.

 1.Рабочая образовательную программу воспитателя на основании общей образовательной программы под редакцией Н.Е.Вераксы»

2. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.Москва. Сфера. 2015.

3. Л. В. Рыжова. Методика детского экспериментирования.Москва. Детство-Пресс. 2015.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М., 2004.

5. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.Москва. Мозаика-Синтез. 2015.

6.О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";

7. Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;

8. Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;

9. Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;

10. Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;

11. А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;

12. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

Перспективное планирование по экспериментированию в старшей группе на 2023- 2024 учебный год

 

Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

Задачи:

-создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

- развитие познавательных интересов;

- развитие мыслительных процессов; самостоятельности;

- воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;

Сентябрь – Октябрь -ноябрь

Тема экспериментальной деятельности

Цель эксперимента

 Взаимодействие

 с  родителями

1. Песчаный конус.

Знакомство детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты.

Консультация «Опытно –экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

2. Строим замки из песка

Знакомство со свойствами влажного песка, развитие познавательного интереса к экспериментированию.

Рекомендовать провести игры с песком в домашних условиях.

3. Песочные часы.

Умение решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

4.Песок и глина – наши помощники

Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия

Анкетирование родителей.  Выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

5. Вода-водица.

6. Морская вода

7. Пар — это тоже вода

8. Вода не имеет формы»

9.  Вода не имеет вкуса»

10. Вода не имеет запаха»

11 Вода не имеет формы

12. «Вода имеет вес

13. С водой и без воды

 Развитие познавательного интереса детей через экспериментирование. Знакомство со свойствами жидкостей на примере воды. Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без вкуса, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы

Продолжать знакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Буклет «Экспериментируем дома».Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

Декабрь – январь- февраль

1.Свойства воздуха

2.Вдох – выдох

3.Воздух при

 нагревании сужается

4. Поиск воздуха

5. В воде есть воздух

6. Замораживаем воду

7.Снег,снежинки, иней.

8.Защитные свойства снега

9.Измерение глубины снега

10 Что за корка на снегу?

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха

Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.

Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.

Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.

Формирование представления о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий.

Формирование представлений о защитных свойствах снега.

Установить, почему глубина снега в разных местах разная.

Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка — наст

Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Март –апрель-май

1.Проверим слух

Беседа «Зачем нужно беречь уши»

2.Наши помощники – глаза

3.Взаимосвязь органов вкуса и запаха

4.  Посадка лука.

5.От семени до семени

6.Ветки деревьев,

помещенные в воду.

7. Притягивает - не притягивает

8.Экспериментирование с почвой.

Где лучше расти?

Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела.

Познакомить детей с органом зрения как частью тела.

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Дидактическая игра:

«Определи на вкус», «Определи по запаху»

Выявление условий для роста и развития растений (лука). Наблюдение за растениями,помещенными в разные условия: в тепло, холод, темнота. Определение факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений.

Знакомство с этапами развития растения: семена – росток - цветок – плод.

Определение факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений.

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы

Знакомство со свойствами почвы

Дать представление о том, что в земле есть вода.

Памятка: «Береги уши»

Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза»

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование.

Консультация: «Организация детского экспериментирования в весенний  период»

Сбор природного материала для поделок, экспериментов.

Перспективное планирование составлено на основании программ:

 «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям и образовательной программой дошкольного образования.

  Образовательная  программа дощкольного образования.

 О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";

 Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;

 Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;

 Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);

 Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;

 Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;

 А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;

• А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад № 76 г.Челябинска»       План самообразованияна 2020-2021 уч. год &laq...

Опыт работы: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

           В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы...

Педагогический опыт на тему:«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования Лего-конструирования»

Становление опыта осуществлялось в условиях МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 города Шебекино Белгородской области», расположенного по адресу г. Шебекино ул. Генерала Шумилова....

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»...

План самообразования воспитателя на 2021-2024 гг. «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»Цель: Совершенствование педагогической компетентности в вопросах ра...