Конспекты занятий-экспериментирований с воздухом, водой, песком, глиной в старшей и подготовительной к школе группах.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Позднякова Екатерина Александровна

Материал посвящён организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЙ

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ПЕСКОМ, ГЛИНОЙ

Тема: УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК

Цели: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость.

Материал: сухой, влажный песок, прозрачная вода.

Оборудование: три стеклянные банки, лопатка, пластинка из оргстекла, магнит, карточка, лупа, карандаши (для каждого ребенка).

Ход занятия-экспериментирования

I. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает познакомиться со свойствами и качествами песка, его происхождением.

II. Уточнение правил безопасности.

Воспитатель. Какие правила безопасности при работе с песком вы знаете? (Не брать песок и грязные пальцы в рот.
Не тереть грязными руками глаза.)

III. Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя обследуют сухой песок пальцами; насыпают его на пластину, рассматривают в лупу; опускают в песок магнит, появившиеся на нем мелкие частички металла рассматривают в лупу. В баночку с водой опускают горсть сухого песка, не размешивая его.

Воспитатель. Что происходит? (Песок оседает.) 

– На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдет? (Песочная пыль, рас-
творившись, окрашивает воду.)

Дети пересыпают сухой песок из одной баночки в другую.

– Какой песок? (Песок сыпучий.)

– Попробуйте слепить из сухого песка шар. (Не получается: сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль.)

Дети рассматривают влажный песок.

– Какой влажный песок? (Плотный, мягкий.) 

Дети делают из него колечки, оставляют их на некоторое время (пока песок высохнет). Затем под руководством воспитателя поливают сухой и влажный песок.

– Что вы наблюдаете? (Влажный быстро пропускает влагу, а сухой некоторое время держит ее на поверхности, затем она уходит вглубь.)

IV. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети называют свойства песка.

Вывод. Песок – это очень-очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера; в песке можно найти мелкие частички металла. Песок тяжелый – он опускается на дно баночки; пыль легкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду; мокрый песок меняет цвет. Песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

Тема: СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА

Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований.

Материал: две стеклянные баночки (одна – с сухой, другая – с влажной почвой).

Оборудование: лупа, пластинка из оргстекла, лопаточка, карточка, карандаши (для каждого ребенка).

Ход занятия-экспериментирования

I. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель читает стихотворение:

Почва бывает разной:

Черной, желтой, красной,

Глинистой, песчаной,

Подзолистой, болотистой,

Серой лесной,

Еще черноземной.

Воспитатель. Сегодня мы проведём эксперимент с почвой.

II. Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Не брать грязные пальцы в рот. Не тереть ими глаза.

Воспитатель предлагает детям узнать, в какой баночке находится сухая почва, а в какой – влажная. Далее дети под руководством воспитателя выполняют опыт. Накрывают оргстеклом баночку с сухой почвой и баночку с влажной почвой на 1–2 минуты и наблюдают, что произойдёт со стеклом. На пластине, которой закрыта баночка с влажной почвой, появились следы испарения влаги, а на пластине, которой закрыта баночка с сухой почвой, – нет. Далее дети вливают воду в сухую почву и во влажную. На поверхности сухой почвы появляются пузырьки: вода свободно проходит между сухих комочков, заполняет пустые места и вытесняет воздух; на поверхности влажной почвы пузырьков воздуха нет: мягкие комочки почвы плотно прилегают друг к другу.

III. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети делают зарисовки эксперимента.

Вывод. Сухая почва рассыпчатая, ее комочки жесткие. Влажная почва мягкая, липкая. Плодородный слой содержит песок, глину, прелые листья. Сухая почва не содержит влагу; а испарение влажной почвы происходит в окружающую среду. Сухая почва трескается, в ней появляются пустоты, которые заполняется воздухом, вода, попадая в трещины, выталкивает его на поверхность; влажная почва беспрепятственно пропускает воду: в ней не было трещин.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОДОЙ

Тема: ФИЛЬТРОВАНИЕ ВОДЫ

Цель: познакомить с процессами очистки воды разными способами.

Материал: речной песок, крахмал.

Оборудование: промокательная бумага, воронка, тряпочка, ёмкости.

Ход занятия-экспериментирования

I. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить ее.

II. Прогнозирование результата.

Воспитатель. Какой фильтр будет лучше очищать воду – из песка, тряпочки, промокательной бумаги? (Предположения детей.)

III. Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя выясняют по алгоритму, как сделать разные очистительные устройства (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Затем изготовляют фильтры и проверяют их действие; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду.

IV. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод. Воду лучше очищает фильтр из промокательной бумаги.

Тема: БЕРЕЖЁМ ВОДУ

Цели: показать способ очистки воды с помощью фильтра; учить беречь воду.

Материал: вода.

Оборудование: три стакана: два – с грязной водой («грязную» воду надо приготовить заранее, размешав в воде ложку земли), один – с чистой водой; фильтр из воронки и ваты.

Ход занятия-экспериментирования

I. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель демонстрирует детям два стаканчика с одинаковым количеством воды.

Воспитатель. Будете ли вы пить такую воду или мыться в ней? (Ответы детей.)

II. Прогнозирование результата.

Воспитатель. Что необходимо сделать, чтобы вода стала пригодной для использования? (Предположения детей.)

III. Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает детям заглянуть в два дома Жители одного из домов берегут воду и тщательно закрывают краны (показывает стаканчик, где примерно 30 мл грязной воды), а жители другого дома (показывает другой стаканчик, где столько же грязной воды) воду не берегут, и чистая вода льётся напрасно (наливает во второй стаканчик 50–70 мл чистой воды). Воспитатель обращает внимание детей на то, что чистая вода, перелитая в стакан с грязной водой, тоже стала грязной. Воспитатель предлагает детям очистить с помощью фильтров воду в доме, где берегут воду, и воду в доме, где воду не берегут.

Дети фильтруют воду.

Воспитатель. В том доме, где берегли воду, очистные сооружения справились, и в водоем попала чистая вода. А во втором доме грязной воды получилось так много, что очистные сооружения не справились. А вода все льется и льется, труба уже переполнена, в таком случае в водоем попадает грязная вода и гибнет все живое.

Воспитатель предлагает детям подойти к умывальнику и посмотреть, как много воды расходуется зря.

IV. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод. Грязную воду можно вернуть к использованию с помощью фильтра. Необходимо беречь воду.

Тема: БЕРЕЖЁМ ВОДУ

Цели: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду.

Оборудование: часы с секундной стрелкой, мерный стаканчик.

Ход занятия-экспериментирования

I. Постановка исследовательской задачи.

Дети с воспитателем подходят к крану. Воспитатель приот-
крывает кран так, чтобы вода капала из него умеренно быстро, и обращает внимание детей на то, что вода только капает.

II. Прогнозирование результата.

Воспитатель. Много ли воды может так вытечь из крана за сутки? (Предположения детей.)

III. Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает детям поставить мерный стаканчик и посмотреть, за сколько минут наберется полстаканчика – 50 мл. Воспитатель засекает время и ждет, пока набежит 50 мл.

За 2,5 минуты вытекло 50 миллилитров воды, значит, за 5 минут – 100 мл, за 20 минут – стакан, за час – литровая банка и еще стакан, за сутки – 3 ведра воды утекло зря, и притом вода из крана у нас только капала, а не текла! А сколько воды тратит напрасно целый дом, если у нас только капают краны? Один дом из 800 квартир тратит за одни сутки 4800 вёдер! А сколько домов у нас в районе?!

Вывод. Воду необходимо беречь.

Тема: БЕРЕЖЁМ ВОДУ

Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду.

Материал: стакан с водой.

Оборудование: часы с секундной стрелкой, 2 игрушечных ведра, знак, запрещающий держать кран открытым.

Ход занятия-экспериментирования

I. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям выяснить, сколько воды теряется при чистке зубов.

II. Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает одному из детей взять стакан с водой и прополоскать рот. Обращает внимание на то, сколько воды осталось в стакане и что ушло на это всего три глотка, а вода у нас течёт из крана, пока мы чистим зубы.

Воспитатель предлагает проверить, сколько убегает воды зря: просит одного из детей показать, какая струя течёт во время чистки зубов, подставляет под струю игрушечные ведёрки и засекает время (одну минуту), меняя ведёрки по мере их наполнения и сливая воду в большое ведро. Обращает внимание на то, что набралось целое ведро воды и что каждый чистит зубы 6 минут в день (2 раза по 3 минуты). За день теряется 6 вёдер воды! В каждой семье несколько человек, и каждый расходует по 6 вёдер воды в день только на чистку зубов. А сколько воды теряется во время купания и мытья посуды!

Воспитатель предлагает подумать, как ещё можно экономить воду. Чтобы дети не забывали закрывать кран, советует повесить над раковиной запрещающий знак. Обращает внимание детей на то, что на даче и в сельской местности целая семья может обойтись двумя вёдрами воды, а в городе только на чистку зубов семья из 4 человек тратит 24 ведра, не считая всего остального. Затем воспитатель читает стихотворение:

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря.

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдёт немного лет –

И нет водицы – нет, нет, нет…

Вывод. Воду необходимо беречь.

Тема: ГДЕ ЖЕ ПЯТЫЙ ОКЕАН?

Цель: показать зависимость живых объектов природы от воздуха.

Оборудование: перфокарты с живыми и неживыми объектами природы, цветные карандаши.

Ход занятия-экспериментирования

I. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям поймать воздух руками.

Воспитатель. Для чего нам нужен воздух? (Ответы детей.)

– Знайте, дети, что человек не сможет жить без воздуха, он не может даже долго находиться без воздуха.

II. Прогнозирование результата.

Воспитатель. Как дышат растения? (Предположения детей.)

III. Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает проверить необходимость воздуха для дыхания. Дети плотно закрывают рот, а нос зажимают пальцами.

Воспитатель. Кому ещё нужен воздух, а кому он не нужен? (Ответы детей.)

IV. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети отмечают на перфокартах красным карандашом объекты, которым воздух нужен, а синим – объекты, которым воздух не нужен.

Вывод. Живые объекты природы не могут обходиться без воздуха.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОЗДУХОМ

Тема: СОЛОМЕННЫЙ БУРАВЧИК

Цель: помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал: сырые картофелины.

Оборудование: по две соломинки для коктейля (для каждого ребенка).

Ход занятия-экспериментирования

I. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям провести эксперимент, чтобы понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

II. Прогнозирование результата.

Воспитатель. Подумайте, можно ли соломинкой проткнуть картофелину? (Предположения детей.)

III. Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Аккуратно пользуйтесь материалами.

Дети берут соломинку за верхнюю часть, не закрывая при этом верхнего отверстия пальцем; затем с высоты 10 см резким движением втыкают ее в картофелину.

– Что случилось с соломинкой? (Она согнулась, не воткнулась.)

Вторую соломинку берут за верх, закрывая на этот раз верхнее отверстие пальцем; также втыкают резко в картофелину.

Воспитатель. Что случилось с соломинкой? (Она воткнулась.)

Дети выясняют, что внутри второй соломинки есть воздух, который давит на стенки и не дает ей согнуться.

IV. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети делают зарисовки.

Вывод. В первом случае воздух свободно вышел, из соломинки и она согнулась; во втором случае – воздух не мог выйти из соломинки, так как отверстие было закрыто. К тому же при попадании картофеля в соломинку давление еще больше возросло, укрепив стенки соломинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие – экспериментирование на тему: «Воздух» в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Подвести детей к понимаю того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас.Способствовать расширению знаний о воздухе....

Музыкально - спортивное мероприятие «Солнце, воздух и вода — наши друзья» (старшие и подготовительные к школе группы)

Развлечение проводится на свежем воздухе в летний период с детьми подготовительного к школе  и старшего дошкольного возраста.Способствует созданию благоприятной, дружеской и д...

Конспект занятия по физической культуре на открытом воздухе «Подготовка к Новому Году» для детей подготовительной к школе группе

Цель:  Совершенствование умения ориентироваться на местностиПрограммное содержание:1.       Образовательные задачи – обучать попеременному двухшажному ходу на лыжах ...

Конспект открытого занятия по обучению русскому языку в средней, старшей и подготовительной к школе группе на тему “Домашние и дикие животные”

        Воспитатель МБДОУ «Детский сад деревни Саз-Тамак»          Кукморского Муниципального района  РТ Домино...

Конспект занятия НОД по развитию мелкой моторики у детей старшей и подготовительной к школе групп с использование ИКТ.

Конспект занятия НОД по развитию мелкой моторики у детей старшей и подготовительной к школе групп с использование ИКТ.  Тема: «Мышкино государство».Задачи:Образовательная:Закреплять р...

Конспект к видеоролику с содержанием дистанционного мероприятия для детей старших и подготовительных к школе групп, проведенного в рамках тематической недели «Зелёный огонёк» с тестированием на тему: «Азбука дорожного движения»

С самого  раннего возраста в нашем детском саду мы начинаем  прививать детям навыки безопасного поведения на дорогах, чтобы из сегодняшних дошкольников выросли грамотные и дисциплинированные...

Конспект занятия Тема Викторина «Знатоки правил дорожного движения» Для старших и подготовительных к школе групп

Конспект занятия по правилам дорожного движения будет интересен воспитателям детских садов старшей группы...