Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию для детей старшей Тема: «Знакомство с электричеством»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дряницына Наталья Юрьевна

Цель занятия:  способствовать развитию у детей познавательной активности, мыслительной деятельности, любознательности.

Задачи: 

Образовательные: 

- обобщить и расширить знания детей об окружающем мире, познакомить с причиной возникновения и проявления статистического электричества.

- познакомить с правилами безопасного обращения с электричеством в быту

- уточнить и расширить представление детей где «живет» опасное электричество и как оно помогает человеку.

-закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Развивающие: 

- развивать стремление к поисково -познавательной деятельности

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: 

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность

- вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

- воспитывать умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_znakomstvo_s_elektrichestvom.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экспериментированию

для детей старшей

Тема: «Знакомство с электричеством»

Цель занятия:  способствовать развитию у детей познавательной активности, мыслительной деятельности, любознательности.

Задачи: 

Образовательные: 

- обобщить и расширить знания детей об окружающем мире, познакомить с причиной возникновения и проявления статистического электричества.

- познакомить с правилами безопасного обращения с электричеством в быту

- уточнить и расширить представление детей где «живет» опасное электричество и как оно помогает человеку.

-закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Развивающие: 

- развивать стремление к поисково -познавательной деятельности

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: 

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность

- вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

- воспитывать умение работать в коллективе.

Основная образовательная область: «Познание».

Интегрированные образовательные области: «Развитие речи», «Социально -коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Продолжительность использования ЭОР: 5 минут.

Планируемые результаты НОД: у ребенка сформированы представления об электричестве; ребенок проявляет инициативность и самостоятельность;  ребенок уверен в себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует с совместных играх и заданиях; сопереживает неудачам и радуется успехам других, хорошо  развита устная речь, может выражать свои мысли, чувства и желания; умеет подчиняться правилам и социальным нормам; у ребенка развита мелкая и крупная моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими.

Предпосылки УД: коммуникативные - умение слушать взрослого и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности, обращаться за помощью; познавательные - умение производить анализ объектов; умение устанавливать причинно - следственные связи; умение применять правила и пользоваться инструкциями; Регулятивные - умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; личностные - умение оценивать усваиваемое содержание, соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами, умение прийти на помощь герою сказки.

Методы:наглядный, наглядно – практический, словесный.

Приемы:

практические:

✓ Экспериментирование;

✓ дидактическое упражнение «Как предметы помогают человеку»

✓ просмотр слайдов,  

словесные:

✓ беседа – диалог;

✓ решение проблемной ситуации

здоровьесберегающие:

✓ пальчиковая гимнастика

✓физкультминутка.

Наглядные средства обучения: часы, батарейка, картинки к игре «Как предметы помогают человеку»,  слайды «Бытовая техника», «Золушка» мультимедийный проектор.

Оборудование для опытов: лоскуты синтетической ткани, пустые шариковые ручки, фигурки бабочек из бумаги, расчестки, фольга.

Словарная работа: Активизировать словарь детей за счёт слов: электричество, электроприборы, электроны, электростанция, наэлектризованные предметы, статическое электричество.

Предварительная работа: беседа об электроприборах, о правилах безопастности с электрическими приборами, разгадывание загадок по теме электричество, игра «Что было раньше и сейчас», игра с мячом “Помощники”, дидактическая игра «Что у меня есть дома», «Четвертый лишний», рассматривание иллюстраций с электрическими приборами, рисование электроприборов.

чтение: сказка Е. Нефёдовой «Сказка о том, как электроприборы в магазине поссорились»,

Н. Носов «Затейники»,  Т. Устинова «Волшебный свет»

 Структура:

  1. Мотивационно – побудительная часть (7 минут).
  2. Основная часть (10 минут).
  3. Рефлексивная часть (3 минуты).

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Деятельность педагога

Деятельность детей

 I этап. Мотивационно -побудительный (7минут)

1.1 Приветствие

Цель: создание атмосферы доброжелательности и комфорта.

Цель: установление зрительного и тактильного контакта.

Воспитатель здоровается с детьми.

Дети здороваются в ответ воспитателю.

1.2 Создание мотивации детей к образовательной деятельности

Цель: привлечение внимания детей, организация их для образовательной деятельности, развитие речевой активности детей.

Цель: переключение на организованную образовательную деятельность, развитие речевых навыков.

Воспитатель: Ребята к нам сегодня в гости пришла героиня одной знаменитой сказки.

