Образовательное событие в старшей группе на тему: "Осенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ваничкина Мария Николаевна

Заявка образовательного события: ребенок на дневной прогулке задал мне вопрос, почему листья меняют свой цвет? Даша стала рассказывать нам, что на выходных она  с родителями в лес за грибами и обратила с вое внимание на то что листья у деревьев поменяли свой цвет. Дети с интересом слушали Дашу.

Я так же с интересом сушила рассказ Даши про то, как она ходила  с родителями в лес за грибами и рассматривала листья разных деревьев.  После чего я решила задать вопрос детям, в какое время года листья на деревьях меняют свой цвет? После того как мы выслушали ответ всех детей, я предложила детям выяснить почему листья меняю свой цвет осенью.

Цель:  Помочь детям узнать, почему с наступлением осени желтеют листья на деревьях.

Конечный продукт: осенняя  выставка, рисунков и гербариев составленная совестно с родителями.

Способ организации детей: круг; работа в команде.

Способ оформления информации: разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы. Коллективная работа «Осенний лес».

Ожидаемые образовательные результаты:

Универсальные образовательные результат

1.Формирование коммуникативных навыков: умение взаимодействовать друг с другом, учитывать мнение другого.

2. Расширены представления о сезонных изменениях в природе;

3.Сформированы умения выявлять причинно – следственные связи.

Предметные образовательные навыки

 1.Ознакомление с окружающим миром:

- Расширять и систематизировать представления детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях, об изменениях, происходящих в природе;

- Выявить причины природно-климатического явления – листопад;

- Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы, видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- Совершенствовать умение осуществлять экспериментальную деятельность, учить устанавливать причинно-следственные связи, исследовать природные явления;

- Развивать любознательность, формировать стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы;

- Воспитывать нравственные и духовные качества детей во время общения с природой, через произведения живописи и музыки, желание заботиться о ней.

- Воспитывать желание участвовать в экспериментальной деятельности и высказывать собственное суждение.

2. Художественно – эстетическое развитие:

- развивать продуктивную деятельность детей, творчество, используя нетрадиционные методы рисования при помощи печати листьями;

- расширять знания детей о признаках осени;

- продолжать работу по обогащению словарного запаса;

- воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Этапы образовательного события

1.Дневная прогулка: прослушивание рассказа воспитанницы о поездке в лес  на прошедших выходных. Тематический диалог с детьми, в котором обсуждался вопрос почему листья меняют свой цвет осенью.

В процессе диалога, я заметила интерес детей к данной теме, им очень интересно почему листья меняют свой цвет. Было принято решение изучить данный вопрос более подробно и узнать, почему листья меняют свой цвет осенью. После изучения данной темы сделать выставку рисунков на данную тему, и собрать осенний букет из листьев.

2.Исследовательская деятельность: изучение совместно с детьми строения листа, изучения с воспитанниками почему лист меняет свой цвет. Также был пополнен словарный запас детей, они узнали новое для себя слово «хлорофилл».

Для закрепления изученного материалы мы с детьми посмотрели познавательный мультфильм  «Почему желтеют листья» 

3. Творческая деятельность: изображение детьми осеннего листопада на бумаге с последующим обсуждением каждого рисунка и описанием детьми, своих работ. Оформление выставки рисунков и тематического стенда в коридоре группы.

     4. Жизнь после образовательного события: дети совместно с родителями отправляются на прогулку в лес и собирают там осенний букет из листьев, после чего приносят их в детский сад на «Осеннюю выставку».

 

2. Этап: Экспериментальная деятельность.

  Воспитатель: Чтобы в этом разобраться, я приглашаю вас, ребята, в нашу научную лабораторию. Но мы туда с вами не пойдем, а полетим как осенние листочки.
Воспитатель: Проходите, ребята, занимайте места за столом.
Опыт №1. Исследуем лист дерева
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на листик дерева. У листочка есть «палочка», она называется черешок. С его помощью листик соединяется с веточкой дерева. А теперь посмотрите на сам листочек. От черешка « отходят» тонкие трубочки – это жилки, по которым листик питается влагой. На листочке их много, одни жилки потолще и мы их видим невооруженным глазом, другие потоньше – их мы можем увидеть под лупой. Возьмите лупы и рассмотрите листочки.
Опыт № 2. Почему листья меняют цвет
Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами узнаем, почему же листики меняют цвет и опадают. Возьмите, пожалуйста зеленый кленовый листочек, порвите его, сомните и попробуйте на белом листе бумаги им порисовать. Посмотрим, что получится.
Дети: …у меня листик (бумаги) стал зеленым; он рисует…
Воспитатель: Да, ребята, зеленый кленовый листочек оставляет зеленый «след», так как в зеленом листике содержится особое вещество, которое называется хлорофилл. Давайте вместе повторим это слово.
Дети с воспитателем: хлорофилл
Воспитатель: А сейчас, ребята, возьмите «цветные» листочки и попробуйте сделать то же самое. Посмотрим, что получится.
Дети: у меня ничего нет; у меня раскрошился, сломался…
Воспитатель: А как думаете, почему так получилось?
Дети: потому, что нет хлорофилла
Воспитатель: Да, ребята в цветных сухих листочках хлорофилла нет. Вырабатывается хлорофилл в листочках под солнечными лучами. А что происходит с солнышком осенью?
Дети: оно меньше светит, плохо греет…
Воспитатель: Правильно, ребята. Солнышко осенью все меньше и меньше, хлорофилла в листочках тоже становится мало, и листики становится разноцветными, высыхают и опадают.

