Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения. Организация и использование.
консультация по окружающему миру

Елена Николаевна Лазарева

Интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией  экологической тропы –   специально оборудованного учебного  маршрута  на природе.  Создание нового элемента эколого-развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания  в процессе непосредственного  общения ребенка  с ближайшим природным окружением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_lazareva.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения. Организация и использование.

Лазарева Е.Н., воспитатель МБДОУ д/с № 48

     В настоящее время  в дошкольных  учреждениях идет  экологизация развивающей  предметной среды, создаются ее новые элементы  как внутри детского сада, так и на его территории. Данный процесс способствует реализации системы экологического образования в дошкольных учреждениях, открывает новые возможности для работы воспитателей и специалистов.

Интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией  экологической тропы –   специально оборудованного учебного  маршрута  на природе.  Создание нового элемента эколого-развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания  в процессе непосредственного  общения ребенка  с ближайшим природным окружением.

Цели  экологической тропы:

  • Воспитание осознанного отношения ребенка к экологии через общение с природой.
  • Формирование системы экологических знаний и представлений.
  • Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
  • Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

 Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – формирование экологической культуры человека. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

 Функции экологической тропы:

 • познавательная

 • оздоровительная

 • развивающая

 • ознакомительная

Этапы создания и оформления тропинки

Последовательность действий по созданию тропинки была описана Рыжовой и Николаевой. Рыжова выделяла следующие:

  • детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  • составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста)- понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут.
  • выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;
  • фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
  • изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
  • составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Экологическую тропинку можно создать  на территории любого учреждения без особых дополнительных затрат- в состав видовых точек экологической тропинки вы включаете те объекты, которые уже есть на вашей территории, а когда появится возможность,  тропинка дополняется новыми точками.

В качестве видовых точек  лучше выбрать деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если вы обнаружите на своей территории участок, на котором рядом растут  дерево, кустарник, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ), «Растения».

Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затененном месте. Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, можно оставить на территории хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль. Кроме того, на нем удобно размещать кормушки.

Перед тем как выделить места для посадки растений различных сообществ, обследуйте территорию своего двора, отметив затененные и открытые участки, влажные и сухие. Это поможет вам определить, где какие растения высаживать (луговые, степные — на открытых участках, лесные — на затененных).  При возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.

 На тропинке должны быть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят вашу тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц. Традиционно дошкольные учреждения выделяют участки для посадки лекарственных растений. По возможности нужно создать  условия для выращивания растений, подлежащих охране. Тем самым вы как бы оформите «Живую Красную книгу». В состав растений тропы могут войти растения-часы и растения-барометры (клумба «цветочные часы», «цветочные барометры»).

 Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает вам выращивать другие растения, не нужно ее уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с малонарушенными, вы наглядно покажете детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе  рекомендуется  выбрать «хозяина (или хозяйку) тропинки» — сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т.п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина тропы» наиболее интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив при этом по бокам фигурки довольно широкие и длинные полосы, а спереди приделать большой карман к его одежде. При помощи полосок Боровичок закрепляется на дереве. (Концы полос прикладываются к стволу и соединяются, например, с помощью скрепки или липкой бумаги.)

В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей — просьбы Боровичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях. План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. Выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. При таком подходе они будут относиться к ней с большим интересом. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного — в зеленый, пищевого — в синий. Если территория детского сада активно посещается посторонними и обеспечить сохранность оборудования невозможно, сделайте легкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь посетить сегодня с детьми.

На тропинке проводятся:

  • наблюдения,
  • элементарные опыты
  • игры,
  • театрализованные занятия,  
  • экскурсии
  • эколого-оздоровительные  походы

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Не обязательно посещать все точки тропы сразу. Все зависит от возраста детей и  целей деятельности. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается эколог или воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

  Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

 Любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе.

Экологическая тропа на территории нашего детского сада  существует уже давно. И внешний вид объектов,  и содержание деятельности  детей ежегодно меняется, обогащается. Главным   при ее оформлении, по нашему мнению, должно  быть  момент удивления, так как именно с удивления начинается познание. Роль педагога в этой ситуации  велика – чем чаще удивляется взрослый, тем быстрее возникает удивление у ребенка.  Причем на экологической тропе такие моменты должны быть запрограммированы педагогом, отражены в паспорте экологической тропы, методических материалах.

.

Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы не преследовали цель  разбить клумбы и посадить невиданные растения. Руководствуясь методическими рекомендациями,   мы использовали естественный ландшафт, а некоторые объекты создали сами.

