Конспект занятия познавательно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Секреты воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Братугина Ирина Валерьевна

В ходе образовательной деятельности у детей расширяется представление о ветре, причинах его возникновения, его свойствах, влияния на жизнь человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия познавательно-экспериментальной деятельности

 с детьми старшей группы

"Секреты воздуха"

Выполнил воспитатель:

Братугина И.В.

Новосибирск

Цель: развивать познавательную активность о природном явлении  (воздухе) в процессе экспериментирования.

Задачи:

- расширить представления детей о ветре, причинах возникновения, его свойствах, влияние на жизнь человека;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

- активизировать словарь детей по данной теме;

- воспитывать аккуратность,  умение  работать сообща;

- прививать любовь к природе.

Материал:

- контейнеры для воды;

- прозрачные стаканы и бумажные салфетки;

- трубочки;

- салфетки для рук;

- газовый платок;

- полиэтиленовые пакеты;

- бумажные лодочки (оригами);

- слайды (бриз, ураган, торнадо);

- музыка (шум ветра, спокойная музыка);

- альбом для фиксирования опытной деятельности.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Звучит шум ветра, в группу входит Мери Поппинс

Мери Поппинс:

- Здравствуйте! Я - Мери Поппинс. К вам меня принес ветер! Вы, наверное не верите, что ветер помогает мне путешествовать? Тогда я вам расскажу очень много интересного о моем друге - ветре. Но сначала давайте разомнемся. Повторяйте за мной:

  Через нос проходит в грудь, (вдох, руки вверх)

И обратный держит путь. (выдох, руки вниз)

Он невидимый, но все же (закрываем ладошками глаза)

Без него мы жить не сможем.(разводи руки встороны)

Он на нужен, чтоб дышать, (загибаем пальцы)

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час, (прохлопываем слова)

Но невидим он для нас! (Хором говорим ВОЗДУХ)

2. Основная деятельность.

- Вся планет Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Интересно, может быть его вовсе и нет, раз он невидимый?   (Ответы детей.)

Мери Поппинс:

- Конечно, ребята, вы правы, воздух существует! И мы в это с вами сейчас убедимся! В моем волшебном чемоданчике как раз есть все то, что нам поможет в нашем эксперименте.

Мери Поппинс подводит к столу детей, где заранее подготовлены тазики с водой и достает из чемодана пластиковые, прозрачные стаканчики.

1 Опыт: "Как увидеть воздух"

Мери Поппинс:

- Возьмите каждый стакан, посмотрите , в не что-нибудь есть? (Ответы детей)

- На самом деле в стакан не пустой, в нем находится воздух! Переверните стакан и медленно опускайте его в воду. Посмотрите, попала ли в стакан вода? Она же должна была заполнить стакан, но он пустой. Как вы думаете почему вода не налилась в стакан? Что  мешает опускать стакан до самого дна?(Дети делают предположение, что что-то есть в стакане).

- А теперь чуть-чуть наклоните стакан. Что вы видите? (из стакана вышли пузырьки воздуха и он наполнился водой)

- Правильно, стакан был наполнен воздухом и он не давал воде заполнить его. Когда мы наклонили стакан, воздух вышел и его место заняла вода. Но почему мы его сразу не увидели? (ответы детей).

-Молодцы! Воздух мы не видим, потому что он прозрачный или бесцветный. Именно за это его свойство, воздух называют невидимым.

- Мы не можем видеть воздух, но зато, мы можем его поймать! Хотите? (ответы детей).

- А ну-ка, что есть в моем чемоданчике? Ой, ребята - это платок. С помощью него мы поймаем воздух. Берите за концы платок и одновременно поднимайте его быстро в верх, а затем опускайте в низ. Смотрите, получается купол заполненный воздухом. А теперь попробуйте поймать воздух сами. Возьмите полиэтиленовый пакет, поднимите его вверх, затем быстро опустите и закрутите. Что произошло с пакетом? (ответы детей).

- Правильно, он надулся! Его заполнил воздух. Теперь вы знаете, что в предметах, где пусто, на самом деле есть воздух. Как вы думаете, а внутри нас есть воздух? Давайте проверим?

2. Опыт: "Воздух в человеке".

Мери Поппинс:

- возьмите трубочки, опустите в стакан с водой и подуйте в них. Что происходит?(ответы детей). Правильно! Это пузырьки воздуха, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но, как вы думаете, как он к нам попадает?

(ответы детей)

Конечно, мы вдыхаем его через нос, а иногда и ртом. Давайте попробуем зажать нос и не дышать. Что вы чувствуете?

(ответы детей).

Вот видите, без воздуха мы не сможем жить.  Всему живому на земле необходим воздух. Без воздуха они погибнут.

- Есть еще один секрет у воздуха, он может двигаться и движение воздуха мы называем ВЕТРОМ. Именно ветер и принес меня к вам, помните? Давайте мы с вами сами ветер сделаем! Где мой волшебный чемоданчик…

(Мери Поппинс достает веер и начинает им махать) Что вы чувствуете? (ответы детей). Вы правы я заставила воздух двигаться и получился ветерок. Я предлагаю поиграть в игру «Каким бывает ветер?»

Д/И «Каким бывает ветер?» с мячом (активизироватьв речи детей прилагательные)

Вставайте в круг, я буду бросать вам мячик и задавать вопрос «Каким бывает ветер?», а вы будете отвечать. Молодцы!

- Ветер бывает разный,  Давайте посмотрим видеоролик про ветер. (Дети смотрят подборку слайдов и слушают стихотворение «Ветер-волшебник», Щербатых Н)

Ветер бушует,
Деревья качает.
Пыль поднимает
И нас раздражает.

