Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром "Двуглавый орёл и всадник" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сигаева Алена Александровна

Цель: Знакомство детей с историей происхождения герба, его значением в прошлом и в современной жизни.

Задачи:

- Воспитывать патриотические чувства, любовь и привязанность к своей Родине;

- Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- Формировать нравственность и чувство сопричастности к культурному наследию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvuglavyy_orel_i_vsadnik.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром

«Двуглавый орёл и всадник»

(подготовительная группа)

 

Цель: Знакомство детей с историей происхождения герба, его значением в прошлом и в современной жизни.

Задачи:

- Воспитывать патриотические чувства, любовь и привязанность к своей Родине;

- Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- Формировать нравственность и чувство сопричастности к культурному наследию.

Ход НОД:

Воспитатель выставляет на стол Флаг и Герб России.

В. - Что это? (ответы детей)

В. - На прошлых занятиях мы с вами познакомились с флагом, узнали, что обозначают его цвета. Читает стихотворение В.Степанова «Флаг»

«Белый цвет берёзка,

Синий неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет.»

В. - Кроме флага Россия имеет свой герб. Сегодня я расскажу вам об истории появления герба. (Показать картинку рыцаря в доспехах с мечом и щитом, братить внимание детей на щит.)

В.-  Что это такое? (Указывает на щит) Зачем рыцарю нужен щит? Нельзя ли обойтись без него?

В.- Где мы видели такие изображения? (Ответы детей) Что же такое герб, откуда он появился и для чего он нужен? Давайте послушаем рассказ рыцаря (можно сделать для детей аудио запись)

Рассказ: История герба, так же как и флага, начиналась в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете? (меч, палица, булава) А что защищало воина? (Доспехи, щит) Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, очень похожи, и было трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия: и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой и рисунок на нём хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Изображения на щите стали называть гербом. Чаще всего рыцарь изображал на щите-гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого был похож. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловок и быстр. Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить. Простые люди селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что их хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. И герб рыцаря – хозяина становился не только его личным, ни и гербом всего города. Над воротами города вывешивался щит-герб. Любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надёжная защита и хозяин этого города, например, мудр, как сова, или бесстрашен как волк, или хитёр как лиса.

Воспитатель: Уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Чаще всего герб по-прежнему имеет вид щита.

Давайте рассмотрим герб Российской Федерации. Что на нём изображено? Читает стихотворение В.Степанова «Герб»

«У России величавой

На гербе орёл двуглавый.

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Мудрый, сильный он и гордый,

Он России дух свободный.»

Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение можно увидеть на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.

В. – выставляет герб страны и герб города.

Когда придумывается герб или эмблема, то внимание уделяют не только деталям, но и цвету, потому что он тоже имеет значение.

В гербовании – науке о гербах - цвета даже имеют свои особые название и значения.

В.- Какие цвета использовались  при составление герба нашей страны, нашего города? Ответы детей.

В. – рассказ о значении цвета в гербовании.

Красный цвет называется червлёным и является символом любви, храбрости, мужества.

Синий цвет именуется лазурным и символизирует красоту, честность, верность.

Символ надежды, свободы, радости и изобилия – зелёный цвет.

Пурпурный цвет - является символом силы и могущества.

Чёрный цвет в гербе обычно говорит о благоразумии, осторожности, скромности.

Жёлтый и белый цвета сравнивают с драгоценными металлами – золотом и серебром.

Золото чаще всего олицетворяет богатство, верности, а серебро – чистоту, благородство, надежду.

Кроме того, красный цвет соответствует огню, теплу, крови. Синий цвет – небу, воздуху. Зелёный – траве, растительности. Чёрный – земле, холоду, белый – воде.

В:   Дети, вы много узнали о гербе. Я предлагаю вам поиграть. Придумайте  и составьте герб своей семьи  (детям предлагаются вырезанные из разной цветной бумаги щиты для герба, вырезанные разнообразные картинки). Дети выбирают нужные им картинки и накладывают их на  щит. Затем дети делятся рассказами о своём гербе.

Работа с родителями: Дети получают творческое задание изготовить дома герб своей семьи вместе с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по ознакомлению с социальной действительностью во второй младшей группе «Мой любимый детский сад»

Вивчарь Лина Анатольевна - воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад №6 ст. Старощербиновская...

Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром в старшей группе «Правила дружбы»

Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувст...

Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением в подготовительной к школе группе с применением элементов технологии «Сотрудничество»

В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества, главная цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистическог...

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром "Белый, синий, красный" (подготовительная группа)

Цель: Знакомство детей с историей происхождения флага, его значением в прошлом и в современной жизни.Задачи:- Познакомить с государственным флагом, как об одном из важнейших атрибутов государства...

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром "День народного единства" (подготовительная группа)

Цель: Знакомство детей с праздником – День народного единства.Задачи:- Расширять представления детей о национальных праздниках, познакомить с историей возникновения праздника День народного един...

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром "Русские народные игры" (подготовительная группа)

Цель: Знакомство детей с русскими народными играми.Задачи: расширить знания детей о русских народных играх; развивать внимание, ловкость, смекалку, быстроту реакции; воспитывать уважительное...