Конспект занятия в подготовительной группе по экологическому воспитанию.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тема: " Путешествие к первоцветам".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_k_pervotsvetam.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие к первоцветам»

ЦЕЛЬ: Расширять и углублять знания детей о первоцветах и проблемах охраны природы;

Развивать у детей потребности принимать личное участие в охране окружающей среды;

Научить определять первоцветы по их описанию;

Воспитывать экологически культурную личность, способную любить родную природу, охранять и беречь её;

Привлечь внимание детей к бережному и правильному отношению к родной природе.

Материал и оборудование: Ребус «Первоцветы»;

Изображение корневища или луковицы как пример запасающего органа;

Фото цветов – первоцветов (медуницы, калужницы, ветреницы, ландышей, мать-и-мачехи, незабудки, фиалки, подснежника);

Грамзапись Чайковского «Вальс цветов».

Чайнворд «Не рви большие букеты!»;

Плакаты с правилами охраны первоцветов: «Не надо рвать большие букеты!», «Не губи места произрастания первоцветов!», «Не вырывай цветы с корнем!», «Посади в саду первоцветы и ухаживай за ними!», «Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов!»;

Красная книга России и Брянской области.

Методические приёмы:

Загадки, художественное слово, вопросы, поощрение, словесная игра.

Предварительная работа:

1. Проведение бесед на тему «Охраняемые растения».

2. Рассматривание фотоальбома, картин.

3. Заучивание стихов.

4. Чтение художественной литературы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, беленький цветок!

Здравствуйте,детишки: девчонки и мальчишки.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Желаю вам успешных ответов, и высказываний своих мыслей.

А теперь давайте послушаем загадку и постараемся её отгадать!

Я раскрываю почки

В зелёные листочки

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла… (Весна).

2. Сообщение темы занятия.

(Разгадывание ребуса).

- Ребята, а что бы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, я предлагаю разгадать ребус.

Посмотрите на экран.

Ответ детей.

Правильно! Тема нашего занятия «Путешествие к первоцветам».

Скажите, ребята, какие изменения происходят весной? Почему?

Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? (Первоцветы).

- Ребята, как вы думаете, что такое первоцветы?

Первоцветы – это первые цветы, которые появляются после долгой и холодной зимы, когда ещё не везде растаял снег. Первоцветы прорастают быстро, цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут, накапливают силы на будущую весну.

- Ребята, давайте рассмотрим схему жизнь подснежника.

- Что мы видим на рисунке?

- Человеку для жизни нужна пища, и растениям для роста и цветения тоже нужна пища. В течении всего лета их листья образуют питательные вещества. У тех растений, которые расцветают ранней весной, они накапливают про запас под землёй – в корневищах, клубнях и луковицах.

Ответы детей.

- Молодцы! А теперь давайте послушаем сказку «Как появились цветы на земле». (Запись на плёнку).

Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба-Яга ступала.

- Сейчас послушаем стихотворения о некоторых первоцветах.

Подснежник.

Самый первый, самый тонкий,

Есть цветок с названием непростым.

Как привет капели звонкий,

Называется подснежник.

(Слайд).

С давних пор его называют подснежником, так как он пробился из - под снега.

Но не всем известно, что этот милый и хрупкий цветок находится на грани исчезновения. И в этом виноваты мы – люди.

Одни за то что, срывают эту весеннюю красоту и продают её, а другие за то, что покупают.

Пролесок.

Динь – дон! Динь – дон!

Это что за нежный звон?

Это пролесок – подснежник

Улыбается сквозь сон.

(Слайд).

Мать- и- мачеха.

Мать – и – мачехи цветы

Словно солнца огоньки.

На пригорочке растут

Прямо из- под снега цветы!

- Растёт мать – и – мачеха на открытых местах, это первое растение, которое кормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком, у этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветания- листья.

Одна сторона листа мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, другая гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

Мать – и – мачеху используют в лечебных целях.

Фиалка.

Росинка упала на нежный цветок,

В ней солнце сияет румяный восток.

Лесная фиалка от весны – подружки.

На ковре зелёном скромные цветы.

(Слайд)

Ландыш.

Ландыш вырос на опушке,

Белый колокольчик нежной красоты.

Ландыши цветут, когда весна постепенно переходит в лето.

В Германии и во Франции раньше отмечали праздник ландышей. Но сейчас этот праздник, пожалуй, не стоит устраивать, слишком мало осталось на земле ландышей.

Было бы несправедливо сорвать и загубить такие красивые цветы только ради праздника. Пусть растут!

Осторожно: После отцветания образуется оранжево – красные ягоды. Они ядовиты.

- Почему рядом с изображением ландыша рисуют красный кружок?

(охраняемое, лекарственное растение, ядовитое).

Вороний глаз.

Очень зло глядит на Вас

Из травы «Вороний глаз».

Посмотрите даже вид

Этих ягод ядовит.

(Слайд).

