Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности «Вот какое молоко»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Алексеева Ольга Владимировна

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Вот какое молоко". Ребятам рассказывают о пользе молока и молочных продуктах для организма человека, о том, что надо осознанно относиться к своему питанию. Интересным для ребят было проведение опытов с молоком: "Сравнение молока и воды"," Молоко имеет цвет", "Свертывание молока под воздействием кислоты", "Выявление крахмала в молоке", "Молочная радуга". Исследования детей позволили им сделать выводы о правильном здоровом питании. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности  в подготовительной группе «Вот какое молоко»

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие: формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека; учить детей осознанно относиться к своему питанию, обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.

Развивающие : развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов, желание познавать новое;

развивать связную речь, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу, взаимопомощь.

Материалы и оборудование: молочная продукция для выставки, полезные продукты, вредные продукты, мяч для игры,  одноразовые тарелки, стаканы, пипетки, молоко, молоко с крахмалом, лимон, жидкое мыло, красители, ватные палочки, салфетки, влажные салфетки для рук.

Ход  занятия:

Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю я вам привет.

Улыбнитесь мне в ответ.

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем разговаривать об одном продукте, который находится вот под этой тканью. Давайте поиграем в игру «Да-нет». Для того чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да, или нет.

Игра «Да-нет».

Дети: - Это желтого цвета? (нет)

Дети:- Это белого цвета? (да)

Дети: - Это что-то твердое? (нет)

Дети: - Это жидкое? (да)

Дети: - Это молоко? (да)

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам загадаю загадки о продуктах,

которые делают из молока, а вам нужно не только их разгадать, но и найти на нашей выставке молочных продуктов.

Загадки.

Белая водица,

Всем нам пригодится,

Из водицы белой,

Все, что хочешь, делай:

Сливки, простоквашу,

Масло в кашу нашу.

Творожок на пирожок,

Кушай, Ванюшка, дружок! (Молоко)

Догадайтесь, кто такая?

Белоснежная, густая?

Сливки взбили утром рано,

Чтоб была у нас. (Сметана)

Что за белые крупинки?

Не зерно и не снежинки.

Скисло молоко - и в срок,

Получили. (Творожок)

Сделан он из молока,

Но тверды его бока.

В нем так много разных дыр.

Догадались? Это (Сыр)

Мы на хлеб его намажем,

И добавим к разным кашам.

Кашу не испортят точно

Бело-желтые кусочки. (Масло)

Воспитатель: Молодцы, справились. О каких молочных продуктах, мы еще не сказали? Давайте найдем их на нашей выставке. (Кефир, йогурт, сгущенка, ряженка, снежок)

Воспитатель: Ребята, а как называются продукты, изготовленные на основе молока? (молочные). Давайте поиграем в игру «Молочные блюда»

Игра «Молочные блюда»

Воспитатель: Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике? (Молочные супы, каши, соусы, твороженные запеканки, кофейный напиток, чай с молоком, ленивые вареники)

-А мамы чем любят вас побаловать? Что готовят, стряпают для вас из молочных продуктов? (Блины, оладушки, вареники, пончики).

Воспитатель: Кроме полезных молочных продуктов есть такие, которые содержат различные вредные вещества, химические добавки и могут принести вред здоровью человека, а особенно ребенка.

Воспитатель: Ребята на столе находятся  разные продукты их нужно поделить в две корзинки. В одну положить полезные , а в другую вредные продукты. Разделимся на две команды: первая команда девочек будет в свою корзинку наполнять  полезными продуктами.

А вторая команда мальчиков наполнять свою корзинку вредными продуктами.

Воспитатель: Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Пожалуйста, девочки проверьте, правильно ли собрали мальчики вредные продукты. А теперь мальчики проверят, правильно ли девочки собрали полезные продукты. Назовите продукты.

Воспитатель: Молоко полезный продукт. Молоко подарила нам Матушка – Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко.

С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты: творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло.

- Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы.

Как называют молоко коровы? (Коровье). А молоко козы? (Козье).

- На свете есть и другие животные, которые дают молоко.

- Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс.

- В детском питании молоко занимает особое место.

Самым важным компонентом молока является белок. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества.

Молоко богато кальцием.

- Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Какое молоко» Я называю животное и бросаю вам мяч, а вы ловите и говорите, как называют это молоко.

Игра «Какое молоко?»

