Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисованием на ткани «Красота павлопосадского платка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Федюшина Татьяна

Конспект НОД по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисованием на ткани «Красота павлопосадского платка»

Цель: познакомить детей с нетрадиционным способом изготовления предметов народного творчества.

Задачи:

- закреплять умение составлять узор павлопосадской росписи на квадрате;

- способствовать развитию творческого воображения, художественно- эстетических навыков, мелкой моторики, внимания;

- воспитывать любовь и уважение к народному творчеству;

- воспитывать аккуратность, целеустремленность в рисовании, интерес к занятию;

- поддерживать интерес детей к народному искусству;

- познакомить с историей и технологией развития производства павло- посадских платков;

- помочь детям понимать смысл и значение слов:  узор, трафарет;

- продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, развивать монологическую и диалогическую речь;

- развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Павло-посадские платки для украшения группы, мультимедийный проектор, доска, ноутбук, вырезанные образцы цветов, цветные карандаши, белый квадрат.

Предварительная работа: Презентация «Павлопосадский платока!», изготовление образцов цветов.

Словарная работа: павлопосадский платок, бахрома, трафарет.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сегодня у нас необычное занятие по рисованию, а чем оно необычно вы увидите сами.

Ребята, присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: - Посмотрите, что у нас сегодня необычного появилось в группе?

Дети: Красивые платки.

Воспитатель: - Кто знает, что такое платок? (ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, у меня тоже есть такой платок!

Воспитатель читает стихотворение “Платок”, демонстрируя красоту платка.

Посмотрите на платок,

На платке расцвел цветок

Красный, желтый, голубой

Удивительный такой,

Посмотрите на платок

Вот зелененький листок

Завитки как кружева

Словно мягкая трава

Воспитатель:

- А вы хотите узнать, как появились эти необычные красивые платки?

Давным-давно, на Руси в городе Павловский Посад появилась фабрика. Построил его зажиточный крестьянин Семён Лабзин, там и начали делать эти красивые платки. А называются они, Павлопосадскими платками. Давайте скажем это слово вместе «Павлопасадский платок». Раньше Павлопосадские платки делали вручную, с помочью резных деревянных досок. С приходом машинного производства, узоры на платки стали наносить с помощью специального шаблона, на больших станках. Воспитатель: - Ребята, посмотрите, эти платки, не похожи друг на друга, все они неповторимые и разные. А раскрыв перед собой платок, мы видим пышный букет из садовых цветов, чаще всего это розы и георгины. Посмотрите, какие они яркие. Не менее яркие зеленые листья и мелкие полевые цветы, которые разбросаны по центру платка: белые ромашки, васильки, колокольчики сплетаются в узоры на разноцветном фоне: на белом, черном, зелёном, коричневом, красном, голубом. Цвета фона могут быть самыми различными. Такая цветовая гамма придаёт им праздничное настроение. Павлопосадские платки, по размеру, бывают большие и поменьше. А в завершении, украшаются по краям, бахромой.

Сейчас мы с вами посмотрим фильм, как на фабрике делают знаменитые на весь мир, павлопосадские платки.

2. Демонстрация фильма. (дети смотрят фильм – киножурнал «Хочу всё знать») - Ребята, вам понравился фильм? Как раньше делали платки? А сейчас как наносят узоры на платки? А кто придумывает узоры для платков. Теперь мы с вами знаем, как мастера на фабрике делают платки.

Воспитатель: - Но сначала, давайте поподробнее рассмотрим, Павлопосадские платки.

- Посмотрите, какую форму они имеют? (Квадратную).

Воспитатель: А какие рисунки изображены на платках?

Дети: Веточки, цветы, листья.

Воспитатель:- Какими цветами украшены Павлопосадские платки?

(розы, георгины, пионы, ромашки, васильки, зеленые листья и травы)

Воспитатель: - Как расположены цветы на платке? - Какие части платка обычно украшены цветами? (углы, края)

Чаще всего цветы располагаются симметрично по краям и углам платка, а середина платка заполняется мелкими цветочками.

Воспитатель: А какого цвета листья, веточки, цветы?

Дети: Желтые, красные, синие, зеленые.

Воспитатель: - Ребята, какого цвета фон у этого платка?

Воспитатель: - Чем украшен край платка? (бахромой)

Воспитатель: Ребята, мы с вами вспомнили, какие основные рисунки используются в росписи платков, побывали на фабрике, где их производят. А теперь и нам пора становиться мастерами и мастерицами и сделать свой платок.

Воспитатель: - Работа предстоит серьезная, нам нужно немножко отдохнуть.

