Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Почему растаяла Снегурочка?» 2023г
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Будкова Ольга Викторовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Колокольчик» с.Троицкое»

694046 Сахалинская область, Анивский район, с. Троицкое, ул. Молодёжная, д.13, телефон/факс:8(42441)94729

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Почему растаяла Снегурочка?»

Подготовила воспитатель первой категории

Будкова Ольга Викторовна

2023

Цель образовательной деятельности: формирование познавательной активности детей при исследовании свойств воды, снега и льда.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

1. Обобщать знания детей в познании окружающего мира.

2. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.

3. Учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд.

4. Учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

РАЗВИВАЮЩИЕ.

1. Развивать мышление, интерес к явлениям неживой природы.

2. Вызывать радость от открытий, полученных из опытов.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ.

1. Воспитывать нравственно – эстетические чувства в общении с природой.

2. Формировать нравственные качества – отзывчивость, дружелюбие.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Снегурочка», игры со снегом и льдом на прогулке, наблюдение за снегопадом, рассматривание снежинок через лупу, замораживание льда в формочках.

Материально- техническое обеспечение занятия: иллюстрации с изображением  зимних пейзажей, игрушка Снегурочка, таз со снегом, лед в формочках, разнос  для снега и льда для каждого ребенка, два стакана с водой, салфетки.

Ход занятия.

Дети стоят в кругу. Ритуал приветствия «Улыбка»

Собирайтесь детки в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются).

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный гость. А чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку.

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали?

Воспитатель: Правильно, это Снегурочка.

Снегурочка: Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».

Дети: Здравствуй, Снегурочка!

Снегурочка: – Ребята, а какое сейчас время года? (Зима)

Снегурочка: Я люблю зиму. Ведь мне только зимой можно приходить в гости к детям. Расскажите мне, что происходит зимой, какая погода бывает зимой.

Дети называют приметы зимы.

Воспитатель (обобщает): Да, Снегурочка, зимой очень холодно. Все покрыто белым, пушистым снегом. Часто дуют сильные ветры. На улице мороз. С неба летят снежинки. Снежинки — это замерзшие капельки воды, которые превратились в тонкие иголочки. Когда снежинок падает много – много, то это уже снегопад! (Повторяют) А еще зимой замерзают реки, озера. Они покрываются слоем льда.

Снегурочка: А вам, дети, не скучно зимой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте расскажем Снегурочке, что мы делаем зимой.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Снегурочка: Какие вы молодцы.

Воспитатель: Снегурочка, ты сказала, что у тебя есть для нас сюрпризы. Покажешь?

Снегурочка: – Конечно, покажу, если вы сумеете отгадать мою загадку:

В холод белый и колючий,

в оттепель сырой, липучий.

Принесешь его домой –

Станет талою водой. (Снег)

Воспитатель: Снегурочка нам принесла немного снега. Как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате. (Ответы детей).

Воспитатель: – Молодцы, конечно, снег растает и превратится в воду. А пока снег не растаял, давайте с ним поиграем.

Воспитатель: Вот сколько снега в тазу, давайте потрогаем снег.

Воспитатель: — Какой снег?

Дети: — Холодный, мокрый, белый.

Воспитатель: — Чем пахнет снег?

Дети: — Снежинками, без запаха, ничем.

Воспитатель: — Что можно из него слепить?

Дети: — Комочки, снежки, горку.

Воспитатель: — Давайте, слепим снежные пирожки для Снегурочки. Возьмите в свои ладошки немного снега. Прижмите другой ладошкой.

Речедвигательная гимнастика «Я пеку, пеку, пеку…»:

Я пеку, пеку, пеку,

Пирожочек я слеплю.

Пирожочек я слеплю.

И в тарелку положу! (Дети кладут «пирожки» на разнос )

Воспитатель: — Ну, что, ребята, удалось нам слепить пирожки из снега?

Дети: — Да!

Воспитатель: — Почему?

Дети: — Снег липкий, потому что подтаял.

Воспитатель: — Какой формы «пирожки»?

Дети: — Круглые.

Воспитатель: — Что стало с нашими руками?

Дети: — Замерзли, стали холодными, мокрыми.

Воспитатель: — Почему руки замерзли?

Дети: — Потому что снег холодный.

Воспитатель: — Почему руки мокрые?

Дети: — Снег растаял от теплых ладошек. Превратились в капли воды.

