Конспект занятия «Космическое путешествие» для детей 5-6 лет.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Расширить представления детей о космических полётах: познакомить их с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики,- К.Э. Циолковским, С.П. Королёвым

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kosmicheskiy_dali.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

  «Космическое путешествие»

для детей 5-6 лет.

Программное содержание:

  • Сформировать у детей понятие «Космос».
  • Расширить представления детей о космических полётах: познакомить их с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики,- К.Э. Циолковским, С.П. Королёвым;
  • Развивать способность устанавливать простейшие связи,
  • Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный человек.
  • Воспитывать у детей умение слушать взрослых и друг друга.

Предварительная работа:

  • Проведение беседы на тему «Космос»,
  • Проведение лепки    на тему «Ракеты и кометы»
  • Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе,
  • Изготовление поделок, альбомов, аппликаций о космосе.
  • Разучивание пальчиковой гимнастики « На ракете улетим»
  • Просмотр мультфильма «Лунтик»
  • Выкладывание из счетных палочек ракеты, звезды
  • Чтение албанской сказки «Как Луна и Солнце друг другу в гости ходили».

Оборудование:

Глобус, фотографии космонавтов, российских учёных;

Презентация «Космос», Дидактическая игра «Разрезные картинки»,  « Четвёртый лишний»  счётные палочки, прямоугольники серебристого цвета на каждого ребёнка

Ход занятия:

Звучит космическая музыка.

Воспитатель: Дети послушайте музыкальную композицию и попробуйте представить, в какое далекое путешествие приглашает вас это музыка( «Космическое путешествие» звучит музыка из сборника Бурениной.)

Почему вы так думаете?    

Дети: Музыка загадочная, таинственная, необычная, как и космос!

Воспитатель: Что мы можем увидеть днём и ночью на небе? ( Солнце, звёзды,   луну.)

 Всё это находится  в космическом пространстве. Слово «Космос» означает « всё на свете».

В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью. И там, где днем сверкал, огромный диск Солнце, разгоняя тьму, сияла ЛУНА, которая периодический меняло свою форму.

Почему это происходит, наши предки не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячелетие и на многие вопросы люди нашли ответы. Ученые придумали специальные приборы  телескопы и, наблюдая за звёздным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты – одни меньше, другие больше.

Воспитатель: Какие планеты вы знаете?

Марс, Венера и многие другие. Людям захотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живёт? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолёты для этого не годились, потому что до планет было очень далеко. И придумали учёные ракеты. 

Воспитатель: - Кто же в Росси придумал первую ракету?  Учёный и изобретатель Константин Эдуардович Циолковский. ( Показывает портрет учёного). Он проводил расчеты, делал  чертежи и придумал такой летательный аппарат, который мог бы долететь до другой планеты. Но, к сожалению, у него не было возможности сделать его. И только через много- много лет другой учёный – конструктор – Сергей Павлович Королёв (воспитатель показывает портрет учёного) смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала летали животные (собаки), а потом 12 апреля 1961 года в космос впервые полетел человек.

 -Кто летает в космос? (космонавты)

– Кто был первым космонавтом? (Ю.А.Гагарин)   Воспитатель: Наш Гагарин - знают дети,

Раньше всех людей на свете.

Побывал у звезд в гостях.

– Как вы думаете, как можно назвать космонавтов, какие они? (бесстрашные, смелые, отважные, героические)

– Какое они совершают путешествие? (космическое)

– На чем летают они в космос? (на ракете)

– Что можно увидеть в космосе? (звезды, солнце, комету, другие планеты)

– А мы, на какой живем планете? (планета Земля) Показывает глобус. Вот так выглядит наша планета Земля.

– А у планеты Земля есть сестра, она вертится вокруг неё. Догадались кто она?

Отгадайте загадку:

Ночь приходит – она всходит.
В небе сияет, тьму разгоняет. (Луна)

– Ребята, а давай те с вами, выполним упражнение, которое называется “Спутник Земли”.