Физкультминутка:

1, 2, 3, 4, 5 вышли дети погулять (шагают,

Остановились на лугу (остановились)

Дальше я быстрей бегу (бег на месте)

Лютики, ромашки, желтенькие кашки (наклоны)

Соберем вы вместе КЛАСС (руки поднять вверх)

Вот такой букет у нас (обнять себя за плечи).

Воспитатель: - А сейчас ребята, я приглашаю вас в творческую мастерскую по изготовлению платков. Вы готовы! Идёмте, займите свои места.

Воспитатель: Перед вами, заготовка нашего будущего платка (белая бумага).

- А чего не хватает, на платке? (Узора.)

Воспитатель: - А узоры, мы с вами будем разукрашивать. Вы сами должны взять цветы и разукрасить. Затем ваши цветы наклеим на белый квадрат. Сначала симметрично по углам, расположим крупные элементы, в данном случае у нас, это будут розы. Затем, в центральной части платка, таким же образом.

Воспитатель: Для того чтобы, нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Наши алые цветы распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

Наши алые цветы закрывают лепестки

Тихо засыпают, головой качают.

Воспитатель: - Ну вот, теперь наши пальчики и ручки готовы к рисованию

и мы можем приступить к работе.

Самостоятельная деятельность детей.

Под русскую народную мелодию дети приступают к работе.

Воспитатель: - Ребята, какой платок мы с вами сегодня украшали? Как он называется? (Павлопосадские платки

Итоги занятия. Воспитатель: - Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя встреча? И мне тоже понравилась с вами работать. Думаю, обладая такими качествами, как ваше старание, аккуратность, поможет вам и дальнейшем создавать такие уникальные вещи. А наша встреча подошла к концу. Спасибо вам за участие!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисованием на ткани «Красота павлопосадского платка»

Цель: познакомить детей с нетрадиционным способом изготовления предметов народного творчества.

Задачи:

- закреплять умение составлять узор павлопосадской росписи на квадрате;

- способствовать развитию творческого воображения, художественно- эстетических навыков, мелкой моторики, внимания;

- воспитывать любовь и уважение к народному творчеству;

- воспитывать аккуратность, целеустремленность в рисовании, интерес к занятию;

- поддерживать интерес детей к народному искусству;

- познакомить с историей и технологией развития производства павло- посадских платков;

- помочь детям понимать смысл и значение слов: узор, трафарет;

- продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, развивать монологическую и диалогическую речь;

- развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Павло-посадские платки для украшения группы, мультимедийный проектор, доска, ноутбук, вырезанные образцы цветов, цветные карандаши, белый квадрат.

Предварительная работа: Презентация «Павлопосадский платока!», изготовление образцов цветов.

Словарная работа: павлопосадский платок, бахрома, трафарет.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сегодня у нас необычное занятие по рисованию, а чем оно необычно вы увидите сами.

Ребята, присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: - Посмотрите, что у нас сегодня необычного появилось в группе?

Дети: Красивые платки.

Воспитатель: - Кто знает, что такое платок? (ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, у меня тоже есть такой платок!

Воспитатель читает стихотворение “Платок”, демонстрируя красоту платка.

Посмотрите на платок,

На платке расцвел цветок

Красный, желтый, голубой

Удивительный такой,

Посмотрите на платок

Вот зелененький листок

Завитки как кружева

Словно мягкая трава

Воспитатель:

- А вы хотите узнать, как появились эти необычные красивые платки?

Давным-давно, на Руси в городе Павловский Посад появилась фабрика. Построил его зажиточный крестьянин Семён Лабзин, там и начали делать эти красивые платки. А называются они, Павлопосадскими платками. Давайте скажем это слово вместе «Павлопасадский платок». Раньше Павлопосадские платки делали вручную, с помочью резных деревянных досок. С приходом машинного производства, узоры на платки стали наносить с помощью специального шаблона, на больших станках. Воспитатель: - Ребята, посмотрите, эти платки, не похожи друг на друга, все они неповторимые и разные. А раскрыв перед собой платок, мы видим пышный букет из садовых цветов, чаще всего это розы и георгины. Посмотрите, какие они яркие. Не менее яркие зеленые листья и мелкие полевые цветы, которые разбросаны по центру платка: белые ромашки, васильки, колокольчики сплетаются в узоры на разноцветном фоне: на белом, черном, зелёном, коричневом, красном, голубом. Цвета фона могут быть самыми различными. Такая цветовая гамма придаёт им праздничное настроение. Павлопосадские платки, по размеру, бывают большие и поменьше. А в завершении, украшаются по краям, бахромой.

