04.12.22 Беседа "Дикие животные зимой" в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Однашева Татьяна Михайловна

Беседа "Дикие животные зимой" в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Беседа "Дикие животные зимой".20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Дикие животные зимой» в старшей группе.


Беседа «Дикие животные зимой» в старшей группе.

Цель: систематизирование знаний детей о жизни диких животных зимой.

Задачи:

- расширять и углублять представления детей о зиме и диких животных;

- упражнять в  назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, ёж, лось) и их детёнышей);

- продолжать работу над развитием словарного запаса;

- упражнять детей в подборе прилагательных к существительным;

- продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;

- продолжать формировать эмоциональный настрой детей;

- развивать интерес детей к жизни диких животных, подвести к пониманию, что всё природное окружение нужно беречь, заботиться о нём;

- воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты.

Образовательные области развития:

- физическое развитие;

- речевое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

Методы обучения:

- словесный;

- наглядный;

- практический

Формы работы:

беседа, ситуативный разговор, стихи, загадки, рассматривание картинок, игровые упражнения, задания, вопросы к детям.

Ход образовательной деятельности

Мотивация

Дети заходят в группу.

Воспитатель: вот и настало время, когда мы с вами собрались вместе. Смотрю я на вас и вижу, у вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, день становится ярче, а на душе теплей. Улыбнитесь друг другу. Подойдите ко мне, пожалуйста. Сегодня мы с вами будем беседовать, играть. Мы будем стараться говорить чётко, правильно отвечать на вопросы, пользоваться правилом: «Подумай, а потом ответь».

За ваши ответы «красавица Зима» приготовила вам сюрпризы.

Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения:

«Белые шапки на белых берёзах,

Белый зайчишка на белом снегу,

Белый узор на ветвях от мороза,

По белому лесу на лыжах бегу».

(Иван Суриков «Четыре цвета года (белый)»)

О каком времени года этот отрывок из стихотворения? (О зиме)

Совместная деятельность взрослого и детей.

Подберите к слову зима признаки, подставляя вопрос «какая?».

Зима (какая (морозная, холодная, белая, снежная, суровая).

Мороз (какой (жгучий, сильный, трескучий, колючий).

Снег (какой (блестящий, сверкающий, скрипучий, белый, сыпучий, чистый, холодный, пушистый, мокрый, мягкий, глубокий, липкий).

Ребята, чтобы узнать, что мы сегодня будем делать, нам нужно отгадать загадки, выставляем картинку с отгадкой на доску (дикого животного). Слушаем внимательно.

Проворная зверушка

Живёт в дупле-избушке.

У рыженькой малышки

В дупле грибы и шишки. (Белка)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало –

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Любит груши и мёд,

Сладкоежкою слывёт.

А ещё могу сказать,

Очень любит он поспать. (Медведь)

- О чём мы сегодня будем беседовать?

(О диких животных.)

 

Объясните, почему их называют дикие? (Живут на свободе и могут обходиться без помощи человека. Они сами строят себе жильё и добывают пищу.)

Игра «Кого не стало?»

Назовите всех животных по порядку, чётко проговаривая слова (картинки на доске). Кто это? (Белка, заяц, ёж, волк, лиса, медведь.)

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сама убирает картинку.

Кто убежал? (Волк). Опишите волка, волк какой? (Сильный, крупный., злой, голодный, зубастый, серый.)

Кто спрятался? (Лиса). Опишите лису. Лиса какая? (Хитрая, пушистая, рыжая, ловкая, красивая, осторожная, лукавая.)

Кто пропал? (Медведь) Опишите медведя, медведь какой?

(Огромный, косолапый, неуклюжий, мохнатый, могучий, бурый, косматый, неповоротливый)

Кто убежал? (Ёж) Опишите ежа. Ёж какой? (Маленький, серый, колючий, умный, сердитый, осторожный).

Кто спрятался? (Белка) Опишите белку. Белка какая? (Ловкая, юркая, красивая, шустрая, проворная, чудесная, грациозная, трудолюбивая, запасливая, маленькая, пушистая).

Кого не стало? (Зайца) Опишите зайца. Заяц какой? (Беленький, пушистый, быстроногий, длинноухий, косой, трусливый, осторожный, пугливый).

А теперь, ребята, расскажите о том, как готовятся и зимуют дикие животные.

Белка и заяц.

- Что общего в подготовке к зиме у этих животных?

Меняют окраску меха – заяц: серую на белую; белка – рыжую на серую.

