Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мамонтова Галина Васильевна

Занятие направлено на уточнение представлений детей о свойствах воздуха и способах его обнаружения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnik_nevidimka.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по экспериментально-познавательной деятельности

в старшей группе
«Волшебный невидимка»

Составили:   Мамонтова Галина Васильевна,  Салихилаева Ирина Алексеевна

Цель: Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха через организацию совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Уточнить представления детей о свойствах воздуха и способах его обнаружения
  • Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
  • Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
  1. Развивающие:
  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  • Развивать умение делать выводы и умозаключения.
  • Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
  • Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к познанию природы, умение видеть удивительное в окружающем мире.
  • Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие"

Методы и приемы:

1. Практические

2. Наглядные

3. Словесные

Оборудование: 

  1. «Волшебная» коробочка,
  2. Полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка,
  3. Стаканчики с водой, коктейльные трубочки,
  4. Стакан с салфеткой, таз с водой,
  5. Листы бумаги для изготовления веера,
  6. Свисток, резиновые игрушки,
  7. Акварель, коктейльные трубочки, листы бумаги для рисования
  8. Воздушные шарики для сюрпризного момента,

     9. Два круга – зеленый и красный.

Ход занятия

Ну что, все в сборе, мы можем начинать

Встаньте рядышком по кругу

Улыбнемся все друг другу.

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется:

Все: «Доброе утро»

Воспитатель - Здравствуйте, ребята.  Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и со всем, что нас окружает:

Здравствуй, небо!

руки вверх

Здравствуй, земля!

присели, руки вниз

Здравствуйте, мои друзья!

руки вперёд

1,2,3,4,5

загибаем пальцы рук

Вместе мы в кругу опять

берёмся за руки

Будем дружно мы играть

И путешествовать опять

идут по кругу

Воспитатель

Дети

Ребята, скажите, что нас с вами окружает?

Правильно!

Дома, деревья, птицы, животные.

Сегодня мы с вами узнаем что-то очень интересное. У нас сегодня новое задание, оно вот в этой красивой волшебной коробочке. Вы хотите узнать, что у неё внутри?

Да

Открывает коробочку….        она пустая

Коробочка пустая, в ней ничего нет.

– Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.  

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Воздух

Да, ребята, это воздух. Многие из вас о нем слышали, но никогда его не видели. Может, его вовсе нет? Давайте попробуем в этом разобраться.

Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужен воздух?

Чтобы дышать

Правильно, но мы настолько привыкли к этому, что даже не замечаем, как дышим. А вы знаете, что человек может прожить без еды  до 50 дней, без воды 5-7 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут.

Вдыхают, выдыхают

Давайте проверим. Сначала  хорошо вдохнём воздух, а потом выдохнем, и ненадолго задержим дыхание… и вы сразу почувствуете дискомфорт.

Дети пытаются задержать дыхание

Значит, может ли человек не дышать?

Делаем вывод: человек не может жить без воздуха.      

Нет

А кто ещё не может обходиться без воздуха?            

Ответы детей

Как вы думаете, что было бы, если бы на Земле исчез воздух

Не было бы жизни на Земле

Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

Ребята, вот мы говорим с вами: «Воздух, воздух, без него нельзя жить…», а я что-то его не вижу… А вы видите?

Нет

А хотите поймать воздух и посмотреть, какой он?

Воздух-невидимка,                
Выходи гулять!                      
Воздух-невидимка,                
Как тебя поймать?          

Да

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором лежат пустые полиэтиленовые пакеты

Возьмите пакеты и посмотрите, что в них?

Ничего нет, пакеты пустые. Их можно даже сложить несколько раз

Давайте попробуем поймать воздух пакетом. Посмотрите, как я это сделаю. (Показывает) Закрутите пакеты.

Что произошло с пакетами? На что они стали похожи?

Пакеты наполнились воздухом, надулись и стали похожи на подушки

Что в них находится?

Воздух

Какого он цвета?

Бесцветный

Почему мы его не видим?            

Делаем вывод: воздух бесцветный, прозрачный, невидимый

Он прозрачный, бесцветный, невидимый

Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?

Пакет опять стал пустым

Почему?

Он освободился от воздуха. Из него вышел весь воздух

Да, вы правы, ребята. Воздух прозрачный, и, чтобы его увидеть, его надо поймать, что мы с вами и сделали. Значит, воздух есть везде вокруг нас.

