Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на основе экспериментальной деятельности с детьми средней группы (4-5 лет) «Исследование свойств резины» (с применением метода ТРИЗ технологии - моделирование маленькими че
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Рогова Мария Александровна

Цель занятия развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_svoystva_reziny-vosp._rogova_m.a.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию на основе экспериментальной деятельности

с детьми средней группы (4-5 лет)

«Исследование свойств резины»

 (с применением метода ТРИЗ технологии - моделирование маленькими человечками).

        

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

МОУ СОШ №8

Рогова Мария Александровна


Цель:

развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

- познакомить детей с резиной, её качествами и свойствами;

- расширять кругозор (знания о практическом применении резины и вещах, которые изготавливают из нее);

- учить детей делать самостоятельные умозаключения и обобщения на основании результатов исследования;

- развивать любознательность, познавательный интерес;

- развивать память, внимание, наглядно - действенное и логическое мышление, воображение;

- воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательное поведение в коллективных видах деятельности,

- воспитывать аккуратность при выполнении экспериментов.

Материалы и оборудование:  игрушка Незнайка; оборудование для экспериментирования: воздушные шарики, емкости с водой, бумага, ткань на каждого ребенка; резиновая перчатка; «волшебный мешочек» с предметами из различных материалов в том числе резиновых; воздушные шарики для сюрпризного момента.

Предварительная работа: исследование свойств воздуха, воды, дерева, бумаги и пр.; освоение метода моделирования маленькими человечками (реализация программы «Умка»  развития мышления и творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ  под редакцией Курбатовой Л.М., кандидата психологических наук.).

Ход образовательной деятельности:

Мотивационно - ориентировочный этап:

 (под музыку дети входят в группу и останавливаются на ковре вокруг столика)

Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас с вами много гостей. Поздороваемся с ними!

А теперь дружно встанем в круг и возьмем друг друга за руки.

Вы чувствуете теплоту наших рук?

И это тепло подарим друг другу и нашим гостям.

… но мне кажется не все гости еще собрались. Кто-то к нам еще спешит… (стук в дверь, входит Незнайка-кукла. Младший воспитатель организует стук в дверь и передает куклу воспитателю, который в дальнейшем говорит от его имени)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я так рад встрече с вами! (можно, чтобы дети подставили ладошки и Незнайка хлопнет каждого по ладошке) Я так к вам спешил и хотел подарить вам подарки! (показывает мешочек) Только отгадайте, что это! Ладно?

Твой хвостик

Я в руке держал,

Ты полетел – я побежал.

Ответ: Воздушный шарик

Воспитатель: И что здесь шариков хватит на всех ребят?!

Незнайка: Конечно! Вот я открою сейчас свой мешочек….а они как полетят…. (шарики высыпаются на поднос)

Воспитатель: Спасибо тебе, Незнайка, (дети тоже должны поблагодарить)  но только, кажется, ты что-то забыл сделать! Ребята, что Незнайка забыл?  (ответ: надуть их)  Ну ничего! Зато мы сейчас выясним, из чего они  сделаны и какие свойства у этого материала. Согласны, ребята?                                        

Я приглашаю вас и Незнайку в научно-исследовательскую лабораторию.

(Дети разбирают шарики и садятся за столы, куклу Незнайку посадить на возвышение).

Поисковый этап:

Воспитатель: Поиграем мы с утра,

Заниматься нам пора,

Но не лепкой, и не чтеньем –

Ждет нас опыт, наблюденье.

     Итак, все предметы, которые нас окружают, сделаны из разных материалов, давайте вспомним, какие материалы мы знаем?

Дети: ткань, пластмасса, стекло, металл…

Воспитатель: а как вы думаете, из чего сделан наш шарик?  (из резины)

Воспитатель: Возьмите в руки шарик, сожмите его в руке, потрогайте. Какой он на ощупь? (если дети затрудняются, конкретизировать: гладкий или шершавый? Мягкий или твердый?)

Дети: Мягкий, гладкий.

Воспитатель: Потяните его, он порвался?

Дети: Его можно растянуть! Сейчас представим, как ведут себя маленькие человечки резины.

Воспитатель: Сейчас проверим это свойство, на других материалах. Возьмите бумагу, попробуйте её потянуть, она тянется?

Дети: Нет.