- В чём разница? Белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет домика, живёт под кустиком.

Волк и лиса.

- Готовятся ли эти животные к зиме? Нет!

- Почему? Они хищники. Сильные ноги и острые зубы помогут пережить зиму.

- Чем они питаются зимой? Лиса мышами-полёвками, ловит птиц, зайцев, и курей может стащить в деревне. Волки охотятся на зайцев, могут утащить овечку, напасть на телёнка.

Медведь и ёж.

- Как готовятся к зиме эти животные? Усиленно питаются, чтобы накопить жирку на долгую зиму.

- Как они проводят зиму? Медведь устилает берлогу листьями, мхом, хвоей и укладывается спать в свою мягкую постель.

Когда настанут холода ёж заберётся в свою тёплую и уютную норку и крепко проспит до весны.

- Знаете ли вы других диких животных, которые тоже спят?

(Воспитатель показывает картинку барсука).

- А какому животному трудно зимовать без помощи человека?

Отгадайте загадку и вы узнаете это животное.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

- Почему трудно лосю зимой? (Не охотится, он травоядное животное).

Ребята, у нас существуют такие места, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы. Кто знает, как называется такое место? (Заповедник)

Правильно! Заповедник.

Человек, который заботится о зверях, помогает им в суровое время зимы выжить, прокормиться, его называют егерь.

- Как называют такого человека?

Роль каждого человека, живущего на земле, оберегать животный мир от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить.

Вы, ребята, не забывайте о том, что и вы можете помогать зверям и птицам перезимовать суровую сибирскую зиму.

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и подвигаться.

Выходим на середину комнаты и строимся друг за другом.

Предлагаю вам, ребята

Я пробраться в зимний лес. Обычная ходьба.

Там ещё не спят зверята, Ходьба с высоким подниманием колен

Там сугробы до небес

Зимний лес такой дремучий Дети растирают щёки и потирают руки

И мороз такой колючий.

От мороза убежим скорее Лёгкий бег,

Наши ноженьки согреем. мягкие пружинки

Отдохнули. Тихо садимся на свои места и продолжаем наше общение.

Самостоятельная деятельность детей.

Ребята, подумайте и скажите, кто, чем питается?

На доске картинки: морковка, капуста,; орехи, грибы; малина мёд; трава, куры, зайцы. Нужно поставить картинки к соответствующему зверю и сказать, например: «Заяц любит морковку, капусту».

 

А теперь, ребята, поиграем в игру «Найди пару».

Вы будете работать группами . У каждой группы несколько пар картинок (взрослые звери и детёныши). Вы должны разобрать картинки по парам. (Работа детей).

У меня есть интересная картина. Игра «Назови жилище».

На ватмане в левой стороне сверху вниз приклеены картинки диких

животных, а на правой стороне приклеены картинки с жилищами зверей. Ребёнок протягивает ленточку от жилища к дикому животному и говорит: «В дупле живёт белка. Под кустом живёт заяц и т. д.».

А вот этот «чудесный мешочек» прислала вам красавица Зима.

Нужно на ощупь определить зверя (игрушку, назвать его и вытащить

из мешочка. За правильный ответ ребёнок открывает изображение снежинки с определённой буквой.

Должно открыться слово: МОЛОДЦЫ!

Рефлексия.

С какими дикими животными мы с вами встретились?

Ребята, что нового вы сегодня узнали о диких животных?

Что вам больше всего запомнилось?

Что было самым интересным?

Появляется волшебный сундучок с угощением.

Ребята, это Зимушка – красавица угощает вас за ваши хорошие знания.

Спасибо за внимание, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по лексической теме "Домашние животные" в старшей группе детей с нарушением речи

Данный материал поможет логопедом в работе над указанной лексической темой...

Мероприятие в рамках городского смотра - конкурса "Эколидер". Конкурс чтецов на тему: "Домашние любимцы" посвященный Всемирному Дню животных (дети старших групп разных д/с)

Конкурс чтецов стихотворений «Домашние любимцы»(участники -  дети нескольких детских садов старших групп)     Цели: воспитывать чувство любви к домашним животным, ответс...

Сказкотерапевтическое занятие по теме «Почему исчезают животные?»в старшей группе

: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащат...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим "Домашние животные" в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы детского сада по развитию речи и ознакомлению с окружающим " Домашние животные". На занятии дети закрепляют знания о домашних животных : особ...

Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием интерактивной доски "Царство животных" в старшей группе

Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием интерактивной доски Тема «Царство животных». ...