Может он волны
На берег нагнать.
Может он также
Погоду менять.

То, как пастух,
Пригоняет он тучи.
То их разгонит —
Волшебник могучий!

Может он тихо
С листочком играть.
Может он нам
Электричество дать!

Может он в поле
Деревья сажать.
Может на весь
Урожай повлиять.

То где-то спит,
То примчится, бродяга.
Любит на мельницах
Слыть он трудягой.

Любит он музыку
В трубах играть.
Может и крыши
С домов он срывать!

В танце зимою
Снежинки он кружит.
С Вьюгой, Метелью
Он крепко дружит!

Очень могучий волшебник
Тот ветер.
Помните это,
Милые дети!

- Да, ветер может быть для нас помощником, а может и разрушать все на своем пути. Кто скажет, чем нам ветер помогает?

(ответы детей)

- Конечно, ветер в жару нас охлаждает, он может давать электричество, крутить мельницы, помогать двигаться парусникам.

Посмотрите, у нас в контейнере стоят лодочки и не двигаются, давайте мы с вами превратимся в ветер и поиграем с лодочками «Ветер и лодочки

Повторяйте е за мной:

В ладоши хлопни, покружись и в ветерок ты превратись! (дети выполняют действия и повторяют слова)

Игра на формирование воздушной струи «Ветер и лодочки» (дети дуют на лодочки и наблюдают за их перемещением). 

- Какие вы молодцы, все лодочки доставили до берега! Трудно быть ветром?

(ответы детей).

3. Итог занятия

Мери Поппинс:

- Вот сколько мы узнали о воздухе сегодня! Давайте мы все секреты воздуха нарисуем значками в альбомах.

Дети проговаривают свойства воздуха: он прозрачный, воздух есть везде, он умеет двигаться с разной силой. Каждое свойство ветра схематически обозначается и фиксируется в альбоме.

- Ой, ребята, кажется ветер меняется, слышите? (звучит музыка ветра). Значит мне пора с вами прощаться! Вы так сегодня старались, так хорошо отвечали и мне хочется сделать вам сюрприз.  (Мери Поппинс дарит детям вертушки). Теперь, когда вы захотите поиграть в ветер, просто подуйте в вертушки. До свидания!

Анализ образовательной деятельности  

ФИО воспитателя анализирующего образовательную деятельность

 Братугина Ирина Валерьевна

Дата проведения 14.10.2020 г.   ДОО №    МКДОУ д/с № 33   

Возрастная группа старшая

Тема недели   Осень

Соответствие программное содержания возрасту детей

Поставленные цель и задачи соответствуют программному содержанию и   возрастным особенностям детей.

Профессиональная компетентность  воспитателя

Я заранее подготовила занятие: подобрала наглядный, демонстрационный материал, музыкальное сопровождение к занятию, презентацию, расставила на столах материал для опытно-эксперементальной деятельности. Для достижения цели использовала такие методы и приемы как: практический метод (самостоятельное выполнение  опытов); словесный метод (вопрос-ответ, речевые игры); прием эмоциональной заинтересованности (введен герой, сюрпризный момент); метод контроля и стимулирования (похвала); проблемно-поисковый метод (дети самостоятельно искали решение задачи). Во время занятия проведена физминутка, наблюдалась смена деятельности детей. В ходе опытно-экспериментальной деятельности давала четкие указания действий. Дети были заинтересованы в течении всего занятия, активно выполняли все задания. Подведен итог занятия. Структура занятия выдержана. Длительность занятия соответствует норме - 25 мин.

Насколько дети продемонстрировали компетентностный подход

Дети в течении всей непосредственно образовательной деятельности были активны. Внимательно слушали и выполняли предложенные задания. Но на вопросы отвечали хором, перебивая друг друга. В опытно-экспериментальной деятельности самостоятельно выявляли свойства воздуха и делали выводы с занесением в альбом.

Выводы:

Считаю, что поставленные мной задачи были решены, цель достигнута.

Профессиональная компетентность воспитателя: Демонстрация воспитателем знаний методик; дает ясные, четкие, полные указания по ходу деятельности; эффективность детской деятельности стимулируется чередованием заданий, способов, видов деятельности; умело показывает детям значимость результата их деятельности, используя оценивание умений и самостоятельности. Использование проблемных ситуаций в окружающей жизни для повышения познавательной активности детей; использование предметно-развивающей среды в процессе образовательной работы. Удовлетворение детей в эмоциональных контактах. Последовательность изложения материала, установление «обратных связей» и т.д.

Продемонстрировать компетентностный подход в информационном, коммуникативном и технологическом  планах: дети самостоятельно обследуют  объект для выяснения значений некоторых признаков; умеют задавать различные типы вопросов к объектам или процессам; могут кому-либо объяснить, или кого-либо научить элементарным способам познания, и т.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Воздух и его свойства"

Познакомить детей с воздухом.Показать   детям,   что   воздух   есть   везде   вокруг   нас.   Познакомить   с...

Конспект совместной познавательно-экспериментальной деятельности с детьми 4-5 лет на тему «Свойства снега и льда»

Вовлечение детей 4-5 лет в познавательно-исследовательскую деятельность через экспериментирование со льдом и снегом....

Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Представляю Вашему вниманию картотеку опытов для детей старшего дошкольного возраста оформленную в соотвествии с требованиями нормативно - правовых документов. Данная картотека имеет цель, задачи и пр...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста "Воздух - невидимка"

В процессе исследовательской деятельности у детей формируются понятия о свойствах воздуха и расширяются представления о его значимости в жизни человека, животных, растений....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Воздух всему живому необходим»

- учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы. -  способствовать обогащению и закреплению знани...