В качестве видовых точек выбрали  деревья и кустарники разных пород, разного возраста и разной формы. Создали искусственные объекты: небольшой водоем ,   небольшие возвышения,  разместили на тропе  лежащие камни, которые со временем  обжили  различные насекомые, улитки, мокрицы, изготовили учебные макеты, выделили  участки  для лекарственных растений и  ароматных трав и т.д.

Учли главный принцип организации экологической тропинки: как можно больше разнообразия.

        Теперь я хочу пригласить  вас в путешествие по нашей экологической тропе, а себя предлагаю в качестве экскурсовода.

        Экологическая тропа начинается от центрального входа, проходит вокруг здания детского сада и включает в себя 13 остановок. Начало тропы оборудовано схемой маршрута, каждая остановка снабжена выразительной табличкой, понятной и без надписи.

 На территории детского сада трудно обеспечить настоящие природные объекты, такие, например, как паутина, муравейник, экзотические растения, поэтому некоторые  из них были  заменены  макетами. Выстроить сюжет при организации работы на экологической тропе, развить детскую фантазию, повысить интерес к деятельности, организуемой на экологической тропе,  позволяют игровые символы или  придуманные взрослыми  сказочные персонажи. Такие приемы использованы при оформлении остановок   «Земляничная грядка», «Фитоогород», «Экзотический сад», «Муравьиный городок»,  «Долина сказок».

1.        Фитонцидная аптека

Объект наблюдения – ели у центрального входа.

Особенности наблюдения – кора, смола, хвоя, плоды и  семена, расположение веток. Фитонциды - это летучие вещества растений, способные убивать микроорганизмы. Они очищают воздух, уничтожают некоторых возбудителей болезней человека и животных. Ель относится к числу таких растений.

Мы наблюдаем за ростом шишек, узнаем о полезных свойствах растений, о способах размножения,  о животных и птицах, которые кормятся семенами этого дерева,  находим мощные корни, выходящие на поверхность, опадающую хвою.  Собираем шишки, особенно после сильного ветра, которые используем для поделок, для изготовления корригирующих дорожек. Любуемся яркими зелеными побегами на старых ветках, вдыхаем запах смолы, хвои. Обсуждаем ситуацию: почему под елями плохо растут другие растения.

2.        Экзотический сад.

Объект наблюдения: каштан. Растение не характерно для произрастания в Белгородской области, поэтому   хозяин объекта – иностранный житель Грюндик Каштуница.  Этот персонаж мы используем при организации деятельности с природным объектом, от его имени знакомим с экзотическими растениями мира.

Особенности наблюдения - сравнение деревьев по размеру, рассматривание и сортировка листьев, поиски «деток»,  форма листьев, соцветий, сбор плодов для поделок и корригирующих дорожек.

3. Рябиновая аллея                        

Объект наблюдения: рябина.

Особенности наблюдения:  стволы,  плоды, листья, своеобразное расположение плодов (кисть, гроздь), насекомые на цветущих гроздьях, птичьи набеги в зимнее время.

 Рябина - неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленённый фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме. Дошкольники исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные (чтобы их легче было заметить).

Для каждой возрастной группы определены цели и задачи тематических экскурсий с учетом времени года. Детки исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью. Дошкольники сравнивают живые и опавшие листы. Зимой наблюдаем за набегом пернатых, которые набрасываются на еду и забрасывают дорожки расклеванными ягодами. Рябиновая аллея воспитывает эмоционально-положительное, бережное отношение к природе вокруг нас.

3.        Цветущий пень

Объект наблюдения: растения первоцветы, грибы, насекомые.

 Здесь у нас посажены первоцветы: пролески, полевая фиалка, крокусы.

Особенности наблюдения: время всходов, особенности  цветения, строения, размножения. Яркое цветение этих растений радует глаз во время весенней распутицы. Пень – жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе. Обитатель пня гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-усачи и другие насекомые. В солнечный день на пне можно встретить прыткую ящерицу, снующую взад-вперед, клопов-«солдатиков», муравьев. Здесь мы выясняем , что такое пень (спиленное дерево). С помощью лупы они рассматриваем годичные кольца, считаем их, определяем, сколько лет было дереву. Затем исследуем, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы, ищем жуков короедов и следы их деятельности, обсуждаем роль этих насекомых в природе).

4. Земляничная грядка

Дает возможность узнать об интересном способе размножения этого растения, увидеть,  как из маленького цветочка появляется ягодка, узнать о полезных свойствах цветов, ягод, листьев,   рассмотреть причудливую форму листа, послушать сказки и отгадать загадки по теме.

5. Птичья столовая

Объект наблюдения – птицы, прилетающие к кормушке поесть.

