Сценарий открытого занятия "Исследование молока в лаборатории"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Валитова Гульфинур Нургалиевна

Конспект занятия для детей старшей группы по исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zan_m_oloko.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек» г. Надым

«Исследование молока в лаборатории»

Конспект образовательной ситуации в старшей «А» группе

Подготовила воспитатель Валитова Г.Н.

 

Надым, 2023г.


Тема: «Исследование молока»

Возрастная группа: старшая группа

Направление развития: познавательное

Образовательная область: познавательное развитие, исследовательское развитие

Технология: ситуация

Тип ситуации: открытие нового знания

Цель: формирование навыков экспериментирования и фиксации наблюдений, развитие умения анализировать и выдвигать гипотезы на основе наблюдений

Задачи:

Образовательные: формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;

учить детей осознанно относиться к своему питанию.

Развивающие: обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

Воспитательные: воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу

Материалы и оборудование: фартуки, нарукавники, шапочки для детей, молоко в разных упаковках, посуда для исследований (тарелки, стаканы, ложки, пипетки); крахмал, йод, кока-кола, утюг

 

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

 

мотивировать детей на включение в познавательную деятельность; познакомить детей с организацией, занимающейся исследованиями;

способствовать обогащению словарного запаса детей

 Воспитатель собирает вокруг себя детей.

- Ребята, чем обычно кормят маленьких детей в садике?

-молочной кашей

 - Правильно, кашей. Какие продукты необходимы для приготовления молочной каши?

-молоко и крупа

- Правильно. И обязательно качественное молоко

- Ребята, где узнают качество молока?

- В лабораториях

- Правильно, в исследовательских лабораториях. (уточнить кто работает и чем занимаются)

- Повара нашего садика попросили помочь узнать – качественное ли молоко им привезли поставщики?

- Хотите помочь поварам?

- Вы сможете это сделать?

постановка детской цели: Зачем?

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний  

активизировать употребление в речи прилагательных при описании животных.

  - Что вы знаете о пользе молока?

 Ответы детей…

- Молоко даёт человеку силу, красоту, здоровье, потому что в нем много витаминов и других полезных для здоровья и роста детей веществ. Кто пьёт молоко – у того растут крепкие кости, белые зубки,  хорошее настроение. В молочных продуктах, особенно в твороге, сыре и молоке содержится не только витамин D, но и много кальция (Ca), который необходим особенно детскому организму, для укрепления костей и зубов

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Мотивация к самостоятельной деятельности

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в игровой ситуации

создать мотивационную ситуацию для формирования представления о структуре объявления; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания

Я внимательно слушаю ответы

- Ребята, вот перед вами молоко в разных упаковках. Можете сказать, какое из них полезное и качественное   – 1 или 3,2; 2,5 % жирности? Смогли вы правильно выбрать? (да)

- А оно точно полезное, докажите?

-не знаем, не можем доказать

- Почему не смогли? (Потому что не знаем качество молока)

 - Что нам нужно сейчас узнать? (Нужно узнать качественное молоко или нет)

- где можно узнать?

- в исследовательской лаборатории

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания

 сформировать опыт рассуждений, формулирования простейших умозаключений; развивать умение детей анализировать структуру предложенного им высказывания; формировать элементарное осознание структурной организации текста объявления.

-Как это можно узнать? (можно догадаться, потом проверить, спросить у взрослых)  

- Приглашаю вас в исследовательскую лабораторию.  Но сначала, что нужно для того чтоб отправиться в лабораторию?

Дети: Одеть фартуки, нарукавники, шапочки.

Воспитатель: Напомните мне пожалуйста правила поведения в лаборатории?

Дети: Не шуметь, слушать внимательно инструкции, не брать со стола без разрешения материалы для опытов

Дети садятся за столы.

Опыт № 1 Какой цвет?

Воспитатель: Скажите, дети, когда вы смотрите на молоко, что вы можете сказать о нем?

-молоко белого цвета (подтверждается поднесением белого листа бумаги к стакану)

-молоко жидкое (подтверждается переливанием из одного стакана в другой)

-молоко принимает форму сосуда, в котором находиться (форму стакана, форму кувшина)

-молоко не прозрачное (определяется с помощью ложки опущенной в стакан)

ОПЫТ 2. Что полезнее КОКА-КОЛА или молоко?

- Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, и сделать вывод, что полезней молоко или кока-кола, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось.

- Что это у меня? (Молоко и кока-кола)

- Мы их смешиваем

- Что получилось у нас?

ВЫВОДМолоко потемнело, стало коричневым. Началась реакция, молоко свернулось, появился осадок в виде хлопьев. Кока-кола вступила в окислительную реакцию с молоком. Можно с уверенностью сказать, что кока-кола вредный продукт.

ОПЫТ 3. «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»

- Есть выражение «молоко убежало». У молока есть ноги(Нет)

- Почему так говорят?

-Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.

- Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.

- Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.

- Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.

- В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.

Посмотрите, что происходит с молоком(Оно пенится, кипит)

ВЫВОД:  в молоке происходит реакция, оно пенится, выделяет пузырьки, кипит.

Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний

упражнять в умении детей строить разные типы высказываний   (контаминированный текст - повествование и описание), соблюдая их структуру;

         

       

-Ребята, какую помощь попросили повара?

-узнать в какой бутылке качественное молоко  

- Давайте проверим и найдем

ОПЫТ 4. ОПЫТ С ЙОДОМ.

В некоторых молочных фабриках молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства. Крахмал в тарелочках перед вами. Можете потрогать, посмотреть на что похоже.

- Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал(ДА)

- А что для этого надо сделать?

- Для этого в наше молоко добавим йод.

- Что случилось с молоком?

Добавляю в две бутылки йод. В одной молоко посинело.

ВЫВОД: при соединении йода с крахмалом образуется соединение ярко-синего цвета. Раз у нас в одной бутылке молоко не стало синим, значит в нем нет крахмала. И это молоко качественное!

(полезное молоко отправляем на кухню)

 - Подводя итог наших исследований, мы можем сказать, что молоко не только полезный, но и волшебный продукт. Наш повар отправил письмо вам ребята. Давайте откроем и прочитаем.

Опыт «Тайное послание, написанное молоком».

(Возьмите тонкую кисточку и напишите или нарисуйте что-нибудь на обычном листе бумаги молоком. Когда надпись высохнет, она станет практически не видна. Чтобы буквы проявились, нужно нагреть лист бумаги над свечкой или прогладить его утюгом. И тогда молочные буквы потемнеют и станут видны.)

- Ребята, можете прочитать?

- Нет. Письмо пустое

- И что же это за невидимые чернила? Кто что может предположить? (слушаю ответы). А сейчас пришло время открыть секрет, что же написано в письме. Посмотрите, что у меня есть? Ткань и утюг. Утюг сильно нагретый, и сейчас я поглажу горячим утюгом письмо.

(Воспитатель проглаживает лист, на нем появляется слово «Спасибо»)

- Повар благодарит вас, ребята, за проделанную работу.

Воспитатель: В молоке есть вещества, которые под действием тепла разрушаются и становятся видимыми.

Практическое выполнение задания

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Самоконтроль

Осмысление (2  мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

 Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? 

Кому помогали?

Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? 

Что показалось вам самым интересным? 

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось?  Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения "Праздник молока"

Развлечение для детей средней группы направленное на закрепление заний детей о пользе молока, необходимости его потребления....

Эколого-экспериментальная деятельность : Сценарий «Чудеса на молоке»

Интересное опытно-эксперементальное занятие, рисование пищевыми красками на молоке....

Сценарий открытого занятия в старшей группе "Волшебное молоко"

Сценарий открытого занятия предназначен для использования в ДОУ...

Открытое занятие "Путешествие в лабораторию"

Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в  лабораторию» - Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не ...

Сценарий открытого досуга «Научная лаборатория. Волшебница вода»

Сценарий открытого досуга«Научная лаборатория. Волшебница вода»...

Конспект открытого занятия "Путешествие в лабораторию фиксиков"

Данный материал поможет воспитателям в занятиях эксперементальной деятельности...

Открытое занятие Цифровая образовательная лаборатория "Академия Наураши"

Возможно, не раз Вас ставили в тупик эти непростые детские вопросы: «Почему магнит притягивается к холодильнику?», «Как появляется свет в лампочке?», «Где живёт электриче...