Физкультминутка "Листочки".
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
(Повторяют за воспитателем: кружатся, бегут на носочках, выполняя взмахи кистями рук, присаживаются).
Познавательный мультфильм

Бесед после просмотра мультфильма и составление общего вывода после поделанного эксперимента.

3.Этап: Художественно-эстетическая деятельность.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Осенний листопад»

(нетрадиционная техника – печать листьями деревьев)

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей.

Задачи:

- развивать продуктивную деятельность детей, творчество, используя нетрадиционные методы рисования при помощи печати листьями;

- расширять знания детей о признаках осени;

- продолжать работу по обогащению словарного запаса;

- воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Материал: листья деревьев, альбомный лист, набор гуашевых красок,  салфетки.

Предварительная работа: наблюдения за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.

Ход НОД:

Вводная часть:

Сюрпризный момент в группу приходит взрослый в костюме осени, разбрасывает клиновые листочки и делает из них дорожку, которая ведет в актовый зал.

Дети совместно с воспитателем следуют по дорожке в зал где «Осень» гуляет и разбрасывает осенние листья.

Осень - Здравствуйте ребятки, наконец-то я вас дождалась. Добро пожаловать в мой осенний лес. Вы узнали меня? (ответы детей)

Осень – Пока я гуляла по этому замечательному лесу, то встретила возле одного из деревьев, любопытного лисенка, он очень внимательно разглядывал, разноцветные листья и ни как не мог понять, что с ними случилось. Почему какие-то листочки стали красными, какие-то стали желтыми и осыпались с деревьев, а какие-то всё еще висят на ветках. 

Я бы ему с удовольствием об этом рассказала, но у меня сейчас столько забот, что успеть бы, справиться, до прихода моей сестрицы зимы.

Поэтому ребята, я хочу попросить вас, мне помочь и рассказать лисёнку обо всём, что сами знаете.  Сможете помочь? (ответы детей)

А мне пора спешить в другой лес. До свидания ребята.

Основная часть:

 Воспитатель:

- Лисёнок слушай внимательно и запоминай, сейчас мы с ребятами тебе всё расскажем.

- Давайте расскажем, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?

Дети:

- Листопад.

Воспитатель:

- Давайте вспомним, почему деревья сбрасывают листья осенью? (становится холодно, недостаточно света и тепла) (ответы детей).

Воспитатель: (наводящие вопросы).

Воспитатель: обращаясь к лисёнку: Милый лисёнок, тебе понравился наш рассказ, ты всё запомнил?

Ответ лисёнка (аудиозапись): Да, спасибо большое, мне очень понравился ваш рассказ, теперь я точно знаю, что происходит осенью с листочками. Ребята, мне так нравится красота осеннего леса, а давайте мы его создадим, необычны способом на бумаге.  Что бы он еще долго оставался с нами.

А мне пора возвращаться домой, а то моя мама лисица, уже наверное меня ищет, до свидания.

Воспитатель:  Обращает внимание детей на листочки на столах.

Воспитатель:

- Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки – веточки. Листик напоминает крону деревца. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок. Он  напоминает ствол.

- Сегодня мы с вами будем рисовать осенние деревца, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.

Физминутка

Дружно по лему гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны в перед)

Собирать их каждый рад

Просто чудо листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

 

Практическая часть

Воспитатель:

- Возьмите любой понравившийся вам листик, покройте его разной краской при  помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это будем на отдельном листе бумаги.

- Окрашенной стороной положим листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижмём к бумаге, стараясь не сдвигать с места.

- Затем возьмите листочек за черешок и осторожно снимите его с поверхности альбомного листа.

- Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, мы кистью дорисуем стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.

Самостоятельная работа детей.

Заключительная часть:

Воспитатель:

- У нас с вами получилась красивая разноцветная осень. Это листики – отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья.

- А сейчас вы можете пройти и посмотреть у кого, что получилось.

Предлагая детям организовать выставку работ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме "Осень"

Помогает закрепить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях,  формировать представления о перелётных и зимующих птицах с помощью озвученной анимированной презентации....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы на тему: "Осень разноцветная" с использованием здоровьесбеоегающих и иновационных технологий

Конспект НОД для детей старшей группы на тему: "Осень разноцветная" с использованием нетрадиционной техники рисования - печать литьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, в парке можно собрать ли...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Осеннее путешествие по экологической тропе. Золотая осень»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему«Осеннее путешествие по экологической тропе. Золотая осень»Воспитатель первой квалификационной категорииЕльчанинов...

Планирование образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Осень, осень, в гости просим!»

Планирование образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Осень, осень, в гости просим!»...