А есть ли воздух внутри нас?

Ответы детей

Посмотрите, у нас на столе есть стаканчики и трубочки. При помощи этих предметов мы увидим, есть ли воздух внутри нас.

Давайте подуем через трубочку, опущенную в стакан с водой, и посмотрим, что произойдёт.

Ребята, что происходит с водой?

Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была…?

Дети дуют, сначала тихо, затем сильнее.

Выходят пузырьки воздуха.

Ответы детей

Пузырьки – это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но, чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Если мы подуем сильно, то, что увидим?

Пузырьки поднимаются быстрее, получается буря

Да, это очень похоже на бурю. А бурю нагоняют чёрные злые тучи. Давайте прогоним эту тучу и бурю остановим.

Физкультминутка

Злую тучку наказали,

Ты плохая, ей сказали,

И она заплакала,

И она закапала

Кап-кап-кап.

Тучку бедную простили,

Тучку с миром отпустили,

Тучка плакать перестала,

И потом совсем пропала,

Кап-кап-кап

Погрозить указательным пальцем правой, левой руки

Собирать «капельки» в ладошку

Двумя руками стряхивать вправо, влево

Руки от груди вперед

Махнуть руками

Потереть глаза кулачками

Пожать плечами, руки в стороны

Ребята, вы поняли, что воздух он есть внутри нас. Но как он к вам попадает?

Через нос

Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как мы дышим. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Нет.

А вот зимой, когда выгуляете на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как?

Мы с вами, когда пойдём гулять, то подышим свежим морозным воздухом – это очень полезно для здоровья!

Идёт пар.

Ребята, вы когда-нибудь слышали выражение «Выйти сухим из воды?»

Ответы детей

Как вы думаете, это возможно?

Ответы детей

Посмотрите, что это?

Посмотрите, есть в нем что-нибудь?

Можно ли опустить стакан в воду и не намочить салфетку?

Давайте проверим. Опускаем стакан в таз с водой, дном вверх. Посмотрите, вода заходит в стакан?

Почему? Что ей мешает?


Стакан

Салфетка

Ответы детей

Нет 

Потому что там есть воздух, и он не пускает воду

Воздух занимает место в стакане и не даёт воде намочить салфетку.

А что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан?

Пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет

Ребята, мы смогли увидеть воздух. А сможем ли мы его почувствовать?

Для того, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Лучше всего в этом помогает веер. Давайте попробуем его сделать. Возьмите листы бумаги и сверните их гармошкой.

Дети делают веера

Помашите веером на себя. Что вы чувствуете?

Ветер

Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это передвижение воздуха.

А как ещё можно почувствовать воздух?

Подуть

А можем ли мы услышать воздух?

Ответы детей

А вот и можно. Посмотрите, у меня есть свистулька. Через неё можно пустить быструю струю воздуха. (Свистит)

Что мы слышим?

Свист

Правильно. Такой свистящий звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперёд. Это называется колебание. Повторите.

Дети повторяют (словарная работа)

Мы можем услышать воздух и другим способом.

Возьмём резиновые игрушки и нажмём на них. Струя воздуха, выходя из игрушки, издаёт звук, происходит колебание воздуха

Дети берут резиновые игрушки и нажимают на них

Дети, А как в природе мы слышим воздух?

Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы)

Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?

Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Ответы  детей

Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью пипетки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны).

Звучит музыка, дети рисуют

Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!

Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?

ответы детей

Какой опыт вам показался самым интересным?

ответы детей

Что вы сегодня узнали нового?

ответы детей

Чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный.

Вместо ответа на мои утверждения вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный.

Давайте попробуем. Будьте внимательны!

  • Воздух окружает нас со всех сторон.
  • Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
  • Воздух не имеет запаха
  • Воздух можно услышать.
  • Человек может жить без воздуха.
  • Ветер – это движение воздуха.

Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями! И я предлагаю вам ещё раз заглянуть в нашу волшебную коробочку. Посмотрите-ка, в ней появились предметы, которыми можно поймать воздух. Что это?

Воздушные шарики

Я дарю вам эти шарики. А надуть их вы сможете дома, когда будете рассказывать своим родителям всё, что сегодня узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мои верные помощники » Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:• продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над...