"Королевство красок" - конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Горохова Ирина Владимировна

"Королевство красок" - конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.

Программное содержание:

  1. Обучающие задачи:
  • Формирование у ребенка эмоционально-чувственного базиса. Расширение диапазона цветовосприятия.
  • Обучение умению четко и ясно излагать свои мысли, делать выводы и обобщать.

 

  1. Развивающие задачи:
  • Развитие фантазии и творческого воображения.
  • Расширение представления детей о смешивании цветов и умение их различать.
  • Укрепление здоровья детей, через использование на занятии нетрадиционных методов оздоровления: гимнастика для глаз.

 

  1. Воспитательные задачи:
  • Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать других.
  • Воспитание этического отношения к цвету и краскам.

 

 

Предварительная работа:

-Проведение ряда занятий: “Страна цвета”, “Цветик - семицветик”.

-Проведение гимнастики для глаз, физкультминуток

-Подвижная игра « Краски»

-Упражнение на ощущение цвета, его настроение.

-Чтение сказок: “Зеленушка”, В. Кротов, “Рыжий город”, Г.Юдин, “Голубой светофор”.Д. Родари.

 

Материалы и оборудование:

4 плоскостных фигуры с изображением Красной, Синей, Желтой и Белой королевы, Карточки  для смешивания цвета; силуэт белых лепестков; ваза для цветов с лепестками синих и красных оттенков .  Гуашь, кисти, салфетки, стаканчики для экспериментов для смешивания красок, палитра, баночки с водой. Пособие  В. Воскобовича   Коврограф «Ларчик»,  «Лепестки», «Волшебные веревочки», «Разноцветные квадраты»

Современные технологии, используемые в занятии.

По содержанию работы: Опытно-исследовательская деятельность.

Проблемно-поисковые вопросы и ситуации.

 

Ход занятия.

 Воспитатель берет в руки краски и спрашивает детей:

«Хотите, я вам расскажу сказку о трех ца­ревнах царства красок?»

«В некотором царстве, Красочном государстве жили-были три прекрасные царевны: Красная, Желтая и Синяя.

Самой горячей, яркой, величественной, веселой была Красная царевна.

Доброй, солнечной, золотой, богатой была Желтая царевна.

Спокойной, тихой, печальной считалась Синяя царевна.

(Воспитатель на доске располагает трех человечков:  красного, желтого и синего)

 Каждую царевну окружали предметы, животные и растения, которые подходили ей по характеру и цвету. 

(Воспитатель размещает на доске изображение  домов, животных и растений, выполненных в гамме трех ос­новных цветов.)

 Все остальные краски очень завидовали трем важным ца­ревнам. Зеленой краске тоже хотелось быть главной и иметь свой дом, красивые цветы и многое другое.

- «Я так приятна для глаз,- говорила она.- Зелень травы, деревьев и кустарников любят и взрослые, и дети. Почему я не ца­ревна?»

Но, краски дружно возражали ей:

 - «Ты прекрасная и очень привлекательная, но зеленый цвет не основной, не глав­ный. Всю многоцветность мира можно передать только с по­мощью трех красоккрасной, желтой и синей. А если тебя начнут смешивать с другими цветами, то неизвестно, что получится».

- «Это не так! Я тоже хочу быть главной»,— твердила уп­рямая Зеленая краска.

Надоели царю царства красок эти разговоры, и он издал приказ, в котором повелевал художнику доказать скандальной Зеленой краске, что она не главная, не основная.

Ребята, оказывается у красок тоже имеется секрет: при смеши­вании некоторых из них можно получить другие цвета. Сейчас я вам покажу это.

(воспитатель рассказывает детям последовательность выполнения опыта. На столах стоят  прозрачные стаканчики с водой, краска. Карточки с полученными цветами помещаем на доску).

Воспитатель читает стихотворение.

Три цвета, три цвета, три цвета,
Ребята, не мало ли это?
А где нам зеленый, оранжевый взять?
А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной, вот этой,
Получим мы цвет фиолетовый. (Воспитатель выкладывает на доске схему опыта)

А синий мы с желтым смешаем -
Какой мы цвет получаем? Зеленый. (Воспитатель выкладывает на доске схему опыта)

А красный плюс желтый, для всех не секрет,
Дадут нам, конечно, оранжевый цвет. (Воспитатель выкладывает на доске схему опыта)

И сразу все поняли, почему в их царстве только три основные краски-царевны. Смешивая эти краски, можно получить все другие цвета.

Даже вздорный зеленый цвет можно получить, если к синей добавить желтой краски:

 Прошло уже много времени, а в царстве красок  про­должают жить-поживать три царевны Красная, Синяя и Желтая.