Воспитатель: А ткань растягивается, так же как шарик?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит, не все материалы могут растягиваться, как резина.

(Воспитатель вызывает 5 детей и на наглядной модели демонстрирует свойство резины: эластичность. Затем на ковре еще 2-3 человека выкладывают модель-схему из ММЧ).

Воспитатель: Возьмите шарик и попробуйте его надуть. Что с ним происходит?

Дети: Он становится больше.

Воспитатель: Почему так происходит?

Дети: Когда мы его надуваем, в него попадают  маленькие человечки воздуха, и он растягивается, когда сдуваем, то он снова становится маленьким.

Воспитатель: А сейчас немного поиграем: мальчики превратятся в маленьких человечков резины, а девочки в маленьких человечков воздуха. А наши гости будут нам помогать шарик надувать.

(Интерактивное  моделирование  методом маленьких человечков ММЧ: гости «надувают» шарик, при этом ММЧ воздуха сначала бегают вокруг «шарика», затем постепенно забегают в круг, а мы «завязываем» его)

Воспитатель: Незнайка (в резиновых сапогах), а зачем ты надел резиновые сапоги?

Незнайка: Как зачем? Вот вы у ребят спросите? (Дети высказывают свои предположения)

Давайте  проверим, пропускают ли резина воду?

(Воспитатель демонстрирует опыт: У меня резиновая перчатка. Какая у меня сейчас рука? (сухая)  опускает руку в воду, затем снимает перчатку. Рука остается …(какой?) сухой!)

Воспитатель: вот мы и выяснили, то такое резина и какими свойствами она обладает. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Разложи по местам»

(Воспитатель выносит поднос с предметами)

Воспитатель: Смотрите, здесь вещи из разных материалов. Найдем и поставим на стол, где ММЧ РЕЗИНЫ только резиновые предметы, а на ЭТОТ стол - все остальные.

(звучит песенка «Резиновая Зина», дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием. (Обсуждаем, назначение предметов, которые нашли: резиновая шапочка, шарик-попрыгунчик, …..) А что же это за предмет? Спринцовка, мы с вами уже знакомы с пипеткой и знаем, что она умеет делать, Что же? (набирать воду) Спринцовка может набрать гораздо больше воды, давайте проверим. Пройдите в нашу лабораторию. Беру спринцовку. Сжимаю и носик опускаю в воду…. Как вы думаете, что происходит? Она пьет воду!.... нажимаю….и вода выливается обратно!.... Приступим! (Раздать спринцовки на подносах, дети делают опыт самостоятельно)  Мне кажется, наша спринцовка похожа на слоненка? А еще мы с вами можем сделать в воде настоящие пузыри при помощи спринцовки. Делаем все наоборот, спринцовку опускаем носиком в воду и нажимаем, получаются пузыри. Как туда попал воздух? (дети высказываются).

     Закончили эксперимент. Вытираем руки салфеткой и собираемся на ковре.

           

Рефлексивно-оценочный этап:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть исследователями? Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали? (изучили свойства резины, узнали, какие вещи изготавливают из нее и почему).

Незнайка: Молодцы!  Настоящие исследователи! Вы такие внимательные и умные, как настоящие ученые! А у меня для вас  сюрприз!... (вносят воздушные шары под музыку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы «Знакомство со свойствами воды»

Самоанализопытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы«Знакомство со свойствами воды»...

Мастер-класс "Исследовательская деятельность с детьми с применением метода ТРИЗ-технологии "Моделирование маленькими человечками".

Предложенный материал поможет педагогу самому научиться мыслить нестандартно, а также научить этому своих воспитанников. Применяя в работе ТРИз-технологи у детей развивается речь, мышление, память, во...

Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»

Цель: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе. Задачи:Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху, о его свойствах  и значении.Познакомить детей с пон...

Конспект. Образовательная область – познавательная развитие Наблюдение за природой весной, с детьми средней группы.

Конспект.Образовательная область – познавательная развитиеНаблюдение за природой весной, с детьми средней группы. Задача:- формировать представление о состоянии природы весной;- обогащать и...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром).» с детьми средней группы. Тема «Экскурсия по родному району».

Цель: создать условия для расширения знаний детей о родном районе .Задачи:Образовательные: - дать детям представление о родном городе.- формировать знания воспитанников о родном районе, его достоприме...