Конспект НОД, с использованием элементов ТРИЗ, по познавательному развитию в старшей группе по теме "Секреты лимона"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Тулаева Елена Борисовна

Конспект направлен на развитие  познавательной активности детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в экспериментально-исследовательской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_sekrety_limona.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «Секреты лимона» подготовительная группа.

Цель: расширение представлений ребенка о фрукте лимон и его свойствах.

Задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в экспериментально-исследовательской деятельности. Формировать навыки самоконтроля, умение видеть красоту окружающей природы и бережного отношения к ней. Воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной трудовой деятельности.

Ход НОД

Орг.момент

Здравствуйте! Я рада вас видеть! Начнем занятие с приветствия. Я дотронусь листиком до своего соседа справа и прошепчу: «Стёпа, я рада тебя видеть». Теперь Стёпа берет у меня листик, дотрагивается им до своей соседки справа и говорит: «Катя, я рад тебя видеть» и так далее. Дети садятся.

В: -К нам пришел в гости пришел медвежонок. Сегодня у него день рождения.

Медвежонок ужасный сладкоежка.  

-Медвежонку его друг из Африки прислал подарок ко дню рождения.  А вот для того, чтобы узнать, что это за подарок, нам надо пройти испытания и угадать, что там в посылке.

Первая подсказка. Воспитатель берет пиалу, накрытую салфеткой, в которой лежит половина лимона:  

- Вам будут помогать носики. Я подойду к каждому из вас и дам понюхать, а вы закроете глаза. Вика, понюхай, но никому не говори, что это, храни свой секрет. Глазки никто не открывает. Теперь Полина нюхает и думает, что это может быть. Открывайте глаза. Я ставлю пиалу, накрытую салфеткой, в цент круга, но пока не показываю вам ее содержимое. Угадали по запаху, что это? (Ответы)

Вторая подсказка. Это волшебный мешочек. Вы будете опускать в него руки, ощупывать то, что там лежит, и стараться отгадать, что это. Подсматривать нельзя. Ощупывайте тщательно, не спешите с ответом, а если догадались, то храните свой секрет, пока я вас не спрошу. Ляйсан первая начинает обследование. И волшебный мешочек я кладу в середину круга. Что удалось вам в нем обнаружить? (Ответы)

-Давайте проверим ваши предположения. Теперь глазки будут вам помогать. Я достаю из мешочка…лимон, в пиале лежит половинка лимона, а в блюдечке – его семечки. Теперь мы знаем отгадку – это лимон. (Прикрепить картинку лимона к Мишке)

В: Сегодня я вам предлагаю познакомиться с интересным растением. Мы не только познакомимся с растением, но и узнаем секреты этого растения. Как вы думаете, ребята, как и где мы можем узнать секреты этого растения? (ответы детей - выйти на ответы «опыты» и «лаборатория») Правильно, все секреты узнавать сегодня мы будем через опыты, которые будем проводить в лаборатории. Кто работает в лаборатории? (ответы детей) А кто готов стать юным ученым? (подходят к магнитной доске, на которой –фотография лимонного дерева, рассматривают)

В: - Из каких частей состоит лимонное дерево? Кто знает, тот руку поднимает. (Ответы детей - ствол, корни, плод, ветки, листва) (По мере ответа выкладываю на мольберт картинки с названными частями)

Мы назвали все части лимонного дерева. А сейчас, кто может разложить по порядку все части, от самой нижней до самой верхней части. Давайте по одному. (Ребёнок подходит выкладывает корень и говорит: «Это корень», следующий подходит и говорит: «Это ствол» и т.д.

В: Что мы с вами выложили?

Д: Модель лимонного дерева.

В: - Становитесь в круг удобно. У меня в руках плод лимон. Чтобы узнать секреты лимона, нам нужно ответить на вопрос: лимон какой? Вы будете передавать друг другу лимон и рассказывать про него. Ваш ответ должен начинаться со слова ЛИМОН. (ответы детей)

2

В: -Как много интересных слов вы назвали об этом фрукте. А сейчас я предлагаю вам пройти в лабораторию. (дети с педагогом подходят к столу, на котором 3 тарелки с кожурой лимона, мякотью и семечками)

Чем плод покрыт снаружи? (ответы детей) Что внутри плода? (ответы детей)

В: - Потрогайте, понюхайте, попробуйте на вкус. Что вы можете сказать о частях плода? (Ответы)

В: - Одно из свойств — лимона- это незаменимый продукт на кухне. Как вы думаете, где лимонный сок и лимонная кислота используется (обращает внимание на картины с изображением торта, конфет) Где мы можем увидеть все эти продукты, в которых есть лимон? (ответы детей)

В: - Лимонная кислота придает приятный аромат в напитках. В какие напитки добавляется лимон и лимонная кислота? (ответы детей) (картина с изображением лимонного сока и чая с лимоном) Лимон нужно класть в теплый чай, для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются.

В: - Употребляя лимон в пищу каждый день по маленькому кусочку, мы укрепляем свой иммунитет.

В: - Мы с вами еще не все секреты лимона открыли. Проведем эксперимент. Для этого нам понадобятся емкость с водой и пара лимонов (один очищенный, второй в кожуре). Чем лимоны отличаются друг от друга? (ответы детей) Как вы думаете, очищенный лимон тяжелее или легче неочищенного? (мнения детей) Давайте, проверим.

В: -Положим очищенный лимон в емкость с водой. Что произошло? (лимон утонул)

В: -Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон? (мнения детей) Проверим? Что произошло? (лимон не утонул, всплыл) В чем же секрет? (секрет в кожуре).

В: -Рассмотрим лимон внимательнее. Что вы видите? (в кожуре ямочки) Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву. С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона? (спасательный жилет, круг) Да, внутри спасательных средств есть воздух, который не дает им утонуть.

В: -Какой интересный секрет лимона мы узнали.

В: -А сейчас, я покажу фокус (показываю и комментирую)

Берём стакан с обыкновенной водой. Насыпаю 1 чайную ложку лимонной кислоты. Размешиваю ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая водичка) Возьмите ложечки и попробуйте.

А сейчас я волшебными словами заставлю кипеть эту водичку. Верите?

(беру чайною ложку пищевой соды и произношу «магические» слова.)

-Шалда, балда – кипи вода (и быстро кидаю соду в воду!)

Что происходит?

(Ответы детей)

(идут пузырьки, как при кипении)

Воспитатель: Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте посуду с водой.

Дети отвечают (она холодная)

Воспитатель: А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?

Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.

В: А вы хотите сами вырастить лимонные деревья? Я приглашаю вас за столы. Перед нами горшки с почвой. Они все совершенно одинаковые. Что хорошего в том, что они все одинаковые? (Ответы) Что плохого в том, что они все одинаковые? (Ответы)

Я вам предлагаю украсить их лимонными отметками. (Из клейкой жёлтой ленты вырезаны лимончики, наклеивают их на горшки)

Приступаем к посадке семян лимона. Нам помогут палочки. Красная отметка покажет, какой глубины ямку необходимо сделать в почве. (выполняют)

С тарелочки берём лимонное семечко, опускаем в ямку и с помощью палочки засыпаем землёй. Чтобы растение росло крепким и здоровым, ему необходимо? (Ответы) Правильно вода, польём наше посаженное семечко.

Ребята, что необходимо нашему растению для роста? (Ответы)

Ухаживать за лимонным деревом совсем не сложно. Мы с вами изготовим сейчас картинки памятки. В первом окошечке мы нарисуем картинку, которая напомнит нам о том, что лимонному дереву нужно много солнечного света. Правильно это солнышко. (Дети рисуют солнышко)

Вторая подсказка, лимонные деревья не переносят холодных ветров и сквозняков. Запрещающий знак. Рисуем ветер и зачёркиваем его красным цветом.

Третья подсказка, лимонное дерево необходимо поливать понемногу, почучуть. Каким символом мы изобразим полив нашего дерева? (Ответ) А капелькой, какого размера? Правильно маленького. (Изображают)

А теперь наши памятки помещаем в горшочки с землёй. Они будут вам напоминать, как правильно ухаживать за лимонным деревом. Мы с вами закончили работу в лаборатории и можно снять защитную одежду.

Итог. Чем мы с вами сегодня занимались?

Мне очень было приятно с вами работать. Вы прилежно и дружно трудились, И лимона секреты вам сегодня открылись.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему: "Воздух и его свойства"

Буричева Людмила Александровна,воспитательМБДОУ детского сада №41комбинированного видаг.о.г. Шахунья,Нижегородской области. Задачи: Образовательные: Способствовать дальнейшему познанию ...

Конспект ООД по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему "Очищение воды с помощью фильтра"

Буричева Людмила Александровна,воспитательМБДОУ детского сада №41комбинированного видаг.о.г. Шахунья,Нижегородской области. Задачи:Образовательные:- способствовать формированию представлений...

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность с использованием элементов ТРИЗ по познавательному развитию (окружающий мир) старшая группа Тема « Юные знатоки природы»

Тема: « Юные знатоки природы»Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира),  «Речевое р...

Конспект обобщающего итогового занятия по теме «Свойства предметов» с использованием элементов ТРИЗ «Мир маленьких человечков» в старшей группе

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром, тема "Свойства предметов". Цель - закрепление представлений о свойствах веществ - жидких, твердых, газообразных....

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность, с использованием элементов ТРИЗ по познавательному развитию ( окружающий мир) младшая группа Тема: " Шестиногие малыши"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад п.Молодежный Перелюбского муниципального района Саратовской области»      Интегрирова...