Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в средней группе «Свойства воздуха».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Анна Евгениевна Трунова

Уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sv-va_vozduha.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в средней группе «Свойства воздуха».

Цель: формирование представления о свойствах воздуха путем экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательная:

— уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха.

Развивающая:

— развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность;

— развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов.

Словарная работа: Обогащать словарь детей: лаборатория, прозрачный.

Предварительная работа: Беседа «Живая и неживая природа», загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремов, «Ветер» М. Исаковского. Наблюдение на прогулке за ветром.

 

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей.)

Воспитатель: Ребята, утром я обнаружила вот этот конверт. Вы хотите узнать, что в нем внутри? (Ответы детей.)

Да здесь какая-то загадка!

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Молодцы. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие исследователи

Приглашаю вас в свою лабораторию. Скажите, ребята, что такое лаборатория? (Ответы детей.) Правильно – это помещение, где проводят опыты и эксперименты. А вы любите экспериментировать? (Дети отвечают.) Я приглашаю вас стать моими помощниками.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. Для этого, закройте глазки, а я произнесу заклинание: 

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как нужно себя вести в лаборатории. Надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно.

Мы сегодня узнаем много интересного о воздухе и о его свойствах.

- Ребята, кто из вас видит воздух? (Ответы детей.) Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.

-Как можно его обнаружить? (Ответы.)

-А я предлагаю попробовать его поймать. Возьмем полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем (Он пустой.)

А теперь, мы наберем в пакет воздух, и закрутим его. Что произошло с пакетом? (Он надулся)

Воспитатель: А почему? (В пакете воздух, он полон воздуха.)

-А давайте убедимся, что там находится именно воздух.. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете (Шипение.)

- Так выходит воздух, мы его не видим, но чувствуем. А что произошло с пакетом? (Пакет сдулся, стал пустой.)

Воспитатель: Давайте сделаем вывод: (обращение к детям) воздух прозрачный, невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы выяснили, что воздух есть вокруг нас.

А еще воздух можно почувствовать. Возьмите вееры и помашите на себя. Что мы сейчас почувствовали? (Дуновение.) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребята, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха? (ответы детей) Ветер-это и есть движение воздуха.
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный. Воздух можно почувствовать кожей.

Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг).

А как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Я вам предлагаю провести опыт и проверить это.

Опыт № 1: Нам понадобятся соломинки, стаканы и вода. (Воспитатель обращается к детям.)

- Возьмите стакан с водой и опустите в него трубочку. Теперь вдохните носом, а затем выдохните в трубочку ртом.

Что вы увидели? (Пузырьки воздуха.)

Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали.)

Вывод: Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух.

А какие еще пузыри можно пускать? (Мыльные.)

– Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух.)

Физкультминутка «Мыльные пузыри»

Мы надуем все пузырь – дети дуют на ладони, сложенные вместе

Мыльный и воздушный – разъединяют ладони, держа кончики пальцев вместе

В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх

И разгонит тучки - машут руками из стороны в сторону

Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – бегут на месте

Но пузырь летит так быстро - покружиться на месте

И его нам не поймать - разводят руки в стороны.

Опыт № 2:

Воспитатель: Продолжим исследования. Ребята, у меня стоит банка с водой. А теперь посмотрим, вся ли банка наполнена водой? (нет) А где находится слой воды? (в нижней половине банки). А где слой воздуха? (в верхней половине банки). А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.

Воспитатель предлагает опустить предметы в воду. Дети опускают в воду игрушки, внутри которых есть воздух и наблюдают, что они не тонут в воде. Далее дети погружают не надувные предметы и так же наблюдают за происходящим. Делают вывод.

Вывод: Воздух легче воды! Поэтому предметы, в которых есть воздух, не тонут.

Опыт №3

Воспитатель: У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду (стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой? (Ответы детей.)

– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Вывод: Воздух занимает место

Игра «Узнай по запаху»

Воспитатель: А как вы думаете, воздух имеет запах? Понюхайте, пахнет чем-нибудь воздух? (Нет)

Значит, какой вывод можно сделать? (Чистый воздух запаха не имеет).

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить - Чем может пахнуть воздух? (Свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)

. Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось? (Нет, нос бал закрыт.)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух. Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Воспитатель: А можно жить без воздуха? (Ответы детей.)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?
- При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Итог: А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я буду задавать вопросы. Если вы со мной согласны, то будете хлопать, а, если нет, то топать ногами. Готовы?

Воздух окружает нас со всех сторон. Да,

Человек может жить без воздуха. Нет.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. 
Да.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. 
Да.
Воздух тяжелее воды. 
Нет.
Воздух можно почувствовать. 
Да.
Воздух можно услышать. 
Да.
Воздух имеет свою форму. 
Нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в средней группе." Что мы знаем о воздухе".

Цель:Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, есть везде, нужен для жизни.Задачи:2. Формировать представление детей о значении воздуха для человека.3. Развивать познавательну...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебник – воздух»

Тема: «Волшебник - воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физкультурн...

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»

разРазвивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: "Воздух и и его свойства".

Цель:  Познакомить детей с воздухом. Показать   детям,   что   воздух   есть   везде   вокруг   нас.   Познакомить...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные свойства воздуха»

Cистематизация знаний детей о свойствах воздуха, развитие познавательной и речевой активности в процессе экспериментирования....