Хотите узнать кто это?

Предполагаемый ответ. Да

Чтобы узнать кто эта героиня, Вам нужно отгадать загадку.

Про девушку эту сказку читаю,
Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.
Не справиться девушке с тяжкой работой,
А на балу оказаться охота.
Никто не оценит бедняжки стараний!
Ей так не хватает машины стиральной.
Приходится девушке дом убирать,
Но где пылесос, чтобы ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду
Помыть без машины, что моет посуду.
А надо еще приготовить обед:
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присела бедняжка - всего не успеть.
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую Фею.

На экране появляется образ Золушки.

Воспитатель: Вы догадались, о ком идёт речь?

Предполагаемый ответ.О золушке

Воспитатель: Она работала целыми днями, а о чем же она мечтала?

Предполагаемый ответ. Злая мачеха ушла на бал и оставила Золушке очень много заданий. А ей тоже хотелось попасть на бал.

Воспитатель: Ребята, хотите помочь Золушке попасть на бал? 

Предполагаемый ответ. Да

Какие электрические приборы помогли бы справиться Золушке с заданиями, которые ей оставила Мачеха?

Как эти электрические приборы могут помочь Золушке?

Предполагаемый ответ.Пылесос, утюг, стиральная машина, плита.

Предполагаемый ответ. Пылесос поможет прибраться, стиральная машина - постирать, утюг - погладить.

Просмотр слайдов с электрическими приборами.

Дети смотрят на экран.

Воспитатель: Дети, а еще у нашей Золушки  не работают часы. И она боится, что пропустит бал.  Не слышно как тикают, да и стрелка стоит на месте.

 Что же это такое может быть? 

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Золушке и отремонтируем ей часы. Попробуем поставить батарейку. Только надо не ошибиться и поставить правильно.

Заработали. Послушайте. Тикают?

Золушка очень обрадуется.

Предполагаемый ответ.Нет батарейки, села батарейка и т.д

Дети рассматривают , как правильно устанавливать батарейки.

Предполагаемый ответ.Тикают.Работают.

Воспитатель: Как вы думаете, почему часы стали тикать?

Предполагаемый ответ. Когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали.

Как вы думаете, мы помогли Золушке? Она успеет на бал?

Предполагаемый ответ.Да. Успеет. С помощью электрических приборов Золушка быстро справилась с домашними делами и готова отправиться на бал!

-Ребята, стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила такая скрывается в батарейке?  Как вы думаете? 

Предполагаемый ответ. Это электричество.

Давайте мы с Вами посмотрим на экран. Показ фрагмента мультфильма об электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности».

Дети смотрят на экран.

Воспитатель: Ребята, тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме.

Воспитатель:Ребята, вы запомнили, откуда электричество поступает в наши дома?

Предполагаемый ответ.Ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества?

Предполагаемый ответ. Розетки, выключатели, провода

Воспитатель: Ребят, а для чего нам в нашей группе  нужно электричество?

Предполагаемый ответ.Чтоб подключать бытовую технику, электроприборы.

1.3 Физкультминутка

Цель: переключение детей на двигательную деятельность, снятие напряжения

Цель: выполнить движения по тесту, отдохнуть.

Ток бежит по проводам,          

Свет несёт в квартиру нам.          

Чтоб работали приборы,               

Холодильник, мониторы.    Кофемолки, пылесос,                    

Ток энергию принёс.                    

 Бег на месте

«Фонарики»

«Моторчик»

 Хлопки в ладоши на каждый бытовой  прибор

Взяться за руки

II этап. Основной  (10 минут)

Воспитатель: Ребята, обязательно надо быть всегда внимательными и осторожными с электричеством.

Давайте вспомним правила безопасности с электрическими приборами..

Предполагаемый ответ.

Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т.д.

Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.

Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.

Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.

Но существует и не опасное электричество.

Слышали ли Вы о таком электричестве?

Воспитатель: Когда мы снимаем одежду, она может потрескивать, искрить. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом.

Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество».

Предполагаемый ответ. Нет

Статическое электричество неопасно,оно тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.

Хотите поиграть с неопасным электричеством?

Воспитатель: мы с Вами, как настоящие волшебники проведем эксперименты.

Предполагаемый ответ. Да.

2.1 Пальчиковая гимнастика «Электроприборы»

Цель: развитие мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве.

Цель: выполнение движений по тексту.

Что за шум на кухне этой?

 Будем жарить мы котлеты.

