Конспект занятия по Основам науки и естествознания
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия по Основам науки и естествознания в средней группе «Чиполлино» на тему «Снег, лед и вода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_po_osnovam_nauki_i_estestvoznaniya_v_sredney_gruppe_chipollino.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 291»
Конспект
занятия по Основам науки и естествознания в средней группе «Чиполлино»
на тему «Снег, лед и вода»
Выполнила:
Альжанова А.Ш
Омск, 2021
Цель: ознакомление и закрепление свойств и состояния воды, снега, льда и их отличие друг с другом.
Задачи:
Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.
Учить сравнивать и делать обобщения, анализировать.
Дать знания о роли снега и льда в природе.
Закреплять навыки организованного поведения.
Словарная работа:
Активизировать словарь детей прилагательными: бесцветный, сыпучий, хрупкий, холодный, белый, пушистый, мягкий, твердый, прозрачный, непрозрачный.
Существительными: айсберг, ледоход.
Предварительная работа:
Наблюдения за снегопадом, образованием льда на лужах, опыты с водой, чтение художественной литературы о зимних явлениях в природе.
Оборудование и материалы:
Ёмкости со снегом и кубиками льда, тонкую пластинку льда, в которой заморожен предмет, ведерко с водой.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает? (Зимой)
Воспитатель: - А сейчас послушайте стихотворение И. Сурикова о зиме.
«Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело».
Вот как красиво поэт описывает зиму.
А чем вам нравится зима?
Дети: - Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься с горки, на лыжах, коньках, санках. Зимой можно слепить снеговика.
Воспитатель: Всё это можно делать только зимой. Почему?
Дети: - Потому, что зимой есть и снег, и лёд.
Воспитатель: - Для чего же нужны снег и лёд? Может быть, и без них хорошо, и они нам не нужны?
Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые и, даже некоторые животные. Снег помогает им перезимовать в сильные морозы.
Лёд толстым прозрачным слоем покрывает водоёмы, чтобы всё живое не погибло от холода.
Воспитатель: - А сейчас послушайте загадки.
Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло. (Лёд)
Бел, да не сахар, нет ног, да идёт. (Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Воспитатель: - Хотите побольше узнать о снеге и льде?
Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.
На прогулках, мы с вами уже наблюдали за снегом и льдом, давайте вспомним, чем лед отличается от снега.
Дети: - Снег мягкий, а лёд твёрдый; из снега можно лепить, а изо льда нельзя.
(Воспитатель показывает большую миску с кусочками льда)
Воспитатель: - Что это такое? (Лед)
- Как вы узнали, что это лед, а не снег?
Дети: - Холодный, твёрдый.
(Затем показывает большую миску со снегом).
Воспитатель: - А это что? (Снег)
- Как вы узнали?
Дети: - Холодный, белый, пушистый, мягкий.
Физкультминутка:
Раз, два, раз, два - (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)
Двор украшен в феврале.
Раз, два, раз, два (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра.
Опыт №1. «Определение цвета».
Воспитатель: - Какого цвета снег? (белый)
Воспитатель: - Какого цвета лёд? (бесцветный)
Дети называют: белый, голубой эти цвета и сравнивают их со льдом.
Опыт №2. «Воздействие температуры».
Воспитатель: - Ребята возьмите в руки снег и лед.
-Что произошло со снегом?
-Что произошло со льдом?
Дети: - Снег и лед растаяли.
-Почему они быстро тают на ладошке, а на тарелке медленно?
Дети: - Ладошка теплая, поэтому снег и лед быстро растаяли.
Воспитатель: - Что получается, когда снег и лед тают?
Дети: - Вода.
Воспитатель: - Мы с вами разлили воду по формочкам. Что произошло с водой? Почему она замерзла? Как вы думаете? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Правильно, вода замерзла, потому что на улице мороз. А вода при низкой температуре замерзает.
Воспитатель: - Под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.
Давайте дальше проверим - тонет ли лёд в воде?
Опыт № 3. «Тонет, не тонет».
-Давайте проведем опыт.
Дети опускают кусочки льда в ведерко с водой и наблюдают.
Дети: - Лёд не тает, а плавает на поверхности и медленно тает.
Воспитатель: - Да, лёд в воде плавает и не тонет. А весной, когда тает лёд на реках - плывут большие льдины - это называется ледоход. А в морях и океанах плавают огромные льдины - они называются - айсберги.
Воспитатель: - А сейчас, давайте проверим, что произойдет со снегом в воде.
Дети: – Снег тоже не тонет, но быстро тает.
Опыт №4. «Определение прозрачности».
Воспитатель показывает детям тонкую пластинку льда, в которой заморожен предмет.
Воспитатель: - Ребята, что вы видите?
Дети: - Лед прозрачный, как стекло в окошке.
Затем воспитатель помещает такой же предмет за комочком снега, и спрашивает, виден ли он теперь.
Дети: - Нет, предмет не виден. Значит, снег не прозрачный.
Опыт №5. «Определение прочности».
Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я уронила лёд, что с ним случилось?
Воспитатель: - Правильно. Лёд раскололся на кусочки. Значит что можно сказать про лёд?
Дети: - Лёд хрупкий.
Воспитатель: - Чем похожи снег и лед?
Дети: - Это замерзшая вода; и снег и лёд холодные; бывают только зимой. Снег и лёд не тонут в воде.
Воспитатель: - Чем снег и лёд отличаются?
Дети: - Снег - Белый, а лёд - бесцветный. Снег не прозрачный, а лёд прозрачный. Снег сыпучий, а лёд хрупкий.
Воспитатель: - Молодцы, вы правильно всё ответили. Я очень рада, что сегодня вы узнали еще больше о свойствах снега и льда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по основам науки и естествознания " Свойства снега и льда" в подготовительной группе
Окружающий мир...
Конспект занятия по Основам науки и естествознания в средней группе «Чиполлино» на тему «Снег, лед и вода»
Конспект занятия по Основам науки и естествознания в средней группе «Чиполлино» на тему «Снег, лед и вода»...
Конспект занятия по основам науки и естествознания в старшей группе «Мой любимый детский сад»
Конспект занятия по основам науки и естествознания в старшей группе «Мой любимый детский сад»Цель: создание условий для формирования представлений у детей о детском саде как, дружном колле...
Конспект занятия по основам науки и естествознания
методическая разработка занятия во второй младшей группе...
Конспект занятия по основам науки и естествознания «Русская народная игрушка»
Учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов...
Конспект занятия по основам науки и естествознания для детей 3-4 лет Тема: «День народного единства.»
Цель: Ознакомление детей с праздником - «День народного единства. Задачи:Образовательные: Расширять представления детей о национальных праздниках, познакомить с историей...
Конспект занятия по основам науки и естествознания для детей 3-4 лет. Тема: «Обувь. Одежда.»
Цель: Закрепить знание детей о одежде и обуви; формировать умения определять по временам года.ЗадачиОбразовательные: -закреплять знания названий предметов одежды, обуви, головных уборов и их...