Воспитатель: — Давайте вытрем руки салфеткой. (Дети вытирают руки). Потрогайте друг у друга ладони, действительно ли они холодные? (Дети трогают ладони друг у друга, прикладывают ладони к своим щекам.)

Воспитатель: — Что нужно сделать, чтобы согреть руки?

Дети: — Погреть их.

Упражнение по самомассажу рук:

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки – ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

Воспитатель: — Ну, что, согрелись?

Дети: — Да!

Воспитатель: — Ребята, что происходит с нашими «пирожками»?

Дети: — «Пирожки» тают.

Воспитатель: — Во что превращается снег?

Дети: — Снег превращается в воду.

Воспитатель: — Почему «пирожки» тают?

Дети: — В группе тепло.

Воспитатель: — А где ещё быстро может растаять снег?

Дети: — На батарее, на печке, в комнате.

Воспитатель: Ребята, Снегурочка, нам еще кое-что принесла. Что это? (Лёд)

Воспитатель: Возьмите по одной льдинке, потрогайте ее, какая она? (Ответы)

Дети: — Холодная, мокрая.

Воспитатель: А если мы нажмем на льдинки, что можно о них сказать, какие они? Твердые или мягкие?

Дети: — Твердые.

Воспитатель: Посмотрите, льдинки выскальзывают у меня из рук, удержать их очень трудно, почему, как вы думаете?

Дети: — Они скользкие.

Воспитатель: Положите свои льдинки в тарелочки. Посмотрите на ладошки – они у вас влажные. Как вы думаете, откуда взялась вода?

Дети: — Льдинки растаяли.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему льдинки начали таять?

Дети: — Трогали теплыми ладошками, в помещении тепло, а в тепле лед тает.

Воспитатель: Ребята, а можно ли льдинки брать в рот? Почему?

Дети: — Нет. Это очень опасно. Можно простудиться и заболеть, так как льдинки очень холодные.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег и лед? (ответы)

Воспитатель: Давайте это проверим.

воспитатель опускает кусочек льда и снега в воду. Дети наблюдают за тем, как лёд и снег плавают на поверхности. Так происходит, потому что снег и лёд легче воды.

Воспитатель: Ребята, какого цвета снег?

Какого цвета лёд? (Ответы)

 Делают вывод, что лед просвечивает, потому что он прозрачный.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что произошло со снегом и льдом в стаканчиках?

Дети: — Они растаяли.

Воспитатель: — Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, покажите мне свои ладошки, они, наверное, замерзли. Давайте вернемся на свои стульчики и согреем руки.

Речедвигательная гимнастика «Погреемся»:

Мы погреемся немножко

И похлопаем в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп!

Хлоп-хлоп-хлоп!

Ножки тоже мы погреем

И потопаем скорее:

Топ-топ-топ!

Топ-топ-топ!

По коленочкам ударим:

Тише, тише, тише.

Руки вверх мы поднимаем:

Выше, выше, выше.

Воспитатель: Ну, что, согрелись?

Дети: — Да!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша Снегурочка загрустила. Что случилось с тобой?

Снегурочка: Я таю…

Воспитатель: Ребята, а почему тает Снегурочка? (ответы)

Воспитатель: Правильно, Снегурочка сделана из снега, а снег в комнате тает, потому что тепло. Дети, нужно попрощаться со Снегурочкой и отпустить её домой в лес, но она к нам еще вернется на новый год.

Дети – До свидания до новых встреч.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, скажите, какие сюрпризы приносила вам Снегурочка.

 - Что интересного и  нового вы узнали сегодня?

- Что больше всего понравилось?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме "В прошлое одежды" На занятии дети не только знакомяться с историей одежды, но и сами становяться манекенщиками при показе разной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Здравствуй, весна"

Закрепление знаний об основных признаках ранней весны: на основе наблюдений, сравнений и личных впечатлений детей; с помощью дидактических игр, схем, составление познавательно-экологических сказок и в...

Конспект занятия по познавательному развитию (в средней группе) «Кто как к зиме приготовился?»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.Показать зависимость живой и неживой природы.2. Познакомить с новыми видами птиц, зимующими в наших краях. Материал: картинки с зимующими и перелетными птицами ;  ка...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе

Конспект по окружающему миру "Свойства воды"...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Сравнение двух групп предметов, разных по форме и высоте".

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе  "Сравнение двух групп предметов, разных по форме и высоте"....

Почему все звучит. Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе

Конспект НОД по познавательному развитию. Опытным путем дети узнают, почему все звучит, откуда берется голос и как работают голосовые связки....