Конспект ООД "Природа просит о помощи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_priroda_prosit_o_pomoshchi.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе «Природа просит о помощи»

Задачи:

  • Познакомить детей с правилами поведения людей в природе при взаимодействии с различными видами мусора.
  • Воспитывать желание общаться с природой, не загрязняя ее, руководствуясь во время общения специально предусмотренными для этого правилами, желание познакомить с этими правилами друзей, родителей.
  • Понимать экологические знаки, обозначающие правила поведении я в природе.

Словарная работа: напомнить значение слов: загрязнять, мусор, экология.

Атрибуты занятия:

  1. Костюм Королевы Природы.
  2. «Книга золотых правил королевства Природы», которая включает в себя тексты правил и их схематические модели.
  3. Презентация, мультимедийный проектор, ноутбук.
  4. Две банки с водой. В первой банке - чистая вода, во второй - вода загрязнена различным мусором.
  5. Для игры «Готовимся к походу на природу»: различные пищевые продукты в упаковках, которые быстро разлагаются объектами природы и в упаковках, имеющих долгие сроки утилизации объектами природы (металлические банки, стеклотара, пластик, целлофан и т.д.).

Непосредственно образовательная деятельность:

Воспитатель здоровается с детьми и спрашивает у них, любят ли они сказки, путешествия.

Дети: отвечают.

Воспитатель предлагает им побывать в Королевстве Природы, но для этого нужно закрыть глаза и сказать: «Красс, карас, трям» 3 раза. За это время воспитатель переодевается в Королеву Природы.

Дети открывают глаза.

Королева природы представляется детям, рассказывает им о том, что в Королевстве Природы, как и в любом другом есть свои правила, которые никто не должен нарушать.

Королева мусора: «У меня в руках свод золотых правил Королевства Природы (показывает детям папку с надписью)». Открывает папку: «А где же мои золотые правила? Они пропали. Ребята, вы поможете их отыскать?».

Дети обещают помочь Королеве.

Королева: Чтобы отыскать первое правило необходимо решить одну проблему. Послушайте, что произошло с мистером Березкиным в моем Королевстве.

«Однажды весной Березкин пришел на берег реки полюбоваться природой, половить рыбки, но увидел ужасную картину. На берегу всюду валялся мусор. Непорядок, как некрасиво - подумал Березкин, мусор нужно убрать. Собрал он весь мусор и бросил в реку. Мусор утонул, круги разошлись по воде, и вокруг опять стало красиво. Березкин  сидел и радовался, какой я молодец! Потом он забросил сеть в речку, чтобы наловить рыбки». Как вы думаете он наловил рыбы?

Дети: Да, в сеть ее много попадет.

Королева: Оказывается, нет. Дальше все произошло как в «Сказке о рыбаке и рыбке». Забросил Березкин невод, пришел невод с мусором. («достает сеть из макета речки» - бутылочки, баночки, пакетики). Второй раз он забросил невод – пришел невод с мусором снова (сломанные игрушки, веточки, палочки, стекляшки). Третий раз он закинул невод – попала в него лишь одна рыбка. Вялая, некрасивая, бросил ее Березкин в банку, наклонился посмотреть, как она там разместилась и нос закрыл сразу. Рыбка пахла бензином. Что такое? Почему? Не понравилась ему рыбка, хотел ее выбросить в речку, и вдруг стало ему жалко рыбку.

Королева показывает им две банки: в одну налита чистая вода, а в другой - в воде находится разный мусор. Королева спрашивает детей: «Что происходит с мусором в воде?» Какая стала вода? Могут ли в такой воде жить рыбы и другие животные водоема? А как вы думаете, ребята, смогут ли в такой воде жить водоросли?»

Королева берет фонарик и показывает, как пропускает свет грязная вода с мусором, и как проходит свет через чистую воду.

Королева: Чего же не хватает в такой грязной воде растениям?

Дети: Света.

Королева: А теперь подумайте, почему рыбка и вода пахли бензином?

Дети: Наверное в речку бросали не только мусор, но и мыли в ней машины.

Королева: Вы хотели бы искупаться в такой воде?

Дети: Нет.

Королева: А как вы думаете это происходит только у меня в королевстве?

Дети: Это происходит почти везде. Мы даже смотрели мультфильм, в котором Крокодил Гена спасает речку от загрязнения.

Королева: Верно. А что же нужно сделать, если мы заметим в воде мусор?

Дети: Нужно вытащить его из воды.

Королева: А знаете ребята, что не всегда так люди относились к окружающей природе. Люди всегда берегли лес, реки, озера – ведь они получали пропитание: охотились, ловили рыбу, но все это делалось без ущерба для природы.

Посмотрите на экран. Вам нравятся эти картины?

На слайде красивые места леса, луга, реки в разное время года.

