ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА «Мы – юные таланты»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Шабунина Алена Николаевна

Пояснительная записка 

Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках дополнительного образования, появилась необходимость создания в ДОУ кружка, где могут использоваться нетрадиционные техники аппликации. Занятия, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. У детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки творчества. Развивается речь ребенка. Процесс обучения аппликации способствует развитию у детей мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речь. На занятиях кружка совместное обсуждение побуждает ребенка к осмысливанию объекта его творчества, выявляет критерии, по которым он оценивает результат труда.

Занятия проводятся в творческой атмосфере, что способствует развитию воображения.

Важным условием реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка. Главную роль в приобретении материалов для работы, конечно же, отводится родителям и спонсорам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОД АСТРАХАНЬ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Астрахани

«Детский сад № 77»

416016, г. Астрахань, ул. Капитанская д. 32, телефон 58-56-37

ИНН 3018012891    ОГРН 1023000847627

_________________________________________________________

ПРОГРАММА

РАБОТЫ КРУЖКА

«Мы – юные таланты»

Разработано

Фадиной О.В.

Шабуниной А.Н.

Астрахань, 2023г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Нормативно-правовые документы
  3. Организационный раздел
  4. Цель и задачи
  5. Перспективы реализации программы
  6. Содержательный раздел
  1. Вариативные методы и формы реализации программы
  2. Возрастные особенности детей
  1. Система работы кружка
  1. Учебно-методический план программы
  1. Список источников и используемая литература

 Современному обществу необходим человек с широким спектром способностей, развитыми индивидуальными качествами личности. Это же отражено в ФГОС ДО. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, к которому стремиться общество, это дети, имеющие высокую познавательную мотивацию, свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и в общении, подготовленные к жизни и учебе в следующей «социальной ступени развития» - школе.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Работая в кружке «Мы – юные таланты», воспитатель помогает детям отражать свою неповторимость, реализовывать свой творческий потенциал и развить свои творческие способности, возможности в декоративно-прикладной деятельности.

Один из способов развития творческих способностей – занятия аппликацией, используя нетрадиционные техники и нестандартные материалы.

Пояснительная записка

Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках дополнительного образования, появилась необходимость создания в ДОУ кружка, где могут использоваться нетрадиционные техники аппликации. Занятия, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. У детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки творчества. Развивается речь ребенка. Процесс обучения аппликации способствует развитию у детей мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речь. На занятиях кружка совместное обсуждение побуждает ребенка к осмысливанию объекта его творчества, выявляет критерии, по которым он оценивает результат труда.

Занятия проводятся в творческой атмосфере, что способствует развитию воображения.

Важным условием реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка. Главную роль в приобретении материалов для работы, конечно же, отводится родителям и спонсорам.

Нормативно-правовые документы

Программа работы кружка разработана в соответствии с ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом) и следующими нормативно-правовыми документами:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях 2.4.1.3049-13 утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №26 от 15.05.2013

Уставом Учреждения МБДОУ «Детский сад № 77» г. Астрахани

Организационный раздел

Программа учитывает в полном объеме возрастные и психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.

Занятия в кружке посещают дети по собственному желанию и по запросам родителей. Занятия проводятся 1 раз в недели, с февраля по май. Для успешного усвоения программы на занятиях численность детей в группе должна составлять не более 15 человек.

Перспективно-тематическое планирование работы кружка (в части определения содержательного компонента образовательного процесса) составлено с учетом перспектив в обновлении содержания.

Цели и задачи программы

Цель программы – создать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.

Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.

Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем личного опыта.

Творческие задачи – это задачи, которые требуют самостоятельного решения найденного в результате экспериментирования с материалами.

Основная цель – формирование творческих способностей детей.

Задачи:

- Развивать речь.

- Знакомить с произведениями художественного творчества, произведениями художественной литературы.

- Развивать мелкую моторику рук, глазомер, сенсорное восприятие.

- Воспитывать художественные способности и эстетический вкус.

Перспективы реализации программы

В процессе обучения дети приобретают практические навыки владения ножницами, фигурными трафаретами. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпается» творческие способности.