Если вы, ребята, не верите, что эти три краски — самые главные, основные, то можете, смешивая их, убе­диться в этом сами».

(дети экспериментируют с тремя основными цветами. Воду в стакане смешивают с желтой краской. Воду в другом стакане смешивают с синей краской. В пустой стакан наливают половину желтой воды с добавлением синей воды)

- Ребята, представьте себе, что мы очутились в городе, в котором всё серого цвета: и дома, и деревья, и небо, и даже солнце. По серым улицам ходят серые люди, с серыми лицами, в серых одеждах. Что бы было? (Рассуждения детей).

Воспитатель читает стихотворение А.Шлыгина «Разноцветный шар земной».

Если б в поле расцветали только белые цветы.

Любоваться бы устали ими скоро я и ты.

Если б в поле расцветали только жёлтые цветы,

Мы б с тобой скучать бы стали

От подобной красоты!

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки, незабудки и жарки!

У  ромашки белый цвет,

У гвоздики – красный.

Цвет зелёный у листвы,

Это так прекрасно!

Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.

 Гимнастика для глаз.

Смотрим вправо – никого,  Резко перевести взгляд вправо, влево
Смотрим влево – никого. 
Раз – два, раз – два               Круговые движения глазами
Закружилась голова.
Глазки закрываем,                Закрыть глаза ,глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза,         Резко переводить взгляд вверх, вниз
Вверх посмотрим, раз и два.
Вниз ты глазки опусти,
Вверх опять ты подними.
Пальцами погладь глаза,     Гладим веки указательными пальцами
Отдыхать пришла пора.

- Ребята, я знаю сказку про растение. Послушайте ее.

«Цветик - разноцветик»

На лесной полянке вырос необычный цветочек. Листья, стебель, лепе­стки цветочка были синего цвета.
-  Мои лепесточки белого цвета, а серединка – желтого, – хвасталась Ромашка.
-  А я могу быть и розовой, и красной, и белой. Я прекрасна, – высоко­мерно вступила в разговор Роза.

И только синий цветочек безмолвно прислушивался к разговору.

«Какой же я безобразный», – грустно думал цветочек. Когда все засы­пали, он жалобно плакал: так ему было обидно за себя.

- Я хочу быть разноцветным, – простонал цветочек, вытирая слезы.

И вмиг перед ним возникла волшебница из Царства разноцветья. Она, не задумываясь, окрасила синий цветочек в разные цвета. Его желание исполнилось: он стал разноцветным.

Когда утром все цветы проснулись, то увидели прекрасный цветок. Та­ких цветов они нигде и никогда не видели. Цветик  -разноцветик – так наз­вали цветы необычный цветочек. Цветы гордились своим соседством с ним.

Далее воспитатель  предлагает детям собрать «цветик - семицветик» на фланелеграфе.  Воспитатель прикрепляет последовательно   красный, синий, жёлтый лепестки.          

- Теперь располагаем между лепестками основных красок лепестки с полученными цветами

- Между красным и жёлтым лепестком располагаем   оранжевый лепесток.

- Между красной и синей располагаем  фиолетовый лепесток.

- Между синем и жёлтым  располагаем зелёный лепесток.

Воспитатель:

- Ребята, какого цвета не хватает нашему цветику - семицветику?        

Правильно голубого. А самое интересное — смешивая между собой главные и неглавные цвета , можно получить разнообразие цветовых оттенков. При добавлении в краски белого цвета можно получить светлые оттенки цвета.

Как получить этот цвет? Синий + белый = голубой

Белый цвет – неженка. Его очень легко испортить. Поэтому, смешивая его с другими красками, необходимо соблюдать важное пра­вило: белую краску всегда набирают на кисть первой. Добавляют седьмой лепесток голубого  цвета.

На доске ваза и  2 сердцевинки : красная, синяя. Дети делятся на 2 группы

Воспитатель предлагает детям раскрасить лепесток смешивая основной цвет с белым для получения оттенка основной краски затем собирают цветы и рассматривают оттенки красного и синего

 

Итог занятия:

В конце занятия воспитатель  хвалит каждого ребёнка и интересуется:

- Какие краски были у нас сначала? 
- Это самые главные краски. Почему? 
- Правильно, потому что из них можно сделать все остальные.
- Какие цвета мы из них сделали, и как мы их для этого смешивали между собой?
(Ответы детей.)
 

Воспитатель читает стихотворение

Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным…
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!

Е.Руженцева «Сказки про краски»


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pid_korolevstvo_krasok.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

"Королевство красок" - конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.

Программное содержание:

  1. Обучающие задачи:
  • Формирование у ребенка эмоционально-чувственного базиса. Расширение диапазона цветовосприятия.
  • Обучение умению четко и ясно излагать свои мысли, делать выводы и обобщать.

