Экологическая игра "Путешествие в гости к Старичку - Лесовичку"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Чернега Наталья Николаевна

Экологическая квест-игра для старшего дошкольного возраста "Путешествие в гости к Старичку - Лесовичку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eko-igra.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Жирновский детский сад «Росинка» 

Сценарий экологической квест - игры для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в гости к Старичку-Лесовичку»

Воспитатель

Чернега

 Наталья Николаевна

Март 2020 год

Цель:повышение экологической культуры детей, расширение представлений о рациональном взаимодействии человека с природой.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • закрепить знания воспитанников о том, что растёт, и кто живёт в лесу, показать взаимосвязь между растительным и животным миром, закрепить знания их значимости в жизни леса;
  • закрепить знания воспитанников о диких животных: местах их обитания, повадках.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • формировать навыки игровой деятельности;
  • развивать поэтический слух, фантазию, творческие способности.

Образовательная   область «Речевое развитие»:

  • продолжать учить воспитанников отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;
  • правильно строить предложение, употреблять в предложении предлоги.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • учить правильно, оценивать свои поступки и поступки окружающих. 
  • развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • побуждать детей к двигательной деятельности.

Методы и приемы:

Словесный метод: рассказ; беседа; художественное слово.

Практический метод: планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов.

Игровой метод: загадывание загадок; организация игровой ситуации; выполнение детьми игровых действий.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций экологического содержания, просмотр документальных фильмов экологической направленности, беседы с детьми.

Материалы, оборудование: конверт с письмом, плакат – карта с изображением цветика – семицветика, мусорные пакеты, конверт с загадками, макеты деревьев, листья деревьев двух видов (березы и рябины) ,  лепестки цветика - семицветика, волшебная палочка, медали, стрелки.

Ход игры:

 Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Когда я сегодня пришла на работу, то у дверей детского сада меня встретил почтальон, и он передал мне  вот этот конверт. Это письмо, и адресовано оно всем вам. Давайте я вам его прочитаю: 

«Здравствуйте дорогие детишки! Случилась беда в моём лесу. Леший  наложил заклятие, и поселилась в нём «мёртвая тишина»: птицы не поют, зверей не видно, даже ветер не залетает в мой лес, не шумит в ветвях деревьев, насекомые и те разбежались. Что делать, ума не приложу, знаю одно, что заклятие могут снять только дети. Помогите моему лесу, очень вас прошу!»

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете от кого это письмо? (от Старичка-Лесовичка)

 - Поможем ему справиться с этой бедой? (да)

 Воспитатель:  Ребята, а вы любите путешествовать? (да)

 - Тогда давайте сейчас все вместе отправимся в путешествие по лесу, но для этого вам надо пройти все испытания от Лешего и расколдовать лес!

 -  На каждом этапе вы будете получать задание, а выполнив его, получите заколдованные буквы.

 - И помните, лес расколдуется только тогда, когда мы соберем все заколдованные буквы и правильно составите из них одно волшебное слово!

 - Вы готовы? (да)

 -  Тогда, мы отправляемся в путешествие. Наше путешествие будет интересным и очень веселым. А сейчас посмотрите, у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза,  я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…

В Лесное царство попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг,

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, еще хлопок –

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит – волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза!

Воспитатель:  Вот и пришли мы с вами в лес.

Здравствуй лес, красивый лес!

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою,

Ночью темной грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же знаешь, мы свои!

Воспитатель:  А где же Старичок - Лесовичок?

 - Давайте позовём его!

Дети зовут… Старичок-Лесовичок (в ответ голос):

 Старичок – Лесовичок: Найдите все лепестки с буквами от цветика - семицветика,  и только тогда,  я смогу выйти из заколдованного леса, а найти его вы сможете, идя по стрелкам. До встречи!!!

Дети идут по стрелкам к дереву и находят плакат - карту с изображением цветика - семицветика.

Воспитатель: Ребята, а вот и карта, на которой изображён цветик  - семицветик. На каждом лепестке изображена цифра, как вы думаете, зачем? (Ответы детей).

Воспитатель:  Правильно, цифра, означает в какой, последовательности мы должны найти каждый лепесток и затем в этом же порядке разложить буквы, чтобы получилось слово, которое расколдует лес от чар Лешего.

 - Итак, какой нам нужно найти первый лепесток? (красный) 

- Почему? (цифра 1 — первое испытание).

 - А последний? (фиолетовый, цифра 7). 

- Ну что же, все лепестки мы должны найти, внимательно смотря по сторонам. Смотрите внимательно, где находится красный лепесток? (Дети находят его глазами на стволе дерева и идут туда).

 Первое задание: Игра «Отгадай мои загадки!»

 Воспитатель:  А вот и первый лепесток -  Красного цвета.  Вы должны выполнить первое задание:

 - Ребята, Вам нужно правильно отгадать загадки. Если все ответы будут верны, то Вы получите первую букву («П»).

Воспитатель берёт конверт и достаёт из него загадки:

1. Будто снежный шар бела,

Русская красавица

 Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

2. Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина) 

3. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

4. Побежали по дорожке

 Чьи-то маленькие ножки!