– Каждый выберет себе пару. Один будет изображать Землю, другой – Луну. Луна вращается вокруг Земли, а Земля в это же время вокруг своей оси, то есть вокруг себя.

(Дети под музыку изображают Землю и Луну)

Молодцы, а сейчас садитесь.

– Почему же Луну называют спутником Земли? (Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удалиться, поэтому она всегда рядом с Землёй)

На мольберте выставляются карточки, и проводится  игра «Четвертый лишний »

Дети должны перечислить, что нарисовано на карточке, что лишнее и почему? (н-р: ракета, Луна, скафандр, велосипед и.т.д.)

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, 
Начинаем мы взлетать.
На ракете улетим,
И всю Землю облетим.
На Луне мы прилунимся,
И на Землю возвратимся.

Игра на развитие мелкой моторики « Ракета».

А давайте-ка, ребята,
Поиграем в космонавтов,
В космос с вами полетим!
Собираемся в полёт, 
Строим новый звездолёт.

– Давайте выложим из палочек ракету. (Дети подходят к столам,  и каждый выкладывает ракету)

(Раздается телефонный звонок, воспитатель отвечает)

– Ребята, Лунтик приглашает нас в гости, одному ему очень грустно.

– А где же он живёт? (на Луне) А давайте полетим к нему на Луну!

– Начинаем собирать багаж. Что же нам понадобится для нашего космического путешествия? (карта, космическое питание, компьютер)

– А можно ли лететь на Луну в повседневной одежде?

– Что необходимо надеть для космического путешествия? (Скафандры)

– Давайте оденем скафандры. Имитация надевания.

– Ты в чем? (спросить 2-3 детей)

– Я буду командиром космического полёта, а вы мой экипаж.

– Как мы назовём  наш космический корабль? ( Дети придумывают название корабля)

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая … (Ракета)

Выполняют ОРИГАМИ «РАКЕТА»

Складываем прямоугольник, загибаем верхние уголки прямоугольника до середины, еще раз загнем боковые стороны до середины, перевернем заготовку на противоположную сторону и опять боковые стороны согнем до середины.

(Дети ставят стульчики в форме ракеты. Воспитатель  выставляет картинки с изображением ракеты – в это время звучит музыка)

– Внимание! Приготовиться к полету! Пристегнуть ремни. Включить приборы.

Начинаем обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! Мы уже в космосе!

– У нас всё в порядке? (Воспитатель берёт рацию)

– Земля, Земля, я «название корабля, придуманное детьми», у нас всё в порядке!

– Кто знает, как называется окно в ракете? (иллюминатор)

– Это трудное слово, повторите его ещё раз.

– Мы уже далеко отлетели от Земли, посмотрите в иллюминатор, какая она? (красивая, голубая, необыкновенная, прелестная, замечательная)

Стихотворение: (читает ребенок)

Пилот в космической ракете
На Землю глянул с высоты.
Ещё никто, никто на свете
Такой не видел красоты.
Ах, какая красота!
Не страшна нам высота!
Пролетаем над лесами.
Над высокими горами.

– Ребята, в космосе нет притяжения Земли, и мы в состоянии невесомости – давайте встанем и испытаем это состояние. Мы в невесомости! (Проводится  динамическое упражнение «Невесомость»

– В невесомости плывем 
Мы под самым потолком.

(Дети расходятся и делают медленные движения руками и ногами. Затем садятся на  стульчики)

– Внимание, приготовиться к посадке на Луну, закрывайте глаза. (Звучит музыка)

– Прилетели! Открывайте глаза. Выключаем приборы. Выходите.

Воспитатель находит письмо.

  • Дети, посмотрите какое -то письмо. Читает, и сообщает детям, что оно от Лунтика. Он просит помочь ему разобраться с трудной задачей. Космические корабли разрушены и ему одному их не отремонтировать, мы должны ему помочь.   Воспитатель даёт детям 5 конвертов с разрезными картинками, они разбиваются на группы и составляют изображения ракет.

