НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в смешанный лес».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чепурная Елена Эдуардовна

Занятие по окружающему миру для детей 5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ НОД  по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в смешанный лес».

Чепурная Елена Эдуардовна

Задачи:

1) познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса;

2) дать детям элементарные представления о лесе, как о зеленом доме растений и животных;

3) продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания;

4) расширять представления детей о значимости леса.

Методическое и дидактическое обеспечение:

глобус, интерактивная доска, карточки с изображением животных, ватман, картинки с изображениями деревьев, животных, птиц.

В НОД  были соблюдены все этапы непосредственно-образовательной  деятельности по программе «Детский сад 2100». Каждый этап имел свою завершённость и логический переход к другому этапу.

1. Введение в игровую ситуацию. На этом этапе НОД был применён метод игровой мотивации – отправиться в путешествие, воспользоваться разными видами транспорта, чтобы попасть в лес.

2. Актуализация знаний. Дети закрепили знания о глобусе, о понятиях «лес», «хвойный лес», «сосновый бор», «ельник», «тайга». Дети обобщили о том, что в лесу различают несколько уровней растений; узнали чем отличается лесная подстилка хвойного леса от смешанного; разделяли  животных на группы (хищники, травоядные и всеядные); а так же о том, что дерево живое оно дышит; о бережном отношении к природе.

3. Затруднения в игровой ситуации. В каком лесу больше растительности под деревьями, в хвойном или смешанном; Как назвать животных, которые питаются растениями, кто охотится на травоядных и   как можно назвать медведя?

Мы зафиксировали и проговорили поставленную задачу, провели игру «Травоядные, хищники, всеядные». Совместно с воспитателем пришли к выводу, что  леса, в которых растут и хвойные, и лиственные деревья называются смешанными. В таком лесу различают несколько уровней растений. Без растений мы бы просто задохнулись. Дерево, и не только оно, а все растения на земле «вдыхают» тот воздух, который выдыхаем мы и животные. Вспомнили  как надо вести себя в лесу.

 Вот почему надо беречь каждое деревце, каждую травинку.

4. Открытие нового знания. Вызвала интерес к решению проблемной ситуации, показала детям ярусность деревьев и растений в лесу, как называются группы животных и чем они питаются.

5. Введение нового знания в систему знаний. Достаточно логично включила новые знания в систему: познакомились с глобусом, увидели ярусы растений и деревьев в лесу, и в лесу растут разные деревья, стоят рядышком и не мешают друг другу, группы животных по их питанию, как вести себя в лесу и как беречь его, что встречается в нашей жизни из дерева.

6.



Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в смешанный лес».

Чепурная Елена Эдуардовна

Задачи:

1) познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса;

2) дать детям элементарные представления о лесе, как о зеленом доме растений и животных;

3) продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания;

4) расширять представления детей о значимости леса.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и изображений различных лесов, чтение художественной литературы, беседа «Деревья – наши друзья», дидактические игры «С какого дерева листок»«Парные картинки»«Найди тень»«Кто, где живет?», подвижная игра «Деревья и кустарники».

Оборудование: глобус, интерактивная доска, карточки с изображением животных, ватман, картинки с изображениями деревьев, животных, птиц.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся еще в одно путешествие.

Воспитатель: Посмотрите, что это у нас? (Глобус). Какого цвета больше на карте? (Зеленого). О чем говорит большое количество зеленого цвета на карте нашей страны? О том, что это равнинная страна. Зеленый цвет обозначает наличие леса, растительности.

Воспитатель: А на каком транспорте мы поедем в этот раз? Чтобы узнать,я вам загадаю загадку: Далеко-далеко по железному пути, может этот молодец весь посёлок увезти. (Поезд)

Воспитатель: Все садимся в вагоны. Ребята, вы готовы отправится в путешествие?

Воспитатель: Давайте посмотрим в окно. Какие деревья растут за окном. (Ели). А как называется лес, где растут одни ели? (Ельник).

Воспитатель: А теперь какие деревья? (Сосны). Как называется лес, где растут одни сосны? (Сосновый бор или сосняк).

Воспитатель: Едем дальше, деревьев становится все больше. Следующая картина. Какие же деревья вы видите? (Ель, сосна, кедр).

Воспитатель: Ель, сосна, кедр какие это деревья? (Хвойные). Как называется лес, где растут одни хвойные деревья? (Тайга).

Воспитатель: Что такое тайга? (Это хвойный лес). Ребята, где мы с вами побывали в прошлый раз? (В тайге).

Воспитатель: Что изменилось на этой картине? (Появились не хвойные деревья). Как называются они? (Лиственные). Почему эти деревья называются лиственными? (Потому что у них листья есть).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как называются леса, в которых растут и хвойные, и лиственные деревья?

Воспитатель: Леса, в которых растут и хвойные, и лиственные деревья называются смешанными. В этих местах зимы не такие суровые и длинные, как в тайге, и лиственные деревья способны выдержать зимние холода.

Воспитатель: Давайте зайдем в лес. В смешанном лесу достаточно светло. Почему? Солнечный свет свободно проходит сквозь листву. Ребята, вы помните, как сумрачно было в хвойном лесу.