В результате обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками. Выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование трудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладение навыками культуры труда, улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации программы:

- умение воспитанников составлять описательные рассказы по определенной педагогом тематике;

- участие детей в творческих конкурсах;

- организация выставки детских работ в детском саду;

- составление альбома лучших конкурсных работ;

- оформление материала «Опыт работы кружка»;

Содержательный раздел

Вариативные методы и формы реализации программы

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.

В программе предусмотрены следующие формы обучения, включающие:

- занятие-беседа;

- практические подгрупповые занятия;

- практические приемы;

- дидактические игры и задания;

- игровые упражнения.

Реализация данной программы будет осуществляться посредством разнообразных методов обучения:

- исследовательский;

- проблемно-поисковый;

- экспериментальный;

- творческий.

Возрастные особенности детей

В возрасте 3-4 лет игра становится ведущим видом деятельности. Графические образы бедны: могут отсутствовать некоторые детали. Но при этом дети уже используют цвет. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения. Развивается память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-образное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. В этом возрасте уже могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.

Система работы кружка

Реализация поставленных задач осуществляется в соответствии с учебным планом ДОУ. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в недели.

Учебно-методический план работы

Для систематической организации работы кружка разработано перспективно-тематическое планирование на учебный год (Приложение №1).

Список источников и используемая литература

  1. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для занятий с детьми 4-7 лет. Л.В. Куцакова, - М.: Мозаика-Синтез, 2010
  2. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова, - М.: Синтез, 2005
  3. Дошкольник и рукотворный мир. Педагогическая технология. М.В. Крулехт, - СПб.: Детство-Пресс,2003
  4. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». И.А. Лыкова, - М.: Карапуз
  5. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. Л.В. Куцакова, - М.: Совершенство, 1999
  6. Детский дизайн. Пластилинография. Г.Н. Давыдова
  7. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей. Л.В. Куцакова, - М.: Просвещение, 1990
  8. Объемная аппликация Петрова И.М. – СПб.: Детство-Пресс, 2007
  9. Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. О.В. Дыбина, - М.: Сфера, 2001
  10. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2004
  11. Волшебные шнурочки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова – М.: АРКТИ, 2006

Приложение № 1

Перспективно-тематическое планирование на учебный год во 2 младшей группе (3 – 4 года)

Тема

Цель

Материал

Февраль

Аппликация «Зима»

Учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику. Расширять знания о временах года.

½ листа голубого цвета с изображением дерева без листвы; клей ПВА; вата.

Аппликация кусочками ниток «Елочка»

Развивать мелкую моторику. Учить заполнять фигуру. Закреплять умение аккуратно работать с клеем.

½ листа с изображением елочки; клей ПВА; нитки х/б зеленого цвета.

Открытка для папы

Развивать мелкую моторику. Учить составлять композицию. Воспитывать патриотические чувства. Расширять знания о государственных праздниках.

Альбомный лист; клей ПВА; цветная бумага; цветные карандаши.

Объемная аппликация «Божьи коровки»

Закреплять умение вырезать круг. Развивать мелкую моторику. Учить составлять композицию. Учить дополнять композицию деталями.

½ листа; цветная бумага; клей; ножницы; цветные карандаши.

Март

Аппликация из ватных палочек «Ромашки для мамы»

Учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику. Учить аккуратности при работе с клеем.

½ листа синего цвета; ватные палочки; цветная бумага; клей ПВА; ножницы; пластилин.

Аппликация из скатанной бумаги «Цветик-семицветик»

Развивать мелкую моторику. Учить составлять композицию. Учить аккуратно работать с клеем.

½ листа розового цвета; клей ПВА; цветная бумага; ножницы.

Аппликация из природного материала «Грибочек» («Бабочка»)

Расширять знания о временах года. Учить работать с природным материалом. Учить составлять композицию. Учить работать с клеем.

Альбомный лист с изображением грибочка; природный материал (листики); клей ПВА; цветные карандаши.

Аппликация из геометрических фигур «Гусеница»

Закрепить знания о геометрических фигурах. Учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику.

½ альбомного листа; кружочки из цветной бумаги; клей; цветные карандаши.

Апрель

Аппликация из скатанной бумаги «Барашек»

Учить скатывать шарики из бумаги. Учить работать с клеем. Учить составлять композицию.

½ альбомного листа с изображением барашка; клей ПВА; карандаши; фломастеры.

Аппликация с элементами рисования «Облака»

Учить составлять композицию. Учить работать с клеем. Развивать мелкую моторику.

Альбомный лист; карандаши зеленого и синего цветов; клей ПВА; вата.

Аппликация из проса «Цыпленок»

Учить аккуратно работать с клеем. Учить работать над композицией. Развивать мелкую моторику.

½ листа картона; просо; клей ПВА; фломастеры.

Объемная аппликация «Цветы»

Учить вырезать круг. Развивать мелкую моторику. Учить составлять композицию.

½ листа; цветная бумага; клей; ножницы.

Май

Объемная аппликация из кружочков «Птички»

Учить вырезать круг. Учить работать с ножницами. Учить составлять композицию.

½ листа; клей; цветная бумага; ножницы

Объемная аппликация «Одуванчик»

Развивать мелкую моторику рук. Учить работать с клеем. Учить составлять композицию.

½ листа картона; клей ПВА; помпоны желтого цвета; цветная бумага зеленого цвета; шерстяные нитки зеленого цвета; ножницы.

Объемная аппликация «Чудо – птица»

Учить вырезать из бумаги. Учить работать с ножницами. Учить составлять композицию.

½ альбомного листа; клей; ножницы; цветная бумага; фломастеры


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совместный Экологический проект «Огород на подоконнике» вторая младшая группа Разработали: Фадина Оксана Владимировна Шабунина Алена Николаевна МБДОУ «Детский сад № 77» г. Астрахани Астрахань, 2023 г.

Слайд 2

Тип проекта: информационно-познавательный. По характеру участия ребенка в проектировании: дети – взрослые. По характеру контактов: внутри группы. По количеству участников: коллективная работа. По продолжительности реализации: средней продолжительности. Оборудование и материалы: земля, луковицы, семена, совочки, грабельки, лейки с водой.

Слайд 3

Актуальность. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для роста. Их интерес к познавательно - исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Слайд 4

Цель проекта: Формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей.

Слайд 5

Задачи проекта: 1. Дать знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей: лука, моркови, свеклы, редиски, их строении и условиях, необходимых для их роста. 2. Развить любовь к труду взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия. 3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям. 4. Получить положительные эмоции от полученных результатов. 5. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей. 6. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Слайд 6

Результаты нашей работы: 1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. 2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия. 3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям. 4. Все участники проекта (дети, воспитатели) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Слайд 7

1 этап – подготовительный: предварительная работа (с детьми): беседа с детьми о пользе зелёного лука; подбор художественной литературы, пословиц, поговорок, стихов, сказок, загадок о луке. Подбор дидактических игр; беседы с рассматриванием тематических картинок; индивидуальные беседы; рекомендации; наглядные информационные материалы.

Слайд 8

2 этап – исследовательский

Слайд 16

3 этап - заключительный. Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. И в конце нашего эксперимента вместе с детьми выявили условия для роста лука: луку, как и любому растению, нужны: свет, тепло, воздух, вода. На улице ещё холодно, а у нас на окне лук колосится.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка "Умелые ручки"

Разработки работы кружка "Умелые ручки" в системе дополнительного образования детей второй младшей группы. Цель работы - развитие мелкой моторики рук, знакомство со способами аппликации из различных ...

Программа работы кружка "Почемучка"

Программа работы кружка "Почемучка"...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №31 «Голубая стрела» г. Туапсе ПРОГРАММА работы кружка «Самоделкин» направленность: художественно-творческая Автор-составитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №31 «Голубая стрела» г. Туапсе       ПРОГРАММА работ...

Программа работы кружка по "РТВ" художественно-творческой деятельности младшего дошкольного возраста.

Программа дополнительного образования по развитию творческого воображения с использованием нетрадиционных техник в рисовании с детьми младшего и среднего возраста. Программа рассчитана на два года обу...

Программа работы кружка "Юные волшебники", группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР от 5 до 7 лет.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.Роль педагога — оказать всестороннюю помощь ребенку при реш...

Программа работы кружка " Юные волшебники ",группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР от 5-7 лет.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.Роль педагога — оказать всестороннюю помощь ребенку при реш...

Методическое пособие «Юный конструктор» к программе работы кружка «От Фребеля до робота, растим будущих инженеров»

Одной из тенденций современного дошкольного образования является рост интереса к техническим профессиям. Парциальная программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» — это ...