Королева: Природа всегда вдохновляла писателей, художников, композиторов на создание стихов, рассказов, песен, картин. Но время шло, люди изобрели машины, построили заводы, корабли, которые стали перевозить различные грузы, необходимые людям для жизни. Но они стали относиться к окружающей природе не так заботливо: дым от заводов засоряет воздух, отходы заводов, фабрик, грязная территория в лесу после отдыха, разлитая нефть в море не очень беспокоят их, а между тем, все это вместе взятое грозит природе катастрофой. И вот я услышала сигнал бедствия.

Обращает внимание детей на экран.

Королева: Природа просит о помощи. От кого же она просит ее защитить?

Дети: От людей. От заводов. От машин. Он туристов и отдыхающих.

Королева: Да ребята, верно. Но сами по себе заводы и машины не очень страшны для природы, так же как и туристы, отдыхающие. Просто нужно всем соблюдать определенные правила поведения в природе.  Ведь все мы соблюдаем правила поведения в обществе. О почему? Да потому, что нужно всех уважать, любить. Вот и природу нужно уважать и любить.

Посмотрите на экран. Что обозначает этот знак? (слайд)

На экране значок «Не шуми в лесу». Почему же нельзя шуметь в лесу?

Дети: Мы можем испугать птиц, которые высиживают птенцов, они могут улететь, а птенцы погибнут.

Королева: Молодцы. Одно из правил мы вспомнили. А вот и листочек из моей книги нашелся.

На экране следующий знак «Не уноси из леса животных и птиц».

Королева: Почему нельзя делать этого?

Дети: Если мы унесем из леса животное, оно погибнет, ведь они не привыкли жить в квартире.

Королева: Опять верно.  Нашелся еще один листочек из моей книги.

На экране следующий знак «Не порти несъедобные грибы».

Королева: А вы знаете почему нельзя делать этого?

Дети: Нам не нужны несъедобные грибы. А мухоморами могут питаться животные.

Королева: Конечно, например лоси лечатся мухоморами, на других грибах могут жить личинки, червячки и жучки. Им ведь тоже нужно питаться и жить.

На экране следующий знак «Не разоряй муравейники».

Дети объясняют значение этого знака и находят листочек  с таким правилом в группе.

Королева складывает в свою папку.

Королева: Правил поведения людей в при роде не очень много и все они не очень сложные, а значит, мы сможем  легко их выполнять, посмотрите на экран.

 На экране появляются слайды с правилами: «Не рви цветы», «Не загрязняй берега водоемов», «Не рви водные растения», «Не топчи лесные полянки, передвигайся по тропинкам».

Дети вместе с Королевой объясняют эти правила и складывает листочки в свою книгу Правил.

Королева: Ну вот, ребята, почти все листочки собраны и почти все правила мы повторили. Осталось одно и самое важное. Подумайте, почему это правило самое важное?

На экране слайд «Не жги костры в лесу».

просит детей их запомнить.

показывает детям поддон с травой, сверху нее находится мусор (консервная банка, пакет из-под кефира, металлическая крышка, пластиковые стаканчики). Дети рассматривают траву под мусором. Королева задает вопросы:

- В чем отличие травы под мусором.

- Как вы думаете, почему под мусором трава чахла, желтая, низкая, чего ей не хватает?

Дети говорят, что под мусором траве не хватает света, воды во время дождя. Королева достает из-под поддона правило и иллюстрацию.

«Мусор на поляне траве расти мешает,

из-за него растениям света не хватает,

Люди, мусор не бросайте, жизнь растений уважайте!»

Королева. Ребята, как вы понимаете это правило?

Далее Королева предлагает рассмотреть детям полянку в ее королевстве. На модели поляны, сшитой из ткани, разбросан мусор природный, бумажный, пищевые отходы, пластиковые упаковки, металлические банки.

Королева спрашивает детей, что из этого мусора может послужить пищей для животных, что может сгнить в почве, а какой мусор не разрушается и не поедается живыми организмами. Чтобы ответить на эти вопросы, Королева предлагает детям посмотреть, что стало с разным мусором в почве. Показывает таз с землей, в котором находится различный мусор (пищевые отходы, природный мусор, пластик, резина, металл, и др). Кроме того, в почве находятся почвенные животные. Дети рассматривают почву, делают выводы о том, что поедается в почве живыми существами, а что нет. Какой мусор опасен для природы, так как он никем не перерабатывается.

Из-под таза с почвой Королева достает правило:

"Не обижайте червяка, его польза велика! Он мусор разный поедает, и природу очищает", - и просит запомнить его.

Королева. Ребята, как вы понимаете это правило?

Далее Королева предлагает очистить поляну от мусора, который никто не будет поедать и разрушать. Но перед тем, как начать работу, необходимо запомнить еще одно правило мусорного королевства;

"Мусор руками не следует брать, нужно перчатки всегда надевать! А если перчаток с собою нет, наденьте на руку целлофановый пакет".

Королева. Ребята, как вы понимаете это правило?