Воспитатель: Как вы думаете, в каком лесу больше растительности под деревьями, в хвойном или смешанном? Почему? Так как в смешанном лесу значительно больше света, то и растительности там больше.

Воспитатель: В таком лесу различают несколько уровней растений. «Крыша» леса» - это листья и ветки самых высоких деревьев – полог. Здесь живет много насекомых, которые являются пищей для птиц. Многие птицы, такие, например, как сойки, вьют гнезда в верхнем ярусе.

Воспитатель: Невысокие деревья и кустарники растут между большими деревьями. Это уровень кустов – подлесок. Вспомните, чем кусты отличаются от деревьев?

Воспитатель: Давайте поиграем в игру (физкультминутка) «Деревья и кустики».

Дети встают, выходят из-за парт, по команде воспитателя  «кустики»

приседают. На слово «деревья» встают. Детям эта физкультминутка очень нравится.

Воспитатель: В самом низу – лесная подстилка.

Воспитатель: Давайте посмотрим под ноги. Из чего же состоит лесная подстилка? Чем отличается лесная подстилка хвойного леса от смешанного? (В хвойном лесу под ногами мох, лишайники, а в смешанном лесу опавшие листья). Лесная подстилка смешанного леса – это огромное количество опавших листьев.

Воспитатель: Опавшими листьями питаются разные черви и бактерии, которые живут в земле.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сыграть в следующую игру. Здесь на столе лежат карточки с изображением животных. Нам с вами нужно разделить их на группы. (Игра «Травоядные, хищники, всеядные).

Воспитатель: Как назвать животных, которые питаются растениями? (Травоядные). Первая группа это травоядные. Посмотрите, среди карточек есть животные, которые питаются растениями? (Белка, заяц, лось итд.)Воспитатель: А кто охотится на травоядных? (Хищники). Среди карточек есть хищные звери? (Волк, сокол и т. д.)

Воспитатель: Осталась одна карточка. Кто изображен на ней? (Медведь).

Воспитатель: А чем питается медведь? (Ягодами, медом, рыбой, и небольших животных). Как можно назвать медведя? (Всеядный).

Воспитатель: Лес живет своей жизнью. Если бы не вмешательство человека, лесов на земле было бы гораздо больше. Тем более необходимо беречь то, что осталось.

Почему говорят«Лес наше богатство».

Лес – это удивительный мир. Человек приходит сюда, чтобы отдохнуть от городского шума, послушать пение птиц, шелест листвы, насладиться красотой. А как легко дышится в лесу! Совсем другой воздух», - говорим мы, входя в лес.

Вы уже знаете, что дерево живое. Почему? Оно растет, как и все живые существа, питается, спит, размножается и дышит. Дерево, и не только оно, а все растения на земле «вдыхают» тот воздух, который выдыхаем мы и животные. А «выдыхают» растения «живой воздух», который мы называем кислородом и которым дышим. Без растений мы бы просто задохнулись. Вот почему надо беречь каждое деревце, каждую травинку.

Воспитатель: Лес это еще и дом для птиц и животных. Не будь леса, не было бы и их.

Воспитатель: А человеку что еще дает лес? Лес это строительный материал, топливо, бумага. Давайте посмотрим вокруг, есть ли у нас в группе предметы, которые появились благодаря лесу. Я каждому буду кидать мячик, а вы должны мне назвать, что у нас в группе благодаря лесу.

Воспитатель: Давайте вспомним с вами, как надо вести себя в лесу? Нельзя рубить деревья, так как они – зеленые легкие планеты, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В лесу нельзя шуметь: можно напугать диких животных. Нельзя разводить костер в лесу, потому что на месте пепелища еще пять лет не будет расти трава, нельзя ломать ветки деревьев.

Воспитатель: Ребята, пройдемте к столу. На столе у нас лежит большой лист ватмана. Попробуем с вами составить смешанный лес. У нас здесь есть картинки с изображениями деревьев, животных, птиц. Нужно их правильно расположить. (Составляем композицию).

Воспитатель: В лесу растут разные деревья, стоят рядышком и не мешают друг другу. Мы с вами тоже разные. Ходим в один детский сад, живем в одном поселке. Мы тоже должны жить дружно, уважать друг друга.

Воспитатель: В каком лесу мы с вами сегодня побывали? Почему он называется смешанным? Вам понравилось наше путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Путешествие на воздушном шаре"

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Путешествие на воздушном шаре". На занятии с детьми проводится опытно-экспериментальная деятельность  с водой....

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Путешествие в прошлое телефона"

Цель:Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к совместной творческой деятельности на основе использования информации, полученной на занятии.Задачи:1. Познакомить д...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Путешествие в царство здоровья"

В волшебном путешествии с детьми закрепили основные понятия: "здоровье", "чистота", "доброта", "правильное питание"; повторили правила безопасного поведения, вс...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие по тайге»

Цель: Дать общее представление о Тайге, о животном и растительном мире тайги. Задачи: расширять знания детей о природе, корригировать произвольное внимание, речь и мышление путем беседы, ответов на во...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром в старшей группе «Путешествие в подводное царство» с применением социоигровых технологий.

Расширение и систематизирование знаний детей о морских обитателях, изготовление фотографий морских животных....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Путешествие в сказочный лес"

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе....