«Картотека дидактических игр по экологии для детей дошкольного возраста», составитель: Матвеева Анна Владимировна, воспитатель
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Методическая разработка Анны Владимировны, посвящена важной теме дошкольного детства – формирование бережного, заботливого отношения к природе. Автором проведена большая работа по подбору материала, позволяющего формировать экологическую культуру не только в процессе занятий и наблюдений. но и посредством дидактических игр. Дидактические игры способствуют накоплению чувственного опыта, творческому осваиванию приоритетных знаний. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности. Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Педагог подобрал дидактические игры, легко включаемые в педагогический процесс, которые соответствуют возрастным особенностям и возможностям детей. В таких играх используются натуральные предметы природы (деревья, цветы, овощи, фрукты, семена и др.), картинки с изображением растений и животных, настольно-печатные игры и всевозможные игрушки. Дети любят играть в них. Они с удовольствием обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. В различных режимных моментах они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения. Дидактические игры экологического содержания педагогам рекомендовано проводить во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых, при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников. Данная методическая разработка может быть рекомендована к использованию педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями в индивидуальной работе с детьми, а также можно использовать, как основу для конкурсных задании при проведении мероприятий в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 369 г. Челябинска»

Картотека дидактических игр

для развития экологических представлений

детей дошкольного возраста

(старшая и подготовительные группы)

Составила: Матвеева Анна Владимировна,

 воспитатель первой квалификационной категории

2023 год

1. Природная аптека.

Цель игры: закреплять умение различать и называть лекарственные растения, находить нужное растение по описанию, среди других. Научить детей группировать лекарственные растения по их применению в обычной жизни.

Оборудование: карточки с лекарственными растениями (обратная сторона карточки окрашена в однотонный цвет).

Ход игры: Вариант 1. Дети исполняют роли фармацевтов и покупателей. Чтобы сделать покупку, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, его применение. Фармацевт должен догадаться, что это за растение, назвать его, затем выдать покупку.

 

Вариант 2. На столе поднос с карточками лекарственных растений. Дети выбирают понравившийся цвет карточки, называют лекарственное растение, изображенное на карточке, а другой ребёнок должен назвать применение растения в обычной жизни.

2.Юные экологи

Цель игры: закреплять знания детей о природе, о необходимости сбережения природных ресурсов, развивать познавательный интерес.

Оборудование: значки юного эколога.

Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами, и предлагает побыть им в роли экологов. Дети с помощью считалки, выбирают юных экологов, а остальные дети задают им вопросы. Вопросы заранее не готовятся, можно пользоваться примерными.

1.Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?

2.Для чего природе нужны хищники?

3.Что такое красная книга и для чего она нужна?

4.Для чего люди создают заповедники?

5.Расскажите, как связаны между собой елка, белка, рысь?

6.Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?
и так далее.

3.Путаница

Цель игры: закреплять знания детей о взаимосвязи в природе, условиях необходимых для роста и питания (животные, птицы, растения, насекомые), местах  их обитания. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: предметные карточки с магнитами, картина леса (формат ватмана).

Ход игры: Вариант 1Воспитатель обращает внимание детей на картинку леса, и говорит, что в лесу произошла путаница и теперь лес может исчезнуть вместе с жителями леса и растениями, давайте исправим с вами путаницу и наведём порядок. Дети внимательно рассматривают картину леса и исправляют ошибки, делая пояснения своего выбора.

Вариант 2 Воспитатель на картине леса убирает всех птиц, и спрашивает детей, что произойдёт если исчезнут птицы? (растения, животные, насекомые, деревья). Дети делают выводы.

4.Полезные дела

Цель игры: развивать у детей интерес к природоохранной деятельности, осознанное её выполнение. Воспитывать гуманное отношение к природе.

Оборудование: природные объекты детского сада, парка.

Ход игры: на прогулке воспитатель предлагает детям внимательно понаблюдать за состоянием природных объектов, обратить внимание на состояние игровой площадки. Задача детей заметить недостатки в состоянии природных объектов и рассказать, как их можно устранить. Побуждать детей к рассказыванию того, как они будут выполнять свою работу. В заключении прогулке подводится итог о полезных делах.