Мясорубку мы возьмем

Быстро мясо провернем.

Миксером взбиваем дружно

Все, что нам для торта нужно,

Чтобы торт скорей испечь,

Включим мы электропечь.

Электроприборы – это чудо!

Жить без них нам было б худо.

сгибание мизинцев

сгибание безымянных пальцев

вращение средних пальцев вокруг друг друга

вращение указательных пальцев вокруг друг друга

вращение больших пальцев

соединение мизинцев

соединение безымянных пальцев

соединение средних пальцев

движение указательными пальцами

пожимаем плечами

2.2 Проведение опыта.

Цель: Знакомство детей со статическим электричеством.

Цель: выполнение задания согласно образцу педагога.

Воспитатель делает тот же опыт что и дети.

Воспитатель: У меня есть бумажные бабочки бабочки, они просто лежат на подносе,но им очень хочется летать.Давайте поможем нашим бабочкам. Согласны?

 

Предполагаемый ответ. Да.

Воспитатель: Ребята, Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? 

Предполагаемый ответ.Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно

А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством?

Предполагаемый ответ. Полетят.

Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Возьмите кусочек шерстяной материи и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься.

Воспитатель: Почему так происходит?

Предполагаемый ответ. Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись.

Как палочки стали электрическими?

Предполагаемый ответ. Их натерли кусочком ткани.

А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными.

 Сделаем так, чтобы бумага затанцевала.

Порвите  бумагу на прямоугольные полосочки. 

Дети выполняют задание

Воспитатель: Ребята, поднесите расческу к бумаге.

С бумагой что-то происходит?

Предполагаемый ответ. Нет.

Как заставить бумагу танцевать?

Предполагаемый ответ.Зарядить ее электричеством.

Воспитатель: А как зарядить ее электричеством?

Предполагаемый ответ.Потереть ее о шерстяную материю, об волосы.

Дети натирают расчестку о волосы и подносят ее к полосочкам бумаги.

Поймали электричество (бумага зашевелилась, начала танцевать).

Почему притянулись кусочки бумаги? Какая расческа стала? 

Предполагаемый ответ.Электрическая, волшебная.

Как она стала такой? 

Предполагаемый ответ. Потерли о волосы, поймали электричество в волосах .

2.3  Дидактическая игр «Как предметы помогают человеку».

Цель: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Цель: выполнение задания.

Для игры нам понадобятся карточки: на одних изображение предмета, на других изображение, которые показывают, для чего этот предмет нужен человеку. Вам нужно соединить эти карточки, найти пару.

Волосы – фен

Спящий человек - будильник

Темнота – фонарь

Чашка – электрический чайник

Ковер – пылесос

Еда – холодильник

Еда – микроволновая печь

Одежда – стиральная машина

Одежда - утюг

Одежда - швейная машинка

Фотография – фотоаппарат

III этап. Рефлексивный (3 минуты)

Цель: подведение итогов, осознание результатов деятельности.

Цель: получение положительной оценки своей деятельности, ответить на вопросы воспитателя.

- «Что больше всего Вам понравилось на сегодняшнем занятии?»

О чем мы с вами говорили сегодня?  

Кому мы сегодня еще смогли помочь?

 

- Покажете ли Вы  опыты с безопасным электричеством родителям дома?

Предполагаемый ответ. Больше всего нам понравилось делать опыт, где бумаг танцевала.

Предполагаемый ответ. Об электричестве.

Предполагаемый ответ. Золушке, согли ее побыстрее собрать на бал и отремонтировали ей часы.

Предполагаемый ответ. Да.

Воспитатель: «Молодцы, ребята.

До свидания.»

Дети прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «ПОМОЖЕМ ВОДЕ СТАТЬ ЧИСТОЙ» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ЦЕЛЬ: дать детям представление о водопроводе и очистке воды; Уточнить и расширить знания детей об использовании воды человеком; познакомить с истоками возникновения водопровода; применение ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Социализация» Тема: ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”

Тема  ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”занятие направленно на создание условий для естественного психологического развития ребёнка....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Знакомство с хорошими манерами»

Программное содержание:  познакомить детей с историей  этикета;  формировать навыки использования в речи вежливых слов ; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить фо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Знакомство детей с видами изобразительного искусства».

На занятии по изобразительной деятельности, дети закрепляют представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет), скульптурах - монументальной и малой формы. Также ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа»

Цель: формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию «Где живет электричество»

Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию для детей подготовительной к школе группы «Где живет электричество»...