А на ножках, посмотри,

 - Груза больше раза в три!

И почти не вижу я

Под поклажей (Муравья)

5. Кто б подумать только мог,

Что взлетит живой цветок!

Из личинки лапочка!

Так ведь это (Бабочка)

Воспитатель:  Молодцы ребята, хорошо справились с первым заданием и получаете первый лепесток с первой буквой («П»).

Второе задание: Игра «Если я приду в лесок!»

 Воспитатель:  Ну что же отправляемся путешествовать по лесу дальше. Смотрим, куда ведёт нас лепесток? Он ведёт ко второму дереву, на нём оранжевый  лепесток и конверт с заданием.

Воспитатель:  Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».

- Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

1.  Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

2.  Если съем я пирожок

 И выброшу бумажку? (нет)

3.  Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

4.  Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

5. Если разведу костер,

 А тушить не буду? (нет)

 6.  Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

7.  Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Воспитатель: Молодцы, справились с испытанием! Получите лепесток со второй буквой (на обратной стороне Буква «Р»).

Третье задание: Игра «С какого дерева лист».

 Лепесток ведёт дальше к деревьям, дети находят следующий конверт с заданием и желтым  лепестком (на ватмане нарисованы стволы  деревьев без листьев (береза и рябина), детям, нужно найти с какого дерева листья и приклеить листья на соответствующие деревья) после выполнения задания ребята получают желтый лепесток с буквой («И»).

Четвертый лепесток приводит детей к полянке. Игра «Поможем полянке».

 Воспитатель:  Ребята, что же случилось с нашей поляной? (на поляне мусор, банки, бумажки). Посмотрите, на этой поляне побывали дети - неряхи. Они не умели вести себя в лесу, вон, сколько мусора оставили на траве. Очень огорчился Старичок-Лесовичок после таких гостей.

А как можно помочь Старичку-Лесовичку? (нужно убрать весь мусор на поляне).

Правильно, давайте уберём мусор на поляне. Старичка-Лесовичка это очень обрадует. (Дети убирают мусор в мусорные пакеты).

 Воспитатель: Вот, теперь наша поляна как зелёная скатерть, раскинулась перед нами. За это вам, дети, Старичок-Лесовичок подкинул зелёный лепесток со следующей буквой («Р»).

Пятое задание: Игра «Очень быстро ответь на вопросы!!!» 

Воспитатель:  Смотрите, дети, нас ждет Голубой  лепесток с заданиями. Вам нужно очень быстро не задумываясь ответить на вопросы.

-  Кто на себе дом носит? (Улитка)

- Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

-  У какого зверя куст на голове? (Лось)

-  Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

- Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

-  Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)

-  Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

-  Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

-  Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)

-  Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)

-  Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло)

Воспитатель:  Молодцы, ребята, снова правильно справились с заданием и забираете голубой  лепесток со следующей буквой (с обратной стороны буква «О»).

Воспитатель:  Куда же мы идем дальше? А сейчас нам подскажут волшебные стрелки, где находится синий лепесток.

Шестое задание: Игра «Назови одним словом».

1. Волк, лиса, медведь, заяц – это (звери)

2. Малина, земляника, голубика – это (ягоды)

3. Ель, сосна, береза, дуб, осина – это (деревья)

4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка – это (птицы)

5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые).

Воспитатель: Вот мы выполнили шестое задание, и нашли синий лепесток с буквой «Д».

 Седьмое задание: Подвижная игра  «У медведя во бору».

 Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг - берлога медведя, второй круг - дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

 Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

 И на нас рычит.

 Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать, до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»), после игры дети получают последнюю букву на фиолетовом  лепестке («А»)

Сбор Цветика-Семицветика и выкладывание слова «ПРИРОДА».

Воспитатель:  Ребята, мы получили все лепестки цветика - семицветика с буквами, сейчас нам нужно собрать правильно слово, чтобы заклятие потеряло свою силу, лес ожил и к нам вышел Старичок - Лесовичок.

 Дети собирают слово «ПРИРОДА».

Выходит из леса Старичок – Лесовичок,  благодарит детей за помощь в снятии заклятия и оживлении леса, награждает детей медалями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический праздник в старшей группе "В гости к Старичку -Лесовичку"

Закрепление  экологических  знаний  в игровой форме....

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "В гостях у старичка - Лесовичка"

Тема: «В гостях у старичка - Лесовичка» (с использованием мнемотехники).Программное содержание: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о разнообразном значении леса в жизни человека,...

Сценарий экологической викторины «В гостях у Старичка-Лесовичка» для детей разновозрастных групп

Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях .Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса.Развивать память, сообразительность, находчивость, логическое...

Занятие по познавательному развитию для детей старшей группы Экологическая квест-игра «В гости к Старичку-Лесовичку»

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.Задачи:...

Сценарий экологической квест-игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в гости к Старичку-Лесовичку»

Цель: воспитание чувство любви к природе, уважение ко всему живому, формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим  миром....

Сценарий экологической квест- игры для детей старшей группе "Путешествие в гости к Старичку- Лесовичку"

Цель: воспитание чувство любви к природе, уважение ко всему живому, формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром. Задачи: Образовательные: - обобщать и закрепля...