НОД по познавательно- исследовательской деятельности "Путешествие по островам"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ефимкина Лариса Геннадьевна

Получилось очень интересное занятие. Проводила с детьми подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по загадочным островам»

Цель:

развитие стремления к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность;

развитие познавательной активности, любознательности, интереса к экспериментированию и самостоятельности детей в процессе экспериментирования.

развитие умения детей приобретать знания посредством практических опытов и умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли в понятной для окружающих форме.

• систематизировать знания детей о некоторых свойствах объектов окружающего мира (бумага, вода, магнит);

• побуждать к проявлению творческого воображения во время фиксирования результатов опыта.

Ход занятия:

В: Смотрите, сколько у нас сегодня пришло гостей! Давайте поздороваемся.

Волны моря (звук)

В: Ребята, что вы слышите?

Д: Шум моря. Шум волн.

В: Как вы думаете, куда мы сегодня с вами отправимся?

Д: В морское путешествие.

Слайд №2 море и на берегу корабль.

В: Смотрите, наша группа превратилась в корабль, над нами чайки, а волны нас зовут в морское путешествие. Я приготовила для вас воротнички. Сейчас мы их наденем и займём места на нашем корабле. Все готовы? Тогда проходим на корабль и занимаем свои места. Дети садятся

В: Ребята, посмотрите, что волны выбросили на берег?

Д: Бутылку

В: Давайте посмотрим, что же внутри? Здесь карта и послание. Давайте я прочитаю, что в нем написано.

«Тот, кто нашел это послание – настоящий счастливчик, карта указывает, где спрятан клад. Но чтобы добраться до клада вам нужно отправиться в путешествие по островам, указанным на карте. На каждом из них Вас ждут очень сложные задания-испытания, и справиться с ними могут только очень внимательные, сообразительные, те, кто умеет слушать и думать. На каждом острове необходимо выполнить задание-испытание и получить ключ-помощник и только тогда вы сможете отыскать клад.»

В: Ребята готовы к путешествию? Тогда внимание на карту!

У каждого острова свой номер. Внимание на остров под номером 1. Давайте посмотрим, где расположен этот остров? (В левом нижнем углу)

Ответы детей

Отправляемся к первому острову.

В: Капитан, полный вперёд! Поплыли!

В: Смотрите, ребята, вот и показался первый остров

Слайд №4 Показался первый остров.

В: Капитан, причаливаем к берегу! Выходим из корабля. Пошли посмотрим, что там интересного! Ребята, а вот и наш первый ключ! Чтобы нам его получить, нам нужно выполнить задания. Ребята, а вы знаете, этот остров очень интересный! Здесь все наоборот. Птицы плавают, рыбки летают, зимой жара, а летом идет снег. И чтобы нам получить этот ключ, нам с вами надо заполнить эту карту. Нам нужно напротив этих картинок поставить картинки «противоположности». Например: большой- маленький. Ну что возьмите себе каждый по карточке, я буду показывать картинку, а вы будете подбирать подходящую картинку.

Первая картинка: Перо. Оно какое? Д: Легкое. В: Значит какую картинку мы поставим напротив нее. Гири. Они какие? Д: Тяжелые.

Мороженое- чай горячий, Карандаш длинный- карандаш короткий. Подушка- камень. Птичка наверху- птичка внизу. Корзина пустая- корзина полная. Рыбка большая- рыбка маленькая. День – ночь. Открытое окно- закрытое окно. Мальчик мокрый- мальчик сухой.

В: Посмотрите ребята! Мы с вами заполнили карту и у нас есть первый ключ- помощник. А нам пора дальше. Садимся все на корабль. Капитан полный вперед!

В: Капитан, причаливаем к берегу!

Слайд №5

 В: Какой он грязный. Что же случилось на этом острове? Ребята, посмотрите, сколько на этом острове мусора.

В: Разве можно разбрасывать мусор? Вот беда, что же нам надо сделать?

Д: Собрать мусор.

Собираем бумажки, разбросанные на полу.

В: Посмотрите, на острове стало чисто. Подойдите, пожалуйста, к столу.

Дети подходят к столу. На столе стоят стаканчики с грязной водой, воронка, вата, пустой стаканчик

Ой, да на острове ещё и грязная вода. Давайте, ребята, поможем жителям острова очистить воду. Посмотрите, какая в стаканчике вода?

Д: Грязная.

В: Чтобы очистить эту воду на столе лежат предметы. Один из них самый главный – это фильтр. Фильтром называют предмет, который помогает задерживать грязь. Как Вы думаете какой из предметов на столе может служить нам фильтром?

Д: Вата

В: А вот теперь мы и проверим.

Итак, перечислите предметы, которые помогут нам в очищении воды

Д: Воронка и вата

В: Для нашего опыта на столе есть пустой стакан, воронка, фильтр-вата. Сверху воронки кладем вату. Вату прижимаем, затем берем стаканчик с грязной водой и тихонечко переливаем. Посмотрите, ребята, какой стала вода?

Д: Чистой

В: Посмотрите на фильтр. Что на нем осталось?

Д: Грязь

В: Значит фильтр-вата помог нам очистить воду

Какой можно сделать вывод?

Д: Воду можно очистить при помощи фильтра

В: Мы с вами молодцы. Мы очистили воду, помогли навести порядок на острове.

Слайд №6 Появляется картинка с чистым островом

В: Посмотрите какой чистый стал остров. Но вода может снова стать грязной и, чтобы жители острова знали, что надо делать, мы сейчас составим соответствующую схему.

У нас на столе лежат картинки. Расположите картинки в последовательности, как мы проводили опыт

Если выполним задание правильно на экране появится второй ключ.

Слайд №7 Внимание на экран. Давайте проверим, все ли мы сделали правильно?

