Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по "Познанию"Тема: «Как животные к зиме готовятся.» №10
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Марина Дмитриевна Нетудыхата

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе  по "Познанию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_tema_no_10_kak_zhivotnye_k_zime_gotovyatsya.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по

«Познавательному развитию» в средней группе

Тема: «Как животные к зиме готовятся.» №10

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Деятельность детей: образовательная, игровая, коммуникативная,  двигательная.

Цель: расширить представления детей об образе жизни лесных зверей и оседлых птиц осенью.

Программное содержание: расширить представление детей о характерных признаках животных, учить самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих  в жизни животных; соблюдать правила безопасности на природе; продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к животным, способность любить; воспитывать любознательность.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением лесных зверей осенью и зимой, две одинаковые веточки с двумя и пятью пластилиновыми шариками на нитках, пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет, цветные карандаши

Планируемый результат: расширены представления детей об образе жизни лесных зверей и оседлых птиц осенью.

Сруктура занятия

Iч.

Вводная часть.

IIч.

Основная часть.

16м

1

Игра

«Лес»

2

Беседа

птицы и их обитание

3

Беседа о животных

белка

4

Физкультминутка

«Звери»

5

Беседа о животных

ёж

6

Беседа о животных

медведь

7

Беседа о животных

волк

8

Беседа о животных

заяц

9

Беседа о животных

лиса

10

Работа с пособием

«Подготовка к зиме готовится.»

IIIч.

Заключительная часть

Итог занятия

Длительность занятия 20 мину.

Ход занятия

 Iч.Вводная часть

Эмоциональный настрой.

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

 IIч. Основная часть

1.Игра «Лес» или задание «Обведи те рисунки, на которых изображены животные, готовящиеся к зиме. Расскажи, как они это делают» в пособии.

- Мы уже ходили с вами в парк. Кого мы там видели?

- Как вы думаете, почему нам не встретились заяц, волк, лиса, медведь?

В парке много людей, вокруг него дороги, да и размеры у парка небольшие а животным нужно много места, тишина. Но даже если мы пойдём в настоящий лес, то вряд ли увидим кого-то. Звери пугливы. Поэтому давайте попросим старичка-лесовичка превратить нас в невидимок (откуда такое слово) на время, для того чтобы мы могли понаблюдать за обитателями леса

Раз, два, три, ветка клёна, помоги

Оказаться нам в лесу,

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотой

Осень желтою косой.

2.Беседа о птицах и их обитании

Входим в лес. Дети имитируют движение по лесу и садятся на пеньки. Тихо Иногда с шуршанием упадёт лист. Не слышно птиц

- Почему?

Дети в затруднении сразу они не находят связь между питанием птиц и их перелётами (Стало холодно вот они и улетели.) Воспитатель усугубляет ситуацию

-Тогда почему улетели не все птицы? Нет за окном у нас голуби (воробьи синицы, вороны и пр.). (Не знаем.)

- Чем питались птицы лето? (Кто-то мошками и жуками, кто-то ягодами и зелеными растениями.)

Что произошло осенью с растениями и насекомыми

Не стало еды для птиц, вот и улетели они на юг, где тепло и сытно. Сначала улетели те, кто питается насекомыми ласточки и строгим. Эти птицы нечего, кроме насекомых, не едят. Ни плодов в садах не клюют, ни зерен в поле не собирают. Зато тучи комаров и мошек поедают на лету. До миллиона штук за лето! Есть и пришита. Если быть до то летают. Почему? Потому что крылья у мошек от влаги становятся тяжёлыми, и они стают низко. Тут-то, скало земли, и ловят их эти маленькие черные птички с раздвоенными  хвостиками. Умеют ласточки в полёте не полёте не только насекомых ловить, но и пить, и даже купаться. Коснулась белой грудкой и хвостом воды-искупалась.