Сейчас мы с вами посмотрим фильм, как на фабрике делают знаменитые на весь мир, павлопосадские платки.

2. Демонстрация фильма. (дети смотрят фильм – киножурнал «Хочу всё знать») - Ребята, вам понравился фильм? Как раньше делали платки? А сейчас как наносят узоры на платки? А кто придумывает узоры для платков. Теперь мы с вами знаем, как мастера на фабрике делают платки.

Воспитатель: - Но сначала, давайте поподробнее рассмотрим, Павлопосадские платки.

- Посмотрите, какую форму они имеют? (Квадратную).

Воспитатель: А какие рисунки изображены на платках?

Дети: Веточки, цветы, листья.

Воспитатель:- Какими цветами украшены Павлопосадские платки?

(розы, георгины, пионы, ромашки, васильки, зеленые листья и травы)

Воспитатель: - Как расположены цветы на платке? - Какие части платка обычно украшены цветами? (углы, края)

Чаще всего цветы располагаются симметрично по краям и углам платка, а середина платка заполняется мелкими цветочками.

Воспитатель: А какого цвета листья, веточки, цветы?

Дети: Желтые, красные, синие, зеленые.

Воспитатель: - Ребята, какого цвета фон у этого платка?

Воспитатель: - Чем украшен край платка? (бахромой)

Воспитатель: Ребята, мы с вами вспомнили, какие основные рисунки используются в росписи платков, побывали на фабрике, где их производят. А теперь и нам пора становиться мастерами и мастерицами и сделать свой платок.

Воспитатель: - Работа предстоит серьезная, нам нужно немножко отдохнуть.

Физкультминутка:

1, 2, 3, 4, 5 вышли дети погулять (шагают,

Остановились на лугу (остановились)

Дальше я быстрей бегу (бег на месте)

Лютики, ромашки, желтенькие кашки (наклоны)

Соберем вы вместе КЛАСС (руки поднять вверх)

Вот такой букет у нас (обнять себя за плечи).

Воспитатель: - А сейчас ребята, я приглашаю вас в творческую мастерскую по изготовлению платков. Вы готовы! Идёмте, займите свои места.

Воспитатель: Перед вами, заготовка нашего будущего платка (белая бумага).

- А чего не хватает, на платке? (Узора.)

Воспитатель: - А узоры, мы с вами будем разукрашивать. Вы сами должны взять цветы и разукрасить. Затем ваши цветы наклеим на белый квадрат. Сначала симметрично по углам, расположим крупные элементы, в данном случае у нас, это будут розы. Затем, в центральной части платка, таким же образом.

Воспитатель: Для того чтобы, нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Наши алые цветы распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

Наши алые цветы закрывают лепестки

Тихо засыпают, головой качают.

Воспитатель: - Ну вот, теперь наши пальчики и ручки готовы к рисованию

и мы можем приступить к работе.

Самостоятельная деятельность детей.

Под русскую народную мелодию дети приступают к работе.

Воспитатель: - Ребята, какой платок мы с вами сегодня украшали? Как он называется? (Павлопосадские платки

Итоги занятия. Воспитатель: - Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя встреча? И мне тоже понравилась с вами работать. Думаю, обладая такими качествами, как ваше старание, аккуратность, поможет вам и дальнейшем создавать такие уникальные вещи. А наша встреча подошла к концу. Спасибо вам за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с жанрами живописи "Экскурсия в картинную галерею"

Полный конспект занятия по ознакомлению детей с пейзажем, натюрмортом, портретом. Занятие было показано на областных курсах при ИППК и получило оценку "отлично"....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисование на ткани «Красивый платок»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными промыслами (производство павло-посадских платков). Упражнять в составление узора павло-посадской росписи, выполняя работу в нетрадиционно...

Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство детей с видами изобразительного искусства (живопись, скульптура малых форм и монументальная скульптура)"

В конспекте представлен материал по формированию   у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, о том, что скульптура бывает монументальной и малой форм. Основная ц...

Народное декоративное искусство- неиссякаемый источник мудрости и красоты.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда ...

Конспект занятия для детей старшей группы по ознакомлению с народным декоративным искусством и аппликации из ткани на ткани «Красивый платок»

Продолжать знакомить детей с народными промыслами (павлово - посадские платки). Учить составлять декоративную аппликацию на основе народного искусства. Закреплять знания детей об элементах и правилах ...

Сценарий развлечения для подготовительной группы «Путешествие по местам народно-прикладного искусства»

Формирование умения замечать и выделять основные средства выразительности изделий народных промыслов.Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декорат...