  1. Развивающие задачи:
  • Развитие фантазии и творческого воображения.
  • Расширение представления детей о смешивании цветов и умение их различать.
  • Укрепление здоровья детей, через использование на занятии нетрадиционных методов оздоровления: гимнастика для глаз.

  1. Воспитательные задачи:
  • Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать других.
  • Воспитание этического отношения к цвету и краскам.

Предварительная работа:

-Проведение ряда занятий: “Страна цвета”, “Цветик - семицветик”.

-Проведение гимнастики для глаз, физкультминуток

-Подвижная игра « Краски»

-Упражнение на ощущение цвета, его настроение.

-Чтение сказок: “Зеленушка”, В. Кротов, “Рыжий город”, Г.Юдин, “Голубой светофор”.Д. Родари.

Материалы и оборудование:

4 плоскостных фигуры с изображением Красной, Синей, Желтой и Белой королевы, Карточки  для смешивания цвета; силуэт белых лепестков; ваза для цветов с лепестками синих и красных оттенков .  Гуашь, кисти, салфетки, стаканчики для экспериментов для смешивания красок, палитра, баночки с водой. Пособие  В. Воскобовича   Коврограф «Ларчик»,  «Лепестки», «Волшебные веревочки», «Разноцветные квадраты»

Современные технологии, используемые в занятии.

По содержанию работы: Опытно-исследовательская деятельность.

Проблемно-поисковые вопросы и ситуации.

 

Ход занятия.

 Воспитатель берет в руки краски и спрашивает детей:

«Хотите, я вам расскажу сказку о трех царевнах царства красок?»

«В некотором царстве, Красочном государстве жили-были три прекрасные царевны: Красная, Желтая и Синяя.

Самой горячей, яркой, величественной, веселой была Красная царевна.

Доброй, солнечной, золотой, богатой была Желтая царевна.

Спокойной, тихой, печальной считалась Синяя царевна.

(Воспитатель на доске располагает трех человечков:  красного, желтого и синего)

 Каждую царевну окружали предметы, животные и растения, которые подходили ей по характеру и цвету. 

(Воспитатель размещает на доске изображение  домов, животных и растений, выполненных в гамме трех основных цветов.)

 Все остальные краски очень завидовали трем важным царевнам. Зеленой краске тоже хотелось быть главной и иметь свой дом, красивые цветы и многое другое.

- «Я так приятна для глаз,- говорила она.- Зелень травы, деревьев и кустарников любят и взрослые, и дети. Почему я не царевна?»

Но, краски дружно возражали ей:

 - «Ты прекрасная и очень привлекательная, но зеленый цвет не основной, не главный. Всю многоцветность мира можно передать только с помощью трех красок — красной, желтой и синей. А если тебя начнут смешивать с другими цветами, то неизвестно, что получится».

- «Это не так! Я тоже хочу быть главной»,— твердила упрямая Зеленая краска.

Надоели царю царства красок эти разговоры, и он издал приказ, в котором повелевал художнику доказать скандальной Зеленой краске, что она не главная, не основная.

Ребята, оказывается у красок тоже имеется секрет: при смешивании некоторых из них можно получить другие цвета. Сейчас я вам покажу это.

(воспитатель рассказывает детям последовательность выполнения опыта. На столах стоят  прозрачные стаканчики с водой, краска. Карточки с полученными цветами помещаем на доску).

Воспитатель читает стихотворение.

Три цвета, три цвета, три цвета,
Ребята, не мало ли это?
А где нам зеленый, оранжевый взять?
А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной, вот этой,
Получим мы цвет фиолетовый.
(Воспитатель выкладывает на доске схему опыта)

А синий мы с желтым смешаем -
Какой мы цвет получаем? Зеленый.
(Воспитатель выкладывает на доске схему опыта)

А красный плюс желтый, для всех не секрет,
Дадут нам, конечно, оранжевый цвет.
(Воспитатель выкладывает на доске схему опыта)

И сразу все поняли, почему в их царстве только три основные краски-царевны. Смешивая эти краски, можно получить все другие цвета.

Даже вздорный зеленый цвет можно получить, если к синей добавить желтой краски:

 Прошло уже много времени, а в царстве красок  продолжают жить-поживать три царевны Красная, Синяя и Желтая.

Если вы, ребята, не верите, что эти три краски — самые главные, основные, то можете, смешивая их, убедиться в этом сами».