Королева раздает детям перчатки или пакеты. И предлагает детям поиграть в игру "Очистим поляну от мусора". Королева просит детей разбиться на команды (каждая команда получает мусорный мешок) и начать работу. После окончания работы, королева проверяет содержимое мусорных мешков. Выигрывает та команда, которая отобрала только не гниющий в почве мусор и набрала его больше.

Далее королева спрашивает:

- А что же делать с остальным мусором?"

Дети предлагают закопать его в почву.

Тогда королева просит детей свернуть модель поляны и сделать из нее комок, похожий на кучу земли. Когда дети начинают сворачивать полянку, под ней обнаруживают еще два правила-иллюстрации (приложение 4)

"Мусор на поверхности не оставляйте, все что может сгнить - вы в землю закопайте"

"Мусор не бросайте всюду просто так - есть всегда для мусора специальный бак!"

Королева. Ребята, как вы понимаете это правило?

Королева просит запомнить эти правила и забрать с поляны все, что не сгниет в земле. Напоминает, что всегда нужно забирать из природы с собой такой мусор и выбрасывать его в мусорный бак возле дома.

После этого королева спрашивает: "Ребята, вы запомнили, какой мусор не навредит природе, Что можно закопать в землю, а что необходимо увести с собой в город, так как это мусор долго будет загрязнять природу? Я хочу проверить ваши знания".

Королева предлагает поиграть в игру "Какой мусор опасен для природы". Объясняет правила: "Я буду называть разные предметы, и если они не опасны для природы вы хлопает в ладоши. А если в природе эти предметы никто не будет поедать - мусор опасен, поэтому вы топает ногами". После игры королева говорит о том, что весь опасный мусор дети собрали в мешки.

"Конечно, хорошо, если мы приехали отдыхать на машине, тогда мешки с мусором можно положить в багажник. А если люди пришли в лес пешком и дальше пойдут в поход, придется им таскать мусор с собой. Не лучше ли прежде, чем идти на природу, подумать, и взять с собой только те вещи и продукты, которые не будут загрязнять природу. Давайте, ребята, подойдем к столу и подумаем, какие вещи из тех, что лежат на столе, мы положим в рюкзак и возьмем с собой, а какие оставим дома". Дети выбирают продукты в упаковках, не наносящих вред природе (картон, бумага), либо не имеющие упаковки. Например, сыр в картонной упаковке, а не в пластиковой. Свежее яблоко, а не фруктовый компот в банке и тому подобное.

Под скатертью стола с продуктами королева находит следующее правило:

"Если собрался идти ты в поход, нужно продумать все наперед. Что оставить дома, а что с собою взять, чтоб потом природу меньше загрязнять!"

Королева. Ребята, как вы понимаете это правило? Королева просит запомнить это правило и кладет его в папку.

Далее королева говорит о том, что с мусором люди встречаются не только в природе. Каждый день дома у всех образуется "гора мусора". Порой этот мусор занимает очень много места. Пустые коробки, упаковки имеют большой объем. Как же сделать так, чтобы мусор занимал меньше места? Что можно сделать с ним? Дети предлагают свои варианты. Королева свои варианты.

Проводится игра "Уменьшим объем мусора".

Детям выдаются большие пакеты с мусором. Они должны уменьшить его объем, сложив упаковки особым образом, либо разорвав их на кусочки и измельчив.

Перед началом игры, из пакета с мусором королева достает правило и просит детей его запомнить;

"Мусор целым не бросайте. Его объемы уменьшайте, если можно, измельчайте!"

Королева. Ребята, как вы понимаете это правило?

Дети уменьшают объем мусора. Побеждает та команда, у которой объем мусора окажется меньше.

После окончания игры королева Природы благодарит детей за помощь и дарит им подарки, изготовленные из обрезков бумаги, либо из другого мусора. "Свод золотых правил королевства Природы". Прощается и просит детей всегда эти правила соблюдать. А также познакомить с ними своих друзей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Рыбка просит о помощи"

Уточнить представления о целостности природного сообщества и о человеке, как части природы; формировать понимание, что неразумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения ка...

Конспект образовательной деятельности для русскоязычных детей татарской группы- «Көлгенә ярдәм сорый» “Золушка просит о помощи”

Конспект образовательной деятельности для русскоязычных детей татарской группы старшего дошкольного возраста «Көлгенә ярдәм сорый» - “Золушка просит о помощи”. Од предусматривает использован...

Конспект по экологии "Рыбка просит о помощи"

Конспект ОД по экологии на тему "Рыбка просит о помощи" с использованием ИКТ  по Образовательной области "Познание" с детьми 6-7 лет...

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей средней группы «Лесовичок просит о помощи».

Закрепить знания детей среднего возраста о сезонных изменениях в природе, поведении  диких животных и птиц поздней осенью;Активизация речевого словаря, творческого потенциала детей;Развитие психи...