Птичья столовая функционирует зимой и летом. Для этой остановки родители и дети делают кормушки, а мы организуем регулярное питание: готовим полезные для птиц смеси из семян и крошек, подвешиваем на веточки кусочки сала, а заодно развиваем свою мелкую моторику. Дошкольникам доступно понимание того, что в природе есть не только полезные, но и вредные насекомые. В борьбе с ними главная роль, безусловно, принадлежит птицам. Например, вес насекомых, съеденных за сутки небольшой синичкой, равен ее собственному весу. Поэтому так важно заботиться о птицах, привлекать поселяться там, где необходима их помощь, - в плодовых садах, парках и т. п.

6. Разноцветная беседка

Площадка для отдыха —  объект тропы. Он  оборудован таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесом. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью.

7. Муравьиный городок

Это искусственно созданный объект: его назначение – познакомить детей с жизнью муравьев и других насекомых через игровую, литературно – художественную и продуктивную деятельность. Сам муравейник не может рассказать, как в нем живут муравьи, поэтому дополнительно к нему мы с детьми изготовили другой макет, который наглядно демонстрирует этажность жилища и то, как в нем размещаются жители. Кроме того огромная паутина со страшным пауком – охотником наглядно демонстрирует не простые взаимоотношения этих насекомых.

8. Долина сказок

Этот объект занял большую по сравнению с другими площадь и используется у нас для организации игровой, трудовой деятельности, наблюдений за растениями на альпийской горке, изучение их многообразия. Любование гармонией живой и неживой природы Альпийская горка - одна из интереснейших видовых точек экологической тропы. Каменистая или альпийская горка, альпинарий, рокарий - все это название цветника, в котором прихотливо сочетаются камни и растения.

Камень, с его полной неподвижностью, неизменной во все времена года, служит прекрасным фоном для переменчивой прелести растений. Даже на небольшом участке можно создать миниатюрную альпийскую горку с десятками видов растений, которые будут радовать своим цветением с ранней весны до поздней осени.

Сказочных персонажей здесь несколько, и они участвуют в выстраивании игрового пространства, организации детской деятельности. Кроме того здесь находится искусственный водоем, который в жару часто посещают птицы. Есть объекты изготовленные из бросового материалы (что также формирует у детей экологическое сознание). Камни разных видов, как объекты неживой природы тоже привлекают внимание детей. На клумбе теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.).

9. Метеоплощадка

Площадка для наблюдения за природными явлениями.

Оборудование метеоплощадки: флюгер, дождемер, термометры – сухой и влажный, фото-шкала «облака».

Особенности  наблюдений:  сила и направление ветра, температура воздуха, количество выпавших осадков.

Организация «Метеоплащадки», на экологической тропе имеет большое значение. Следует отметить то, что работа, с детьми на ней вводится по следующим причинам:

1. Ребенок развивается в деятельности, а прогнозирование погоды есть деятельность познавательная доступная ребенку, развивающая его способности.

2. Этот вид деятельности позволяет углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической.

3. Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования, прежде всего эпизодические, повторные, и длительные, самостоятельные наблюдения - исследования за растениями и животными в уголке природы.

4. Этот вид деятельности позволяет детям открыть неизвестное, новое в известном, хорошо знакомом.

5. Прогнозирование погоды детьми позволяет приобщить их к народной культуре, к народной мудрости, а это воспитывает уважение к предкам.

6. Знание народных примет, результата собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески.

7. Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время.

8. Прогнозирование погоды позволяет детям испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

9. Знакомство с живыми «барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе.

10. Благодаря этому методу дети учатся понимать язык природы.

11. Дети на практике знакомится с тем, как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условном окружающей среды.

12. Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей подведению детей к философскому понятию всеединства мира.

13. Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы, а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру.

14. Этот метод помогает детям разобраться в причинно – следственных связей, что очень важно для пониманию экологических закономерностей и для жизни вообще.

Чтобы получиться «предсказывать» погоду, надо наблюдать за состояниями растениями, поведениями животных, производить замеры, сравнивать полученные данные, делать выводы и сверить прогноз с реальными результатами.

Дождемер — служит для измерения количества осадков. Можно его сделать из большой пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Ее верхняя часть переворачивается горлышком вниз и вставляется в нижнюю часть бутылки. Маркером на стенке обозначаются деления. Предсказывать погоду помогают растения и животные:

• растения-барометры:

• Кислица, фиалка, календула перед непогодой закрывают цветки.

• Костяника, папоротник орляк: перед ненастьем края их листьев приподнимаются, а сами листья поникают; при приближении холода края листьев заворачиваются вниз.