(дети экспериментируют с тремя основными цветами. Воду в стакане смешивают с желтой краской. Воду в другом стакане смешивают с синей краской. В пустой стакан наливают половину желтой воды с добавлением синей воды)

- Ребята, представьте себе, что мы очутились в городе, в котором всё серого цвета: и дома, и деревья, и небо, и даже солнце. По серым улицам ходят серые люди, с серыми лицами, в серых одеждах. Что бы было? (Рассуждения детей).

Воспитатель читает стихотворение А.Шлыгина «Разноцветный шар земной».

Если б в поле расцветали только белые цветы.

Любоваться бы устали ими скоро я и ты.

Если б в поле расцветали только жёлтые цветы,

Мы б с тобой скучать бы стали

От подобной красоты!

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки, незабудки и жарки!

У  ромашки белый цвет,

У гвоздики – красный.

Цвет зелёный у листвы,

Это так прекрасно!

Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.

 Гимнастика для глаз.

Смотрим вправо – никого,  Резко перевести взгляд вправо, влево
Смотрим влево – никого. 
Раз – два, раз – два               
Круговые движения глазами
Закружилась голова.
Глазки закрываем,               
Закрыть глаза ,глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза,        
Резко переводить взгляд вверх, вниз
Вверх посмотрим, раз и два.
Вниз ты глазки опусти,
Вверх опять ты подними.
Пальцами погладь глаза,    
Гладим веки указательными пальцами
Отдыхать пришла пора.

- Ребята, я знаю сказку про растение. Послушайте ее.

«Цветик - разноцветик»

На лесной полянке вырос необычный цветочек. Листья, стебель, лепестки цветочка были синего цвета.
-  Мои лепесточки белого цвета, а серединка – желтого, – хвасталась Ромашка.
-  А я могу быть и розовой, и красной, и белой. Я прекрасна, – высокомерно вступила в разговор Роза.

И только синий цветочек безмолвно прислушивался к разговору.

«Какой же я безобразный», – грустно думал цветочек. Когда все засыпали, он жалобно плакал: так ему было обидно за себя.

- Я хочу быть разноцветным, – простонал цветочек, вытирая слезы.

И вмиг перед ним возникла волшебница из Царства разноцветья. Она, не задумываясь, окрасила синий цветочек в разные цвета. Его желание исполнилось: он стал разноцветным.

Когда утром все цветы проснулись, то увидели прекрасный цветок. Таких цветов они нигде и никогда не видели. Цветик  -разноцветик – так назвали цветы необычный цветочек. Цветы гордились своим соседством с ним.

Далее воспитатель  предлагает детям собрать «цветик - семицветик» на фланелеграфе.  Воспитатель прикрепляет последовательно   красный, синий, жёлтый лепестки.          

- Теперь располагаем между лепестками основных красок лепестки с полученными цветами

- Между красным и жёлтым лепестком располагаем   оранжевый лепесток.

- Между красной и синей располагаем  фиолетовый лепесток.

- Между синем и жёлтым  располагаем зелёный лепесток.

Воспитатель:

- Ребята, какого цвета не хватает нашему цветику - семицветику?        

Правильно голубого. А самое интересное — смешивая между собой главные и неглавные цвета , можно получить разнообразие цветовых оттенков. При добавлении в краски белого цвета можно получить светлые оттенки цвета.

Как получить этот цвет? Синий + белый = голубой

Белый цвет – неженка. Его очень легко испортить. Поэтому, смешивая его с другими красками, необходимо соблюдать важное правило: белую краску всегда набирают на кисть первой. Добавляют седьмой лепесток голубого  цвета.

На доске ваза и  2 сердцевинки : красная, синяя. Дети делятся на 2 группы

Воспитатель предлагает детям раскрасить лепесток смешивая основной цвет с белым для получения оттенка основной краски затем собирают цветы и рассматривают оттенки красного и синего

 

Итог занятия: 

В конце занятия воспитатель  хвалит каждого ребёнка и интересуется:

- Какие краски были у нас сначала? 
- Это самые главные краски. Почему? 
- Правильно, потому что из них можно сделать все остальные.
- Какие цвета мы из них сделали, и как мы их для этого смешивали между собой?
(Ответы детей.)
 

Воспитатель читает стихотворение

Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным…
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!

Е.Руженцева «Сказки про краски»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно – продуктивной деятельности в подготовительной группе «Жители Севера»

На занятии дети не только занимаются художественно - продуктивной деятельностью, но и проводят опыт, из которого делают сами выводы....

Конспект занятия по художественно – продуктивной деятельности в подготовительной группе «Жители Севера»

На занятии дети не только успевают сделать коллективное панно, но и провести опыт и сделать выводы...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».

Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....

"Королевство красок" - конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

Цель: способствовать развитию познавательного интереса детей. Создание условий, в которых ребёнок становится самостоятельным субъектом поисковой деятельности.Задачи: показать опытным пу...