Конспект занятия по развития речи на тему "Животные Севера"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Орехова Юлия Сергеевна

Конспект занятия по развития речи на тему "Животные Севера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhivotnye_severa.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 компенсирующего вида Калининского района

Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по развитию речи

для детей старшей группы

 на тему «Животные Севера»

                                                           

Конспект составила:

воспитатель Орехова Ю.С.

Санкт-Петербург 

                               Конспект занятия по развитию речи на тему:

                                               «Животные Севера»

Цель:  Систематизировать и закрепить представления детей о животных Севера, их повадках, поведении, образе жизни.

  Задачи: 

1. Продолжать закреплять знания детей о природе Крайнего Севера;

2. Учить детей по внешнему виду животного определять его  место обитания, делать сравнительный анализ. Описывать животных с помощью схемы.

3. Активизировать словарь детей.

4. Развивать связную речь.

Ход НОД:

В. - На крайнем севере нашей страны раскинул свои воды Северный Ледовитый океан. Арктика. На крайнем Севере всегда очень холодно. Кругом льды и снега. Воет ветер, метут метели, 6 месяцев не видно солнца (ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель). Наступает полярная ночь. Несколько месяцев солнце совсем не показывается.

Северный Ледовитый океан почти всегда закован толстым крепким льдом. В белых льдах лишь кое - где видны черные трещины- разводья. По ним, вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг, куда ни глянь, многометровые сугробы. Здесь, на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Почему? Да потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются ото льда и снега. Растопить лёд здешнее солнце не может. Даже летом здесь 50 о мороза, а зимой столбик термометра опускается почти до  90 о.

 В. –Как вы думаете, на крайнем Севере обитают животные?    

Белый медведь. На снегу его совсем не заметно: шуба белая и снег белый, один нос черный. Когда медведь подкрадывается к тюленям, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Полынья на дороге- не беда. Прыгнет в ляденую воду и плывёт до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода медведю не страшны - такая у него замечательная шуба.

В. -На кого охотится белый медведь? (на рыбу, тюленей, моржей).

Зачем медведю мех на лапах? (чтоб не скользить на льду).

Зачем медведь закрывает нос лапой, когда идет на охоту? (чтоб его не заметили).

Почему мех медведя не покрывается льдом? (мех покрыт жиром.)

Зачем белому медведю белая шкура? (чтоб не заметно охотиться).

Морж тоже полярный житель. Этот великан не боится даже белого медведя. Хотя у него острые, могучие клыки, морж совсем безобидный. Клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.

В. - Зачем моржу  много жира? (чтоб не замерзнуть в холодной воде).

Как называются ноги моржа? (ласты).

Тюлень питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Иначе задохнуться можно. Вот здесь - то, возле лунок, белый медведь и подстерегает тюленя. Детёныши у тюленя совсем белые. Их так и называют - бельки.

В. -Как называются детеныши тюленихи? (тюленята).

Почему они меньше заметны на снегу? (они белые)

Как называются ноги тюленя? (ласты)

Для чего они нужны? (плавать в воде)

Для чего тюленю нужен толстый слой жира? (защищает от холода).

Пингвины хоть и птицы, а не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов пингвины не делают- негде и не из чего. Но ведь на снег яйцо тоже нельзя отложить - замерзнет пингвинёнок! Мама - пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину- папе приходится держать его на лапах и согревать собственным пухом.

В. -Зачем пингвину густое не промокаемое оперение? (защищаться от холода и легко плавать в воде).

Тундра. Далеко, сколько ни напрягай глаза, простирается пустынная голая местность. Нигде не видно высоких деревьев – только маленькие, карликовые ивы да березки изо всех сил жмутся к земле, растопырив во все стороны цепкие корни. Как подует холодный ураганный ветер, заметет пурга, закружит поземкой. Как вы думаете, а каких животных мы можем встретить в тундре?  Живут в тундре северный олень, песец, полярная сова, куропатка, мелкие грызуны.