Какое молоко у коровы? (Коровье)

Какое молоко у козы? (Козье)

Какое молоко у лошади? (Лошадиное, кобылье)

Какое молоко у верблюда? ( Верблюжье)

Какое молоко у оленя? (Оленье)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему молоко белого цвета?

Ведь все мы знаем, что корова ест зеленую траву летом и желтое сено зимой. А молоко, которое она дает, всегда получается белым. В молоке есть волшебный белок – казеин – он придает молоку белый цвет.

Воспитатель: А хотите узнать, какими еще свойствами обладает молоко? (Да). Предлагаю провести несколько экспериментов.

Для этого нужно превратиться в ученых и пройти к столу – мини лабораторию.

Опыт №1. «Сравнение молока и воды»

Воспитатель: Возьмем стакан с водой и стакан с молоком. Возьмем чайную ложку. Опустим чайную ложку в стакан с водой . Мы видим  ложку?

Дети: Да

Воспитатель: Теперь опустим ложку в молоко.

Дети: ложку не видно.

Воспитатель: Какой сделаем вывод?

Дети: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт №2. «Молоко имеет цвет»

Предложить детям рассмотреть молоко и воду. Какого цвета молоко ?  А вода? Вывод: молоко белого цвета, а вода - прозрачная.

Опыт №3. «Сворачивание молока под воздействием кислоты»

Воспитатель: нальем в тарелочку немного молока, возьмем лимонный сок, с помощью пипетки капнем сок в молоко. Что произошло?

Дети: в молоке появились белые хлопья.

Воспитатель: Да, верно, оно свернулось. Большинство фруктов и ягод содержать в себе кислоту . И эта кислота вызывает сворачивание белка в молоке. Что мы сейчас и наблюдали. У некоторых людей сочетание фруктов или сока с молоком может вызвать расстройство желудка.  Поэтому нельзя есть фрукты и ягоды сразу после того, как попили молоко.

Опыт №4 «Обнаружение крахмала»

Воспитатель: На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты к молоку, сметане, творогу добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.

Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал? (Да).

Для этого нам нужно в наше молоко добавить йод. Давайте, добавим и посмотрим, что произойдет. (Дети капают йод).

Воспитатель: Что случилось с молоком?

Дети: одно окрасилось в синий цвет, а другое – нет.

Вывод: при соединении йода с крахмалом образуется вещество синего цвета. Если у нас молоко не стало синего цвета , какой вывод сделаем?

Дети: в нем нет крахмала.

Воспитатель: Верно. Значит , это молоко какое?

Дети: Полезное.

Опыт №4 «Молочная радуга»

Воспитатель: Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете?

Дети: На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…

Воспитатель: Чем обычно рисуете?

Дети: Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…

Воспитатель: А на молоке кто-нибудь из вас рисовал?

Дети: Нет.

Воспитатель: Хотите попробовать? Нальем молоко в тарелку. Добавим в него несколько капель красителя пипеткой. Возьмем ватную палочку, окунаем ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной жидким мылом, касаемся молока в течение 10 секунд. Только касаемся!

А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться.

Воспитатель: В чем секрет фокуса? Дело в том, что в молоке содержатся молекулы жира, а жидкое мыло вступает в реакцию с ними и, таким образом, приводит их в движение, что способствуют появлению таких красивейших причудливых разноцветных узоров на поверхности молока.

Воспитатель: На этом наши эксперименты закончились.

Ребята, что сегодня мы узнали на занятии?

Воспитатель: Какие продукты делают из молока?

Молоко, каких животных мы употребляем в пищу?

Воспитатель: Какие полезные вещества содержатся в молоке?

Воспитатель: Почему молоко белого цвета?

Воспитатель: А чего следует опасаться при употреблении молока?

Воспитатель: Какие задания вам понравилось выполнять?

Дети высказывают свои мнения и впечатления.

Воспитатель: Ребята, а мне понравилось, что вы сегодня хорошо работали и соблюдали правила поведения в лаборатории. На этом наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Какое оно - электричество?»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Какое оно - электричество?»....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Яйцо, какое оно?»

Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности.Задачи:1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.2. В...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Мука, откуда она и какая?"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Мука, откуда она и какая?"...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе на тему: « Какой он, песок?»

Конспект занятия по эксперентальной деятельности содержит в себе разные опыты с песком, "сухой и влажный песок", "разный песок," " песчаный конус". дети с удовольствием п...