Игра «Разрезные картинки» Дети собирают из частей ракеты.

Воспитатель: у Лунтика опять беда. Он не может найти свою ракету среди других ракет. Ведь они так похожи! Вот здесь на космодроме стоят 5 ракет, нужно найти 2 одинаковые ракеты. Одна – наша, другая –Лунтика. (ракеты которые составили дети расположены на столах). Дети находят 2 одинаковые.

Ещё Лунтик прислал нам космические загадки . Давайте попробуем их отгадать.

Загадки от Лунтика:

1.Волчок, волчок,

Покажи другой бочок,

Другой бок не покажу.

Я привязанный хожу.

Дети: Луна.

2.Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только в него глядят.

Дети: Большая медведица.

3. Желтая тарелочка на небе висит.

Желтая тарелочка всем тепло дарит.

Дети: Солнце.

4. В дверь, в окно

Стучать не будет,

А взойдет

И всех разбудит.

Дети: Солнце.

5. У бабушке над избушкой

Висит хлеба краюшка

Собаки лают, достать не могут.

Дети: Месяц.

(Раздаётся сигнал по рации)

Воспитатель: – Нас вызывает Земля.

Земля, Земля,  вас понял, возвращаемся домой. Дети садятся на стульчики, пристёгивают ремни, включают приборы.

Воспитатель: – Внимание! Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, Пуск! Закрывайте глаза.

( Звучит музыка )

– Открывайте глаза, наш космический полет окончен.

Вот мы и дома! 

А мы живем с вами на планете… Земля.

- За чудесами мы стремимся,
Но нет чудесней ничего,
Чем полетать и возвратиться
Под крышу дома своего!

– Понравилось вам путешествие?

Завоевание космоса только начинается.

Ребята давайте еще раз повторим, кто же может попасть в отряд космонавтов?   Включает презентацию на компьютере.

Воспитатель: Показывает слайды и читает. Игра «Доскажи словечко».                                      

Космонавтом хочешь стать, должен много- много…

Дети: Знать.

Воспитатель: Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит …

Дети: Труд.

Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты

Для полетов на..

Дети: Планеты..

Воспитатель: Самый дружный будет наш

Наш веселый…

Дети: Экипаж.

Воспитатель: Если в космос мы хотим

Значит скоро …

Дети: Полетим.

Воспитатель: Чтобы стать космонавтом нужно ежедневно усердно учиться и заниматься спортом. В космонавты берут старательных людей, которые не ленятся и много занимаются! Молодцы ребята! Испытание и полёт в космос юных космонавтов прошли успешно!

Литература:

  1. Л.Я. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» Москва, 2010 г.
  2. В.П. Глушко «Космонавтика. Маленькая энциклопедия» 1970 г.
  3. Е. А., Паникова, В.В. Инкина «Беседы о космосе. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Космическое путешествие"

Развивается у детей логическое мышление,внимание.Закрепление геометрических фигур....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"

ДАННАЯ РАЗРАБОТКА ПОМОЖЕТ ПЕДАГОГАМ В ПРОВЕДЕНИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ  "КОСМОС"...

Конспект занятия "Космическое путешествие"

Знакомство детей с космосом...

Конспект занятия "Космическое путешествие на Луну"

Данное занятие позволяет закрепить у детей знания о геометрических фигурах; закрепить знания у детей прямого и обратного счета в пределах десятка; закрепить знания четных и нечетных цифр;  закреп...

Конспект занятия «Космическое путешествие».

Конспект занятия во второй младшей группе «Космическое путешествие». Цель:- познакомить детей с космосом- расширить знания о жизни в космосе, о звездах, луне, о солнце.- развивать реч...

Конспект занятие "Космическое путешествие"

Расширения представлений о космосе и проведения экскурсий....

Конспект занятия «Космическое путешествие» для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 5 до 6 лет.

Конспект занятия по конструированию "Космическое путешествие " для  группы ОРН детей  от 5 до 6 лет....