В: Молодцы, справились с заданием. А вот и наш второй ключ- помощник.

Карточки- схемы мы оставляем жителям острова, а второй ключ-помощник возьмем с собой.

А мы с вами отправляемся дальше. Поскорее занимаем места на нашем корабле.  Давайте посмотрим на карту.

Куда мы дальше поплывем? Какой следующий остров?

Д: Остров под номером 3

Где расположен этот остров?

Ответы детей (В левом верхнем углу)

В: Занимаем места на корабле Полный вперед!

В: Мы приплыли к острову зверей. Выходим с корабля и подходим к столу.

Ребята, на этом острове звери живут дружно, но они скорее всего нас увидели и испугались. Смотрите одна только обезьянка сидит здесь. Смотрите, у нее в руке какой-то интересный камень. Обезьянка говорит, что они с жителями острова строили игровую площадку и случайно рассыпали гаечки и болтики. Обезьянка пошла, взяла этот камушек и говорит, что он поможет собрать им болтики и гаечки. А звери над ней начали смеяться. Она обиделась и сидит здесь. Ребята, вы догадались что это за камень?

Д: Да, это магнит.

В: А, что может делать магнит?

Д: Притягивать железные предметы

В: Давайте мы с вами поможем обезьянке собрать болтики и гаечки. Берем магнитики и  притягиваем болтики и гаечки. Что делают они?

Д: Притягиваются

В: Вот ребята корзиночка, в которую мы сложим все болтики и гаечки. Ребята, а что у нас осталось на тарелочке?

Д: …….ответы

В: А какие предметы притянулись к магниту?

Д: железные

В: Вот мы и помогли обезьянке. Третий ключ наш. Ребята очень хочется, чтобы звери поверили обезьянке, для этого нам нужно заполнить эту таблицу. Что у нас тут нарисовано?

Д: разные предметы

В: А сверху что нарисовано? Магнит притягивает, магнит не притягивает. Берем листочки. Болтики какие? Д: железные. В: Притягивает магнит? Д: Да, притягивает.

В: В первом столбике ставим плюс. Смотрим дальше…..

Эти схемы мы оставим для обезьянки, чтобы она показала зверятам. Ключ мы берем с собой. А нам нужно отправляться дальше.

В: Ребята, жители острова нас не хотят отпускать пока мы с ними не потанцуем

Физминутка (танец «Чунга-чанга»).

В: Классно потанцевали. Нас ждет следующий остров. Давайте попращаемся с жителями острова, а нам пора возвращаться на корабль. Занимаем места на нашем корабле, капитан, полный вперед.

Слайд №8

В: Посмотрите. Какой мрачный остров. Что же там случилось? Причаливаем к берегу и выходим.

Ребята, посмотрите, на этом острове засохли все цветы. Что же с ними случилось? Как вы думаете, из-за чего это произошло?

Д: Солнце сильно-сильно светило и им не хватило воды.

В: Что же нужно сделать, чтобы наши цветы снова распустились?

Д: Поставить цветы в воду.

На столах цветы из бумаги и емкости с водой

В: Давайте посмотрим, потрогаем из какого материала сделаны наши цветочки?

Д: Из бумаги

В: Итак, у нас цветочки из бумаги.

Давайте тихонечко опустим их воду и внимательно посмотрим, что происходит с цветами.

Д: Они распускаются

В: А почему они распускаются?

Д: Им нужна вода.

В: Вода проникает. Что происходит с бумагой в воде?

Д: Намокает.

В: Какой можно сделать вывод?

Д: Вода имеет свойство проникать.

В: Посмотрите, как красиво стало на нашем острове.

Слайд №9

На экране остров в цветах.

В: Давайте жителям острова оставим подсказку, чтобы они знали, что делать, если опять цветы засохнут. У вас на столах есть картинки.

Располагаем картинки в той последовательности, в которой мы проводили опыт. Если вы правильно справитесь с заданием на экране появится второй ключ помощник. Посмотрите на экран и давайте проверим, правильно ли мы справились с заданием

Затем на экране появляется  ключ-помощник

В: Ребята, наша карта подсказывает нам, что нам необходимо возвращаться в детский сад для нахождения клада. Чтобы нам вернуться обратно нужно взять наши ключи- помощники. Закрываем глаза и давайте скажем: «12345, вот и в садике опять». Вот мы и в садике.

В: Мы с вами вернулись в детский сад. Где же спрятан клад? А вот и подсказка.

Достаю красный кружок и кладу его на ковер.

Капитану нужно сделать два шага вперед и один шаг вправо для того чтобы найти клад.

Вот и наш сундук. Но он закрыт. Для того, чтобы его открыть, нужно соединить наши ключи- помощники, но прежде чем я это сделаю давайте ответим на вопрос: Что Вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Д: Ответы детей

Мы с вами справились! Мы молодцы! Соединяю ключи.

Музыка сундук открылся

В: Сундук открылся.

В: У нас в сундуке записка. Давайте я её прочитаю.

«Вы нашли самый драгоценный клад - это ваши знания, а это сладости- ваши угощения, которые вы попробуете в группе».

Давайте попрощаемся с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Конспект познавательно-исследовательского занятия "Невероятные приключения на необитаемом острове".

Цель: Активизация мышления детей в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций....

Занятие – квест «Путешествие к таинственным островам» КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 4 -5 ЛЕТ

Количество детей:11 человекВозраст детей: 4 -5 летВиды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.Интегрирование образовательных областей: &laq...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Конспект ООД по познавательно -исследовательской деятельности (ФЭМП)в старшей группе «Путешествие на математические острова»

Цель: поддерживать у детей интерес к математике, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремлённость, находчивость, смекалку, доставить детям радос...