Стрижи тоже очень интересные птицы. Они так хорошо летают, что даже могут спать в воздухе. Ловят они комаров и мошек высоко в небе. Осенью становится холодно, комары и мошки исчезают. И стрижи улетают в теплые страны после ласточек и стрижей улетели птицы, которые кормятся, собирая свою пищу на земле журавли грачи последними улетают утки и гуся. Они живут у нас, пока не замерзнут водоемы

Все эти птицы перелетные.

- Почему они так называются?

Во время перелетов многие птицы погибает. Выдерживают только сильные и крепкие птицы, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не путайте и не гоняйте их зря.
- Некоторые птицы остались с нами на зиму, и надо позаботиться о них. Назовите их. (Во время прогулки собираем плоды деревьев и сорных трав для подкормки птиц зимой.)

3Беседа о животных и их обитании. Белка

Где же звери? Смотрите, кто это?

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

- Показать изображение белки. Это белка, но уже не рыжая, а серая. Она шубку на более тёплую поменяла

- Но почему цвет шерстки стал другим? Так белка от врагов прячется, например, от хищной птицы-ястреба. Деревья зимой голые, серые.

- Какой цвет занимает на фоне этих деревьев чем же зимой будет питаться белка? Она делает запасы. Грибы сушит, натыкая их на острые ветки, орехи и ямки прячет, которые выкапывают среди кустов. Если попадётся вам такая кладовая, не трогайте её, белке эти орешки нужнее.

В голодные годы, когда мало шишек и орехов, белки пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают открытые поля, забегают в деревни и в города.

Забавно наблюдать, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по ветке орешника и смотрит... Представьте себе, что вы белки. А вот куст орешника.

Опыт.

Воспитатель берёт в руку заранее подготовленные две одинаковые ветки. К одной подвешены на нитках 2 одинаковых пластилиновых шарика, к другой - 3.

- На какой ветке больше орехов? Но белка не умеет считать. Поэтому и стучит она по веткам. Вот так, воспитатель легко ударяет по каждой ветке так, что они начинают кататься

- Как же белка узнают, где орехов больше? На той ветке, которая дольше

Качается.

- А что ещё нужно холодной зимой?

Давайте посмотрим её дом. В беличьем дупле сухо, оно устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкает вход пробкой из сухой травы, сворачивается клубочком и спит. Нос хвостом закрывает.

- Зачем?

- Вспомните, кто ещё так делает? (Кошка.)

- А зачем ещё белке хвост? Он у неё как парашют: прыгнет зверёк с ёлки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку. А когда очень ветрено, садится белка спиной к ветру и хвостом закрывается.

- Как вы думаете, какие у белки коготки? (Острые, крепкие.)

-Как вы об этом догадались? (Белки ловко по стволам бегают.)

- Какие другие звери готовятся к приходу холодов?

4. Физкультминутка

Загадки о животных, которые приводятся ниже, можно использовать как

физкультурные минутки на данном занятии. Дети, отгадав загадку, не дают

ответ, а изображают это животное.

На спине иголки

Длинные и колкие.

А свернётся в клубок -

Нет ни головы, ни ног. (Ёж.)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь.)

Серовато, зубовато

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк.)

Не мышь, не птица
В лесу резвится.

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка.)

А вот ещё один лесной житель.

Кто это? (Волк.)

5.Беседа о еже и его обитании

Вот бежит торопится еж. Весь и сухих листьях.

- Как е листья на колючки насаживает?

Изобразите. Подбежал к ямке под пнём, избавился от листьев и снова за ними побежал. Выберет место, где листья совсем сухие, и начинает кататься по ним, свернувшись в клубок. Покатается так, понатыкает на свои колючки листья и снова к ямке... Дом себе на зиму готовит.

- А чем же он будет питаться зимой?

Ягод, грибов, зелёных растений нет, червяки, жуки попрятались. Еж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать.

6.Беседа о медведе и его обитании

- Кто ещё из зверей  в спеку впадают? (Медведь.)

- Чем медведь питался всё дето и осень? Ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой. Мог съесть любое животное, которое сумел поймать. В голодное время он набивает свой желудок травой, мхом, древесной корой. На
зиму он не делает запасов. Подумайте почему? Вот и приходится медведю, как и ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную и голодную зиму.