- Растёт в лесах на стебле – один цветок, после его отцветания образуется чёрная ягода – плод, напоминающая вороний глаз. Всё растение и особенно плод ядовито!

Тюльпан.

Гордый вид и строгий стан

Этот солнечный тюльпан

Он на клумбе поселился

И весною распустился.

(Слайд).

Презентация: «Растения первоцветы».

Физ. минутка

«Цветок».

Цветок растёт

(ребёнок встаёт на цыпочки)

Цветок подставил листья к солнцу

(ребёнок разводит руки в стороны)

Цветок качается на ветру

(ребёнок выполняет наклоны в стороны)

Цветок клонится к земле

(ребёнок выполняет наклоны вперёд)

Цветок растёт

(Ребёнок улыбается).

- Вам очень повезло, что вы каждую весну можете любоваться ими. Но с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Их стало так мало, что все эти цветы занесены в красную книгу России.

- Ребята, а что это за красная книга, почему она красная? (ответ детей)

- В этой книге записывают все растения, которым грозит опасность исчезновения.Красный цвет обозначает: Внимание, опасность!

Почему же первоцветам грозит опасность исчезновения? (ответ детей)

Если ты сорвёшь цветок

Если все: Ия, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и цветы

И не будет красоты.

В красной книге записано «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат словно наказ людям.

«Дай вырасти, и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Показываю красную книгу России и Брянской области.

- Ребята, можно ли рвать цветы?

- Нет.

- Почему нельзя рвать цветы?

- Выросший на лугу цветок - «У себя дома». Не рви в лесу, на лугу цветов.

Пусть красивые растения остаются в природе!

ПОМНИТЕ: что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

- Ребята, посмотрите на экран и отгадайте следующую загадку. В этом чайнворде зашифровано одно из самых главных правил по охране первоцветов (открывается чайнворд на экране).

Дети должны прочесть фразу: «Не рви большие букеты».

Затем рассматриваем правила охраны первоцветов.

Не рвите цветы, не рвите –

Пусть будет нарядной земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабудковые

И ромашковые поля.

Практическая работа.

Одно из правил охраны первоцветов гласит: «Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов».

- А что бы это правило работало, мы с вами сделаем поделку и прикрепим надпись со словами «Берегите первоцветы».

Мы сделаем с вами весенний цветок.

Какой, вы узнаете, отав загадку.

Смотрит солнышко росток

Не травинка, не листок

Появляется самый первый

Жёлтый маленький цветок.

(мать – и – мачеха)

(Слайд)

(Звучит музыка Чайковского «Вальс Цветов»)

Игра «Про цветы».

- Ребята, если. Вы, услышите название растения – первоцвета, то приседайте, а если название другого растения, то подпрыгивайте на месте.

Название растений:

Ноготки, колокольчик, незабудка, калужница, мак, василёк, гвоздика, медуница. Ромашка, астра, ветреница, нарцисс, георгин, гладиолус, гиацинт. Мать – и – мачеха. Роза, примула, ландыш, тюльпан, вороний глаз, подснежник.

Вопросы для закрепления:

- Растение, которое имеет цветки разной окраски? (медуница).

- Это растение ядовито, его используют для лечения больных суставов.

(Ветреница).

- Листья этого растения используют для лечения простудных заболеваний. (Мать – и – мачеха).

- Растения. Которые первыми расцветают весной? (первоцветы).

- Этот первоцвет растёт по сырым, влажным местам. (Калужница).

- Дети, о чём мы сегодня разговаривали, что нового узнали?

- Вот и завершилось наше занятие. На память об этом занятии я хочу подарить вам закладки для книг с изображением цветов. Пусть они вас порадуют, когда вы открываете книгу, на этой странице.

Всем спасибо за работу. Вы сегодня молодцы! Благодарю вас, ребята, за хорошую работу. Желаю успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по Методике развития экологического воспитания на тему: «Будь другом природе» (подготовительная группа)

Программное содержание: Расширить, пополнить и уточнить знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на осно...

Конспект открытого занятия ОО «Познавательное развитие» (экологическое воспитание) Тема:«Зимующие птицы»

Программное содержание: закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитывать чувство любви ко всему ж...

Открытое занятие Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию в первой младшей группе « Аистенок» “Зимушка - зима"

Как обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде. Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, приобщать к словесному ...

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»...

Конспект занятия по методике развития экологического воспитания на тему: «Будь другом природе» (старшая группа)

Программное содержание: Расширить, пополнить и уточнить знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на осно...

Конспект занятия "Обитатели водоемов", по экологическому воспитанию в старшей группе

Цель: Сформировать представление о животных водоема. Задачи: Знакомство с обитателями водоема. Обобщение представлений о жизни животных в водоеме. Освоение действия использования и построения моделе...

Конспект занятия по реализации модуля экологическое воспитание "Волшебный мир дерева и металла".

В данной методической разработке представлен конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....