Развитие познавательного интереса старших дошкольников через электронные дидактические игры
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Конюхова Светлана Леонидовна

В статье представлен опыт работы по развитию познавательного интереса старших дошкольников через электронные дидактические игры. Автор приходит к выводу, что используя разнообразные электронные игры,  у дошкольников развивается познавательный интерес. Под его воздействием образовательная деятельность проходит более интересно и продуктивно.  При правильной, регулярной и целенаправленной образовательной деятельности познавательный интерес становится очень  важной чертой личности дошкольника. Значит, следует регулярно возбуждать, развивать и совершенствовать познавательный интерес дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konyuhova_s.l.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конюхова С.Л.

Развитие познавательного интереса старших дошкольников                           через электронные дидактические игры

Аннотация

В статье представлен опыт работы по развитию познавательного интереса старших дошкольников через электронные дидактические игры. Автор приходит к выводу, что используя разнообразные электронные игры,  у дошкольников развивается познавательный интерес. Под его воздействием образовательная деятельность проходит более интересно и продуктивно.  При правильной, регулярной и целенаправленной образовательной деятельности познавательный интерес становится очень  важной чертой личности дошкольника. Значит, следует регулярно возбуждать, развивать и совершенствовать познавательный интерес дошкольников.

 Ключевые слова: познавательный интерес, электронные дидактические игры

В современном  обществе изменились целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Выпускник должен иметь сформированные предпосылки к учебной деятельности, проявлять инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности. [1, с. 7] Такой деятельностью является познавательная деятельность.  Знания, полученные ребенком без интереса, становятся бесполезными. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, возникла необходимость применять в работе с детьми  новые технологии, которые будут развивать познавательный интерес и помогут им быть более успешными в саду, а потом и в школе.

При развитии познавательного интереса старших дошкольников существует много разных средств, но я остановилась на разработке собственных электронных дидактических игр в программе Microsoft Power Point. Электронные дидактические игры пополнили мою медиатеку, содержание которых   основаны на задачах  основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.                                                                                                                                                                                                              Главным  принципом при разработке игр является доступность содержания и яркость наглядного изображения. Звуковое сопровождение и анимационные картинки, мелькающие на экране, позволяют удерживать внимание детей и доводить игру до логического конца.  Но не всегда игра может быть интересна для детей, поэтому нужно изменить сам процесс деятельности, т. е. источник познавательного интереса. [4, с.12] Учитывая возрастные особенности,  содержание игр можно скорректировать  для каждого ребенка индивидуально, в соответствии с особенностью его интереса. Тем самым усложняя или облегчая число и степень сложности заданий.

Игры рассчитаны на старший дошкольный возраст, проходят один или два раза в неделю, в каждой игре применяется гимнастика для глаз. Организация рабочего места проходит в соответствии СанПиН - компьютер и телевизор соответствует современным требованиям (размер экрана не менее 35-38 см, жидкокристаллическим или плазменным, дисплей подвижный, чтобы поворачивать в зависимости от освещения).

Структура электронных дидактических игр включает в себя следующие этапы: задачу, действия, правила и результат. Игра пробуждает в детях  интерес к победе, стремление  быстро находить решения, соблюдая правила игры  и правильно выполнять задания. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность, поэтому воспитатель должен в занимательной форме раскрыть перед детьми новый  материал. Это сделает  процесс обучения увлекательным, содержательным и интересным. Игры можно использоваться для обобщения и закрепления знаний, умений и навыков дошкольников. В своей работе я использую следующие приемы, активизирующие познавательную деятельность: логические задачи, творческие задания, создание проблемных ситуаций, решение ребусов, кроссвордов и отгадывание загадок.

Такие электронные дидактические игры, как «Назови и сосчитай», «Кто быстрее найдет», «Дикие животные», «Из чего состоит почва?»  помогают развивать познавательный интерес при формировании элементарных математических представлений и при развитии познавательной активности детей. Также развивается  умение  регулировать свою деятельность в работе за компьютером не более 10 минут; совершенствуется  координация рук и глаз.  Во время игры дошкольник полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи, решает их и в конце игры дети могут взаимно проверить друг друга.  

Например, в электронной дидактической игре «Дикие животные», развивается способность к моделированию пространственных отношений  между объектами  в виде картинок. В игре «Назови и сосчитай» дети учатся устанавливать отношения между целым предметом и каждой его частью, совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке. В игре «Кто быстрее найдет» развивается фантазия, дети учатся по-другому смотреть на известные факты и явления. Самое главное, что это происходит пожеланию самого ребенка,  он многократно повторяет пройденный материал в его различных сочетаниях и формах. В игре «Из чего состоит почва?» дети  устанавливают функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, закрепляют  умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.  

Введение ФГОС  предусматривает сотрудничество образовательной организации с семьей, то есть родителями, ведь они, так же как и дети, и педагоги являются участниками образовательного процесса, значит и решать задачи программы нужно сообща.  [2, с. 5] Знакомя родителей с электронными дидактическими играми, я размещала информацию в приемной группы, на страницах родительского интернет-клуба «Гномики», в группе What sApp  Messenger, а также проводила для родителей мастер-классы и родительское собрание «Информационная безопасность дошкольников». Родители являются активными участниками в подборке иллюстраций и картинок  для создания электронных дидактических игр. Родители совместно с детьми активно используют данные игры дома, тем самым закрепляя пройденный материал в детском саду.

 Используя разнообразные электронные игры,  у дошкольников развивается познавательный интерес. Под воздействием познавательного интереса образовательная деятельность проходит более интересно и продуктивно.  При правильной, регулярной и целенаправленной образовательной деятельности познавательный интерес становится очень  важной чертой личности дошкольника. Значит, следует регулярно возбуждать, развивать и совершенствовать познавательный интерес дошкольников. При применении электронных дидактических игр мы видим значительные успехи. Играя с увлечением, дети лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса, выполняя однообразные упражнения. В процессе электронных дидактических игр у дошкольников формируется умение контролировать свою деятельность, научились видеть и понимать мнение своего сверстника, согласовывать свои действия, а также проявляются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность и честность.

Список литературы

1.Ананьев Б. Г. «Познавательные потребности и интересы», Питер – 2004г.                                                                                                               2.Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании», М – 2011г.                                                                                                                3.Королев К. П. «Формирование познавательных интересов и творческого отношения к учению», Свердловск – 2008г.                                           4.Петрова Н. С. «Использование игр в развитии интереса младшего школьника»,  Самара – 2019г.                                                                               5.Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155

Сведения об авторе                                                                                    Конюхова С. Л., воспитатель высшей квалификационной категории  МБДОУ «Полтавский детский сад «Солнышко», р.п. Полтавка                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»

Развитие познавательного интереса - одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологи...

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу...

Выступление на XXI Всероссийской научно-практической конференции "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом"

        Аликина А.Ю.воспитательМБДОУ №27г.Канск   Проект "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом" для ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Развитие познавательного интереса старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность «Посев семян пшеницы».

Способствовать формированию практических навыков посева семян в рамках проекта: создание мини-музея «Хлеб – всему голова»....