5.Какая я птичка?

Цель игры: уточнить знания детей о птицах Тамбовской области, закреплять знания о зимующих и перелётных птицах, развивать подражательные способности, фантазию и познавательный интерес.

Оборудование: предметные карточки с птицами региона

Ход игры: В начале игры выбирают ведущего, ему воспитатель на ухо называет птицу, ребёнок без слов показывает птицу, её особенности, а все остальные должны угадать птицу, рассказать об особенностях этой птицы, если дети отгадали, то ведущий показывает картинку с птицей. Далее ведущий меняется и игра продолжается.

6.Игра в слова

Цель игры: развивать внимание, память, умение детей классифицировать по признакам.

Оборудование: мяч

Ход игры: Вариант 1Дети стоят полукругом, воспитатель называет одно слово, например дерево, а тот, кому бросает мяч, должен сказать три слова, которые можно назвать одним словом. Игра продолжается.

Вариант 2 Ребёнок с мячом называет три слова и бросает мяч, тот, кому брошен мяч, называет одно слово, к какому классу объекту природы относится.

7.Юные экологи

Цель игры: закреплять знания об охране природных объектов,  правила поведения в окружающей среде. Развивать познавательный интерес и память.

Оборудование: мнемотаблицы, карточки с экологическими правилами поведения, 2 значка юного эколога.

 

Ход игры: Воспитатель делит детей на две подгруппы, одна подгруппа работает по таблицам, составляя рассказ об охране природных объектов, другая с карточками выбирая только правильные правила поведения в окружающей среде. В конце игры дети выбирают от своей подгруппы юного эколога, который будет рассказывать.

8.Большой Ух

Цель игры: учить детей слышать звуки природы, развивать умение слышать природные явления в музыке. Способствовать развитию интереса к познанию явлений окружающего мира через музыку.

Оборудование: музыкальный центр, диск с записями звуков природы.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям лечь на ковёр и закрыть глаза, внимательно прослушать звуковую запись и назвать те явления природы, которые они услышали. Выигрывает тот ребёнок, который больше всех назовёт звуков природы.

9.Знатоки цветов

Цель игры: закрепить знания о комнатных цветах, их строение, правила ухода, какую пользу они приносят человеку. Расширять кругозор детей. Воспитывать любовь и умение любоваться цветами.

Оборудование: разноцветные конверты с разрезными карточки  (комнатные цветы).

Ход игры: Участник игры выбирает себе понравившийся  цвет конверта, по сигналу собирает цветок из разрезных карточек, учитывая строение цветка, после говорит, какой комнатный цветок он собрал, рассказывает о правилах ухода за ним, какую пользу он приносит человеку. Игра продолжается пока последний участник не выполнит задание.

10.Подводный мир

Цель игры: закреплять знания детей о рыбах, как живых существах, живущих в воде о необходимости охраны среды их обитания, закрепить их названия, воспитывать интерес к подводному миру.

Оборудование: загадки о разнообразных рыбах (на выбор воспитателя), мнемотаблицы.

Ход игры: Вариант1.Воспитатель загадывает загадку о рыбах, участник игры который её отгадал, с помощью мнемотаблицы рассказывает всё об этой рыбе, игра продолжается, пока все загадки не будут разгаданы.

Вариант2. Участники игры с помощью мнемотоблицы рассказывают о рыбе, её особенностях, но не называют название, остальные дети должны угадать рыбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по экологии для детей дошкольного возраста

1.Экологическая игра «ЗЕЛЕНЫЕ КАРТЫ» Цель: упражнять детей в соответствии простейших цепей питания животных в природе. Материал: набор игральных карточек из 36 штук, ка...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по экологии для детей дошкольного возраста

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение д/с № 13  г. Пласт...

Картотека дидактических игр по экологии для детей дошкольного возраста

Дидактические игры по экологии помогают детям увидеть целостность отдельного организма и экосистемы. помогают понять что все в природе взаимосвязано....

Картотека дидактических игр по экологии для детей дошкольного возраста.

Отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм...

Картотека дидактических игр по экологии для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по экологии для детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по экологии для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по экологии для детей дошкольного возраста...