• Клен перед дождем «плачет» (в месте прикрепления черешков листьев к веткам появляются капельки жидкости) .

• Жимолость, горицвет, ночная фиалка перед дождем издают сильный запах.

• Сосновые шишки позволяют достаточно точно предсказать, сырой или сухой будет погода в ближайшее время. Если влажность минимальная, они подсыхают и раскрываются; во влажные же периоды впитывают водяные пары и плотно закрывают чешуйки.

— животные-барометры: муравьи (в экологическую тропу включен муравейник, птичий «городок», насекомые на цветнике, пауки и др. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывают почти все «двери» своего дома.

10.Фитоогород

Знакомит детей с лекарственными растениями. Здесь у нас эстрагон, мята, мелисса, аптечная ромашка, подорожник.

Особенности наблюдения: строение, соцветия, листья, побеги, лекарственные свойства.

Дошкольники узнают, например, о подорожнике, его приспособленности к произрастанию вдоль дорог, на тропинках, игровых площадках. Педагог обращает внимание на строение, низкорослость, выносливость растения. Кто питается его семенами? Как растение используется человеком? Воспитатель рассказывает, почему подорожник называют «следом белого человека» (его семена попали в Америку вместе с обувью приезжих, поэтому растение распространялось вдоль дорог, там, где побывали европейцы). Дети собирают семена как корм для птиц живого уголка.

11. Огород Братца Кролика

Он обустроен в соответствии со сказочным сюжетом. Братец Кролик охраняет свои грядки, пчелы опыляют огородные растения, ослик Иа  подвозит баки с водой, чтобы облегчить детям полив растений.

Используем для труда и наблюдений: прополка, полив, подметаем дорожки, посыпаем их песком.

Традиционно на огороде «бочка» с огурцами. Одна грядка отведена для выращивания зелени и пряных трав, которые можно попробовать, понюхать, узнать об их полезных свойствах. Здесь для привлечения птиц стоят поилки с водой, воду в которых регулярно меняют дети. В почве живут дождевые черви. Их норки под приподнятыми кусочками земли можно обнаружит

На огороде для малышей высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной, и летом. Кроме того, семена, луковицы таких растений - должны быть крупными, тогда дети сами смогут посадить их самостоятельно (например лук, горох, бобы, редис). Воспитанники старших групп сажают на огородах для малышей морковь, укроп, репу, салат.

Ребята средней группы выращивают те же огородные культуры, что и малыши. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, их особенностях набор дополнен разными сортами лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов, арбузов.

Чтобы вызвать больший  интерес к труду и исследованиям на огороде и решить эстетические задачи, мы в этом году планируем создать грядку с названием «Огородные чудеса», куда  высадим необычные сорта растений ( патиссоны, перец пикантный, капусту кольраби, брюссельскую и т.д.).

12. Избушка Айболита (станция «скорой помощи»)  -  место предназначенное для хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор, вар и др.)

13. Ягодник

Объекты наблюдения: деревья – вишня, яблоня, кустарники – черная смородина, малина, садовая земляника.

Особенности наблюдения: уход за растениями, особенности цветения и плодоношения, насекомые, собирающие пыльцу.

Формы и методы работы с детьми, на экологической тропе могут быть разнообразными. Например: проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятию практическая деятельность, исследовательская работа. При организации работы с детьми следует учитывать объекты, которые есть на каждой из точек.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки. Эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация Экологической тропы на территории детского сада

Представлен материал по созданию на территории дошкольной образовательной организации пространства для экологического воспитания и образования дошкольников - а именно, Экологической тропы....

«Организация экологической тропы на территории вновь открывшегося детского сада» (доклад)

Доклад на конкурс, приуроченный к конференци по дошкольному образованию...

Приказ об организации педагогической мастерской "Организация экологической тропы в условиях дошкольного учреждения" от 08.08.2017 №90-адм

Приказ об организации педагогической мастерской "Организация экологической тропы в условиях дошкольного учреждения" от 08.08.2017 №90-адм...

Приказ "Об организации педагогической мастерской "Организация экологической тропы в условиях дошкольного учреждения" от 08.09.2017 № 90-адм

Приказ "Об организации педагогической мастерской "Организация экологической тропы в условиях дошкольного учреждения" от 08.09.2017 № 90-адм...

Выступление на ММО работников дошкольного образования старшего дошкольного возраста Тема: « Разработка и представление экологической тропы на территории ДОУ»

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует  подъема научного уровня дошкольного образования....

«Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения».

Здравствуйте, уважаемые коллеги!                 О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»...

«Создание экологической тропы на территории загородной дачи дошкольного образовательного учреждения».

Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважен...