Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Снежная Королева"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. Занятие "Снежная Королева", предназначенное для детей 5-6 лет, превратит юных исследователей в сотрудников лаборатории Снежной Королевы и погрузит в увлекательный мир опытов и экспериментов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Снежная королева»

Цель:

Формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со снегом, льдом и водой.

Образовательные задачи:

1. Расширить представление детей о снеге и его свойствах, о зимних явлениях.

2. Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства снега, льда и воды (гладкий, прозрачный, холодный, твердый, хрупкий)

3. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

4. Развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера.

Развивающие задачи:

1. Развивать исследовательские навыки.

2. Продолжать развивать обследовательские действия.

3. Развивать восприятие, мышление, внимание детей.

Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать у детей желание помочь.

2. Воспитывать аккуратность.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».

Расширить и активизировать словарь детей: холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий, прозрачный, гладкий, твердый.

Словарная работа: снегопад, гололед, оттепель.

Оборудование: ёмкость со снегом, кубики льда, белые халаты, аудиозапись.

Предварительная работа: наблюдение за снегом, игры со снегом. Чтение и разучивание стихотворений «Зима» И. Сурикова, чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева», просмотр мультифильма «Снегурочка», игры-экспериментирования со снегом, льдом и водой.

Ход занятия

Дети выходят на улицу

Восп: Ребята, отгадайте загадку:

Появился во доре

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

 К ветру зимнему привык

Наш приятель…

Дети: Снеговик

Восп: А теперь закройте глаза (играет веселая мелодия, появляется Снеговик)

Снег.: Здравствуйте, ребята! Снеговик я не простой, любопытный, озорной.

Ой, а я что-то забыл, а какое сейчас время года? (Ответы детей) Зиму я люблю, а вы любите? (Ответы детей) А почему вы любите зиму, зимой ведь так холодно? (Ответы детей) Но ведь летом тоже можно кататься на санках? (в зависимости от ответов детей)

Ага! Я понял! Значит летом -  жарко, а зимой  

Д:  - холодно.

С: Летом  на  деревьях  листья,  а   зимой  –

Д: листьев нет (или  лежит снег) 

С: Летом  день  длинный, а  зимой –

Д: короткий.

С: Летом  гуляют на  улице много,  а  зимой - Д:  мало.

С: Летом  рябина  кислая,  а  зимой –

Д: сладкая.

С: Летом  у птиц много еды,  а  зимой – мало, поэтому люди их подкармливают

К: Летом  земля  покрыта  песком и травой,  а зимой  - Д: снегом

Снеговик хвалит детей и говорит: А зачем же я к вам пришел? Опять забыл… Аааа, вспомнил, чтобы вы помогли мне найти Снежную Королеву. Ведь зима заканчивается, а она такая злая, не хочет уходить. Ребята, вы поможете мне найти Снежную Королеву и растопить ее ледяное сердце?

Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей) Снежная Королева приготовила задания в своей лаборатории, где она проводит эксперименты со снегом, льдом и водой. Они такие сложные! Без вашей помощи мне не справиться. Вы мне поможете? (Ответы детей)

Давайте превратимся в сотрудников снежной лаборатории (приклеивает эмблемы детям)

Снег: Но прежде, чем приступить к экспериментированию, разомнем наши ручки и ножки.

Музыкальная пауза с движениями «Снег руками нагребаем»

Дети  со снегов подходят к первому столу, на котором стоит на подставке лист с загадкой в рамке снежинки.(А3)

Снег: Ребята, вот первая загадка от Снежной Королевы. Я всю голову сломал, не могу отгадать…

На дворе - горой,

А в избе - водой.  (Ответы детей)

А как называется явление, когда падает снег?

Дети: Снегопад.

Снег.: Ребята, сколько вокруг снега! Давайте наберем его в мисочки. А теперь потрогаем. Дети трогают снег руками

- Снег, какой? (белый, холодный, рассыпчатый) Почему снег рассыпчатый? (Потому что на улице мороз.) И из него можно слепить пирожное? (Нельзя, потому что он рассыпчатый, не липкий) Можно ли играть со снегом голыми руками? (Нет, снег холодный и руки замёрзнут).

Помощник выносит из группы таз со снегом из помещения.

Снег: Ребята, а этот снег полежал у нас в группе. Давайте попробуем слепить из него пирожки.

(Демонстрация, как надо набирать снег в формочки при помощи совка. Напомнить детям, что снег холодный, руками его брать не надо. Дети делают пирожки, раскладывают их на подносе).

Снег.: Ой, как много пирожков получилось, большое вам, ребята, спасибо! Ребята, давайте отнесем пирожки в группу, вечером поиграете с ними…

Дети: Нет, они снежные, растают и превратятся в воду.

Снег.: А интересно, что будет, если мы наши пирожки опустим в воду? (Ответы детей) Давайте поэкспериментируем! (Дети опускают пирожки в ёмкость(таз) с водой, мешают, они тают и в одном из них записка в яйце из-под киндера)

Снег: Ребята,  это же следующее задание от Снежной Королевы.

«Теперь вы знаете свойства снега. А что вы можете сказать про воду?»

Эксперименты с водой

На столе стоит 3-4 бутылки по 0,5 л с водой, пустые стаканы по 2 шт на каждого, стакан с молоком, камушки или яйца из-под киндера с камушками внутри.

Снег: Ребята, что находится в бутылке? (Ответы детей)

А кому нужна вода?

Дети: Деревьям, птицам, людям, животным, растениям

Снег: Молодцы, ребята! Да, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь! 

Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения.

Снег. берет бутылку с водой и стакан.

Снег: Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой?

Дети: она переливается из одного сосуда в другой.

Снег: А если она льется, значит, она какая?

Дети. Жидкая.

Снег: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).

Снег: Сейчас мы это проверим.

На столе стоят стакан с молоком и стакан с водой.

Снег: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?

(Ответы детей).

Снег.: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время Снеговик кладет по одному камушку/киндеру в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положил в стакан с молоком? А, что я положил  в стакан с водой?

(Ответы детей).

Снег: Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей).

Снег: Имеет ли вода запах? (Дети нюхают воду и молоко) Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?

Вывод: Вода не имеет запаха.

Снег.: А как вы думаете, какой у воды вкус? (Ответы детей) А мы сейчас это проверим (разливает в стаканчики кипяченую воду, дети пробуют) А теперь давайте положим в один стакан ложку соли, в другой – ложку сахара, помешаем и попробуем. Какая стала вода? А куда исчезли соль и сахар? (растворились)

Вывод: вода прозрачная, не имеет запаха и вкуса, может растворять вещества.

Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Но где же следующее задание от Снежной Королевы? Давайте поищем, куда она его спрятала. (Находят записку в киндере)

«А теперь вам нужно узнать свойства того, во что превращается вода на морозе» (Ответы детей)

Эксперименты со льдом

На столе тазик с водой и кораблик из льда

 и кубики льда по количеству детей, пластинки из льда, листы цветной бумаги

Снег.: Ребята, как вы думаете, из чего сделан кораблик (Ответы детей)

А что такое лед?

Дети: Это замершая вода.

Снег. предлагает детям взять кубики льда в руки.

Снег.:  Ребята, рассмотрите лед. Какой он?  (Твердый, гладкий, прозрачный, холодный.)

Снег.: Ребята, а можно брать лед в рот?

Снег.: Лед нельзя брать в рот (лед холодный, грязный можно заболеть).

А на прогулке можно бросаться кусками льда/сосульками?

Дети: Льдом нельзя бросаться (лед твердый и хрупкий).

Снег: Ребята, давайте положим лед на цветной лист. Что мы видим? Положите кусочек льда на цветной лист, какого он цвета становится? А если уронить пластинку льда, что произойдет? (она разобьется, лед хрупкий). Давайте разобьем наши пластинки.

Снег. запускает кораблик а дети свои кубики льда: Что происходит со льдом в воде? Давайте проверим. Он плавает или тонет? (Ответы детей)

*Картинка на проектор (Лед на реке, с подводным миром)

Снег: Ребята, видите какая вода волшебница. Если становится холодно, она превращается в лед. Ой, что это заморожено во льде? (Дети предлагают разбить пластинку с запиской)

«Вы выполнили все мои задания в снежной лаборатории. Но мое сердце полностью обледенело. Чтобы меня разморозить, мне нужно ваше тепло»

Снег: Ребята, Снежная Королева где-то совсем близко, пойдемте поищем ее. (находят) Как же ее нам разморозить? Как мы дадим ей свое тепло (Ответы детей. Дети обнимают СК и она оживает)

СК благодарит детей за выполнение заданий в снежной лаборатории и за то, что растопили ее сердце: А теперь мне пора уходить на север, потому что нужно уступать место весне.

 Снег.: Снежная Королева, а ребята хотят сделать подарок. У них есть шарик, в который они набрали воды и заморозили. Сейчас мы вынем замерзший лед. (вынимает) Какой он? (круглый, холодный, прозрачный). Теперь посыплем солью. Что происходит со льдом, когда дворники посыпают его солью? (Лед тает) Кристаллики соли проделают маленькие углубления в ледяном шаре. А пока мы возьмем кисточки и краски и раскрасим шар в разноцветные цвета.

Дети раскрашивают шар. Снеговик проделывает в шаре отверстие и вставляет свечу-таблетку.

Снег: Ребята, вам понравилось в лаборатории Снежной Королевы? Снежная Королева, большое тебе спасибо. А этот ледяной светильник мы хотим подарить тебе.

Снежная Королева всех благодарит и уходит.

Снег: Ребята, вы хорошо потрудились, пора нам возвращаться в группу. (Под веселую музыку дети со Снеговиком убегают в группу)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "В царстве Снежной Королевы"

Развитие эмоциональной сферы удетей 5 лет....

Конспект занятия по математике "Письма Королевы Математики"

Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа из единиц. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь ус...

Конспект занятия «В гостях у Королевы Капельки»

Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды. Задачи:Образовательная:- Исследование вкуса и цвета, ознакомление со свойством «прозрачность», «вес», закрепление знаний о ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности « Королева Осень».

Продолжать знакомить детей, как композиторы, поэты художники, используя разные средства выразительности (цвет, композицию, ритм) передают образ осени.Побуждать детей украшать узорами платья, используя...

Конспект занятия по сказке "Снежная королева" Г.Х.Андерсена с применением ИКТ

Работа  по сказке на развитие лексико-грамматических категорий....

Конспект занятия "В гостях у Королевы математики"

Конспект«В гостях у Королевы Математики»...

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Королева Осень"

Занятие по рисованию(Подготовительная группа)...