Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Мы – юные метеорологи».
проект по окружающему миру (старшая группа)

Наумова Ирина Владимировна

Актуальность проекта: у современных дошкольников не достаточно сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов. С помощью данного проекта занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;  у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.

Участники проекта: дети группы, воспитатель, родители .

Вид проекта: информационно – исследовательский.

Срок реализации: долгосрочный (октябрь – апрель)

Формы и методы реализации проекта:

Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно- самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.

Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.

 

Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачипознакомить с профессией метеоролога;

  • формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
  • познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
  • обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
  • дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду;
  • формировать представления о четырех частях света;
  • познакомить детей с назначением метеорологической станции и ее содержимым;
  • воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле,любви к природе;
  • воспитание навыков применения знаний на практике;
  • привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_meteorologi.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

по экологическому воспитанию

в старшей группе «ПЧЕЛКИ»

«Мы – юные метеорологи»

Подготовили:

Воспитатели:

Наумова Ирина Владимировна,

Леонова Екатерина Григорьевна

Иваново, 2019

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта: «Мы юные метеорологи»

Участники проекта: дети группы, воспитатель, родители .

Вид проекта: информационно – исследовательский.

База проекта: МБДОУ детский сад № 171

Срок реализации: долгосрочный (октябрь – апрель)

Формы и методы реализации проекта:

Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно- самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.

Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.

Актуальность проекта: почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.

Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи

:познакомить с профессией метеоролога;

  • формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
  • познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
  • обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
  • дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду;
  • формировать представления о четырех частях света;
  • познакомить детей с назначением метеорологической станции и ее содержимым;
  • воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле,любви к природе;
  • воспитание навыков применения знаний на практике;
  • привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.

Содержание проекта

Этапы проекта:

Подготовительный (октябрь)

  • обозначение цели проекта;
  • постановка задачи данного проекта;
  • определение сроков проведения проекта;
  • составление плана работы над проектом.

Основной (ноябрь – апрель)

  • подготовка площадки;
  • установление оборудования: вмонтирование термометров, размещение анемометра, осадкомера (дождемера), флюгера и барометра, солнечных часов, песочных часов;
  • выявление интереса и уровня знаний детей по теме «Прогноз погоды»;
  • изготовление приборов – помощников;
  • работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;

Заключительный (апрель)

  • Создание дневника наблюдений для его дальнейшего использования.

Предполагаемые результаты:

  • развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды;
  • иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;
  • знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;
  • создание и ведение дневника наблюдений за погодой.

Организация деятельности в ходе выполнения проекта

План работы с детьми

Месяц

Тема

Форма работы

Октябрь -ноябрь

«Что такое погода?»

Цель: знакомство с погодными явлениями

Просмотр презентации: «Погода». Формирование представление о погоде и ее признаках.

Заучивание пословицы, поговорок и загадок о природе.

Беседа: «Живая и не живая природа». Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность. Воспитывать любовь к природе.

Чтение художественной литературы: 
А. Плещеев «Скучная картина» 

А.. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» 

Э. Шим «Отчего Осень грустна» 
А. Майков «Осень»

Наблюдение за дождем и снегом.

П\игра «Солнышко и дождик». Цель: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.

Предметно схематическое моделирование: "Приметы времён года" (зима, весна, лето, осень) Цель: Закрепить основные приметы времен года.

Декабрь

«Загадки планеты Земля»

Цель: формирование представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца

Беседы:  «Как изменилась одежда людей зимой». «Зимняя погода» 
Просмотр презентации: «Зависимость климата в разных точках Земли»;

НОД «Что такое компас?» Цель: формирование представлений о частях света, знакомство с компасом.

Опыты - эксперименты с водой, воздухом Обогащение и систематизирование знания детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной деятельности.

Наблюдение за сосульками.

Чтение художественной литературы: 

Е. Явецкая «Зима-рукодельница» 
И Бунин «Первый снег» 
В Одоевский «Мороз Иванович» 

Изодеятельность (рисование) «А за окном то дождь, то снег…»Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен)

Январь

«История зарождения метеорологии, как науки»

Цель: знакомство с метеорологией, профессией метеоролога

НОД «Интересная наука – метеорология» Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога. Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д.

Наблюдение за облаками и тучами в пасмурные дни.

Опытно-экспериментальная деятельность: 
свойства песка и глины: песок впитывает воду, глина не впитывает.

Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди "Времена года". Просмотр презентации «Приборы метеоролога»

Сюжетно- ролевая игра «Метеобюро»

Чтение художественной литературы: 
Е. Явецкая «Зима-рукодельница» 
И Бунин «Первый снег» 
В Одоевский «Мороз Иванович» 

Опытно-исследовательская деятельность: 
ходьба по ледяной и посыпанной песком дорожкам; 
изготовление цветных льдинок для украшения участка. 

Февраль

«Приборы-помощники».

Цель: знакомство с различного вида термометрами.

Беседы: 
«Снег, иней, лёд.», «Откуда дует ветер?», «Какие бывают термометры» Цель: уточнять знания о термометре воздуха.

Прослушивание музыки : звуки дождя, звуки хруста снега, шум ветра, шуршанье листвы на ветру.

Знакомство с народными приметами. Наблюдение за погодой и приметами, сравнивать результаты.

Работа с термометрами (измерение температуры воды, воздуха);

Наблюдение за снегом.

Опыты- эксперименты со снегом: «Сколько весит снег?»

Рисование на тему: «Зимой в лесу».

Чтение художественной литературы: 
С. Маршак «Февраль» 
Э. Шим «Сосулька» 
Ф. Тютчев» Зима недаром злится…» 

Дидактические игры: "Времена года", "Живая, неживая природа", "Сложи картинку". Цель: формировать представление детей о чередовании времён года и их некоторых характеристиках. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Расширять кругозор.

Март

«Приборы –помощники»

Цель: знакомство с анемометром и барометром, со способом определения силы ветра.

Беседа: «Чем измерить силу ветра?», «Для чего нужен барометр?» Цель: знакомство с прибором барометром, работа с ним.

Работа с барометром;

Работа с флюгером и анемометром – определение наличия ветра, его направления и скорости.

Рассказ «Спор облачка, дождика и грозы» Развивать любознательность. Обогащать активный словарь детей.

Чтение художественной литературы: 
А.С. Пушкин «Зимний вечер» 
И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная» 
В. Берестов «Гололедица»

Экспериментирование: «Круговорот воды в природе» Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе.

Настольная игра «Времена года»

Развивать мелкую моторику.

Апрель

«Коллекция народных примет».

Цель:

Формировать представления о погодных изменениях в природе, о приметах

Беседы: 
«Растения-барометры» 
«Птицы- метеорологи» 
« Насекомые - предсказатели погоды» 

Наблюдение за солнцем.

Опыты – эксперименты с воздухом: «Сколько весит воздух?»

Наблюдение в природе «Какого цвета небо?» Познакомить с разными видами облаков: перистые, слоистые,кучевые.

Рисование акварелью «На что похоже облако?» Развивать наблюдательность и умение рисовать на основе личного опыта.

П/игра «Найди свою пару»

Для реализации проекта использовала материал с интернет- сайтов: http://deti.ledibashkirii.ru

 http://maam.ru

 http://nsportal.ru 

Результаты по реализации проекта “Мы – юные метеорологи”

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы, в том числе наблюдения за погодой,  включается  элемент познания природы, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде.. Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. Дети наблюдали не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. За это время у детей повысился уровень развития познавательной сферы: дети с увлечением выполняли задания, отгадывали загадки, играли; получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать, а также умение взаимодействовать в группе.

Наблюдения и исследовательская деятельность помогли детям получить естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время реализации проекта у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.

В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети брали на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Все это свидетельствует о том, что проект детям бы интересен и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему "Круглый год"

В проекте мною указана работа по экологическому воспитанию в течении всего года за сезонными изменениями, даны темы занятий, наблюдений, работа с родителями....

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Птицы нашего края»

Проект  по экологическому воспитанию в старшей группе на тему «Птицы нашего края»Содержание проектаАктуальность реализации проекта:В современных условиях проблема экологического воспитания дошкол...

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Будь природе другом!»

Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания....

Проект по экологическому воспитанию детей старшей группы «Реки моей малой Родины»

расширение знаний у детей о реках родного города, как экосистемы, формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе....

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Береза- символ России"

Цель: Формирование экологической  культуры  дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.Задачи: Ø Сформировать представления о жизни берёзы, как живогоØ существа.Ø Развивать ...

Паспорт проекта по экологическому воспитанию в старшей группе "Мы - юные экологи"

В данном документе представлены задачи, актуальность проекта и предложено перспективное планирование образовательной деятельности по временам года....

Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»

Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...