Технологическая карта проведения НОД по ознакомлению с окружающим "Осенины"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ачкасова Ольга Борисовна

Цель: дать детям элементарные представления о том, что такое «осенины» учить видеть и наблюдать изменение в природе; воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oseniny.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта проведения НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе

Тема:  Осенины

Цель: дать детям элементарные представления о том, что такое «осенины» учить видеть и наблюдать изменение в природе; воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа

Планируемый результат:

  1.    Умеют видеть и наблюдать изменения в природе
  2.   Относятся с любовью к родному краю, к традициям и обычаям русского народа

Интеграция областей:  познание, коммуникация,  социализация

Форма проведения: фронтальная

Основные понятия: осенины, осенние месяцы

Материалы и оборудование: Иллюстрации осенних месяцев; загадки об осени; корзина с овощами; рисование овощей цветными карандашами.

Этапы

Действия воспитателя

Действия детей

Время

1

Вводный

 Воспитатель. Загадка об осени:

Вот и стали дни короче, и длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг, пожелтели лес и луг. (Осень)

- По каким приметам вы узнали осень? Сейчас какое время года? Какой месяц осени? 

 -Как и у каждого времени года, у осени три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. И каждый месяц не похож на другие, да и сам по себе каждый месяц вначале один, а к концу – другой. Самый красивый месяц – это сентябрь. Впервые дни в зеленом кокошнике и в таком же платьице, а к концу в ярком пышном золотом уборе.

Ответы детей, разговор о приметах осени.

2 мин.

2

Основной

Воспитатель. Дети, сегодня мы будем праздновать Осенины – осени имениныОсень – пора щедрая, богатая, хлебосольная! На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – грибы да ягоды. Издавна русский народ праздновал осенины как особый радостный праздник – праздник благодарности природе за щедрый урожай.

Стихотворение«Осенины» Александра Кокотова.

Ветер листья поразвесил, будто нынче именины.

А у нас сентябрь весел: осениныосенины.

Клин курлычет журавлиный, в поле чисто - хоть пляши.

Осениныосенины, светлый праздник для души.

Всё случилось не напрасно, жизнь неспешная текла.

Осенины - время красок, и последнего тепла.

Всюду яркие картины, сочным маслом их пиши.

Осениныосенины, светлый праздник для души.

-Все лето крестьяне работали от зари до зари в поле, на огородах.

Воспитатель. - Ребята, что же они выращивали на полях, на огородах.

От того, что все дни они были заняты, людям не хватало времени заниматься домашними делами! И вот, наконец,в ся работа закончена: собран урожай, посеяны озимые. Настало время и для домашних дел. Надо засолить огурцы, помидоры, заготовить картофель, лук.

- Какие вы еще знаете овощи? 

Женщины вычищали избы, мыли окна, готовили зимнюю одежду.

- На кого возлагалась основная работа по дому? .

Воспитатель. Поэтому на Руси эту пору называли «бабьим летом», оно продолжалось одну неделю, до 21 сентября.

 Устав от работы, (девушки, женщины, молодцы (парни) – вся деревня, выходили на улицу. Пели песни, плясали, водили хороводы, играли на гармонях, на балалайках, на ложках, играли в разные игры – веселились от души.

Есть такие народные приметы:

Много паутинок, летающих по ветру – к ясной осени и холодной зиме.

Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.

- Ребята, вспомните летние вечера – рано ли смеркалось?

Когда наступал вечер, включали ли вы свет дома?

А почему?  Летом дни длиннее, а сейчас, осенью, они становятся короче, к вечеру уже темнеет.

«Игра ДА или НЕТ» — Я буду читать вопросы, а вы будете отвечать. Если ответ «да», то надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», то положить руки на колени.

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Воспитатель. Ребята, а какие русские народные пословицы и поговорки про осень вы знаете?

Осень – припасиха – зима – подбериха.

Холоден батюшка – сентябрь, да кормить горазд.

Холоден октябрь – батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною рано и дружно зацветут подснежники.

-Молодцы, ребята. Я вижу, что вы очень много знаете про осень, а сейчас давайте поиграем.

-Я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.

У меня на грядке выросли загадки,

Сочные да круглые. Вот такие круглые

Летом зеленеют, осенью краснеют: (Помидоры)

Без окон, без дверей полна горница людей? (Огурец)

Сто одежек и все без застежек (Капуста)

Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает,

Тот слезы проливает (Лук)

Круглая, да не деньги, красна, да не девка, с хвостом,

да не мышь, в земле сидит крепко, что это? (Репка)

В: Какие вы молодцы ребята весь урожай вы собрали правильно.

Ответы детей – капусту, свеклу, редьку, кабачок.

Дети: На женщину

Дети: нет

Дети: Потому, что на улице было светло.

Дети играют в игру

Дети делятся на две команды. Первая команда собирает овощи, а вторая фрукты.

20 мин

3

Заключительный

А теперь я приглашаю вас присесть за столы и нарисовать овощ и фрукт, тот который каждый из вас собрал.А теперь пора прощаться, надо зиму в гости ждать. ОсениныОсенины будем долго вспоминать

Дети рисуют

3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта проведения самостоятельной деятельности с детьми подготовительной группы ДОУ по познавательно-речевому развитию

Технологическая карта проведения самостоятельной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательно-речевому развитию. Тема: "Волшебные снежинки". Цель: развитие координации движ...

Технологическая карта проведения сюжетно- ролевой игры «Театр»

Полная технологическая карта по сюжетно-ролевой игре "Театр" в старшей группе. ...

Технологическая карта проведения опытов и экспериментов

Технологическая карта проведения опытов и экспериментовПриродные объекты исследования. Цель исследования. Формы организации исследованияОборудование. ДействияВыводПроблемные вопросыДеятельностьВо...

Технологическая карта проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром "Кто ведет автомобиль (знакомство с профессией шофера)"

Технологическая карта игрового занятия в рамках проекта знакомства детей средней группы с профессиями. Все занятие организованнов игровой форме. Подобраны игры разных видов, которые помогут детям сост...

Технологическая карта проведения занятия по ознакомлению с природой "Животный и растительный мир. Диагностическое занятие."

Технологическая карта проведения занятия по ознакомлению с природой "Животный и растительный мир. Диагностическое занятие."...