- Где всю зиму спит медведь? Под корнями упавшего дерева он устраивал себе дом. Натаскал молодых ёлочек, которые вырвал с корнем из земли, мха, хвороста.

Зимой берлогу закроет снежное одеяло. Тепло в ней медведю.

Он тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и тёплой.

7.Беседа о волке и его обитании

Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и ноги. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днём они спят, а охотятся по ночам.

8.Беседа о зайце и его обитании

- Кто ещё живет в лесу? (Заяц.)

Он тоже, как и белка, одежду поменял. Интересно он это делает. Сначала болеет хвост, потом задние ноги. Поглядишь из такого зайца из нём словно белые штаны надеты. Потом наступает очередь белеть спине, за ней - ушам, но не до самых кончиков: они у косого так и остаются чёрными. Больше и больше белеет заяц, и вот у него уже только конец морды тёмный

Зачем зайцу цвет менять?

- Кого он боится? От кого прячется?

- А если всё-таки выследила зайца лиса, как ему спастись? (Убегает заяц быстро запутывает следы.)

Что помогает косому так быстро бегать? (Длинные и сильные задние лапы.)

- Где же замой дом?

Днём он спит в снежной ямке. В большие морозы зарывается в сугроб - так теплее. Ночью выходит еду добывать: обгладывать кору с веток опавших деревьев. Если деревня недалеко, заберётся заяц в сад и полакомится корой яблонь. Вот почему люди на зиму обматывают стволы садовых деревьев тряпками.

А вот и заячий враг.

- Кто это? Лиса. Идёт тихо, неслышно. Покажите, как она это делает. Она зимой как в валенках, потому, что отрастает у лисы на лапах густая шерсть, и они не мерзнут.

9.Беседа о лисе и её обитании
Чем ещё питается лиса? Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся и пищат. Начинает она снег лапами разгребать. «Мышкует лиса», говорят люди. Чтобы насытиться, она должна съесть за день 20 мышей.

10.Работа с пособием

Задание «Каждый зверь в лесу сам к зиме готовится. А в какой сказке... Расскажи по картинкам»

- В какой сказке много зверей в одном доме жили? Расскажите её

- Какое время года изображено на картинке?

Что на последнем рисунке не так, как в сказка?

- Какой конец сказки вам больше нравится?

IIIч. Заключительная часть

Итог занятии

- Мы с вами видели много зверей.

Воспитатель выставляет на фланелеграфе изображения всех зверей.

Все они разные, но почему их назвали одним словом?

- Что у них общего? Все они покрыты шерстью, у всех есть хвост, все ходят на четырёх лапах.

Чтобы снять напряжение, развить чувство общности, выразительность движений, можно провести заключительную физкультурную минутку.

Дети, идя по кругу, по просьбе воспитателя показывает печального зайца, задумчивого медведя, виноватую лису, хмурого ежа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Дикие животные»

Конспект непосредственно образовательной деятельностив средней группе.Тема: «Дикие животные»Задачи:Образовательные: - закрепить знания детей о животных, их среде обитания; учить пользоваться заменител...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: Загадки зимы.

Мною было проведено открытое занятие, которое я предлагаю коллегам для перенятия опыта....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Зимующие птицы »

Расширение представлений у детей о зимующих птицах,умение различать птиц по внешнему виду....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе.Тема :«Домашние животные и их детеныши»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе.Тема: "Домашние животные и их детеныши"[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"10472387","attributes":{"alt":"","cl...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности с детьми по теме: «Жираф-животное Африки» с использованием современных образовательных технологий

Цель. Приобщение ребенка к поэтическому слову С. Я. Маршака.Задачи:·         развивать различительную способность глаза при рассматривании различных объект...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Дикие животные»

Обобщить и закрепить знания детей о диких животных, их среде обитания. Учить рисовать ежика вилкой, развивать творческие навыки....