В. -Северный олень.  Могучий, ветвистые рога, густая волнистая шерсть, недлинные ноги с широкими копытами. Питается мхом. Северный олень живет в тундре. За оленями ухаживают люди.

Как называются люди, которые ухаживают за оленями? (оленеводы).

Какую пользу приносит олень людям? (мясо, мех, перевозит людей и грузы).

Песец только зимой белый, чтобы быть незаметным и пушистым, чтобы не замёрзнуть. А летом песец серый. У песца - ценный мех.

В. -Какой хвост у песца? (длинный, пушистый).

Какая мордочка? (острая).

Физминутка:

Мои руки – это волны (имитация волны руками).

Ветер гонит их вперед (вытягиваем руки вперед волнообразными движениями).

Мои руки – крылья чаек (взмахи руками).

Небо их к себе зовет (вытягиваем руки вперед и вверх тянемся).

Мои руки – это крабы (растопыриваем пальцы и шевелим).

Плавают туда-сюда (движение рук из стороны в сторону).

Д/и  "Кто какой, кто что умеет."

Дидактическая задача: закрепить знания о животных холодных стран. Развивать мышление, память.

Материал: предметные картинки с изображение животных.

Ход игры.

Выбирается любое животное. Дети по очереди подбирают слова, отвечающие на вопрос: "Какое это животное? Что может делать это животное?"

Выигрывает тот, кто последний назвал признак (действие)

Цвет шерсти у него такой, как у снега,

Чтоб не заметил никто на снегу.

Полгода под ним тёмное небо,

И солнечных дней очень мало в году.

Боятся его моржи и тюлени,

Он ловит рыбу в холодной воде,

На холоде зимнем ему не до лени-

Заботится нужно о вкусной еде. (Белый медведь)

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин.

В чёрный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук,

На ногах надеты ласты.

Вы узнали господина,

Птицу важную… (Пингвина)

Головка и хвост, вместо лап- плавники,

Ленив он на льду и проворен в водице,

Детишек его называют "бельки"

Скажи, что за зверь возле льдины резвится? (Тюлень)

В. – Как животные севера приспособились жить в таких суровых условиях?

Д. -У них под кожей толстый слой жира, густая теплая шерсть.

Дидактическая игра «Назови семью» (папа медведь, мама медведица, детеныш медвежонок, детеныши и. т. д)

Дидактическая игра «Скажи одним словом»

У оленя нет рогов – он (какой?)

У медведя нет лап – он (какой?)

У моржа нет усов – он (какой?)

У медведя нет хвоста – он (какой?)

У оленя нет ушей – он (какой?)

У моржа толстая кожа (морж какой толстокожий)

У тюленя ноги – ласты (тюлень какой ластоногий)

У медведя черный нос (медведь какой черноносый)

У песца длинный хвост (песец какой длиннохвостый)

У песца острая мордочка (песец какой остромордый)

У полярного волка острые зубы (волк какой острозубый)

Подвижная игра «У оленя дом большой»

У оленя дом большой

Он глядит в окошко

Заяц по полю бежит

В дверь к нему стучится

Тук – тук дверь открой

Там в лесу охотник злой

Заяц - заяц забегай

Лапу мне давай.

В.- Это было в воскресенье,
У слона на дне рожденье,
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать.                  ГВИН – ПИН             ЛЕНЬ – ТЮ             ЛЕОНЬ  

Итоги НОД:

В. -Молодцы! Со всеми заданиями вы замечательно справились. Что интересного вы узнали сегодня на занятии? Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи_Рассказывание по картине "Дети Севера"_

Знакомство дошкольников с картиной с использованием элементов моделирования. devochka_hanty.gif...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».

План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:·         познакомить дете...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: « Животные жарких стран и Севера».

расширить и углубить представление детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Учить детей по внешнему виду животного определять его место жительства, делать сравнительный а...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Животные Севера»

Закрепление  у детей знаний о животных Северного полюса....

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Животные Севера»

Расширение и закрепление знаний детей о животных севера...

Конспект занятия по развитию речи «Животные Севера»

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Животные Севера»...