Материал для педсовета:"Игра дошкольника и его социально-коммуникативное развитие."
консультация

Одинцова Наталья Михайловна

О том,как развивается коммуникативнвя компетентность в сюжетно-ролевой игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Игра дошкольника и его социально-коммуникативное развитие.

Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в детском возрасте.. Недаром в Федеральных Государственных Образовательных стандартах дошкольного образования эта образовательная область прописана первой. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Все мы знаем, что игра дошкольника главный вид деятельности, поэтому социализация ребёнка в обществе, умение вести себя в нём, умение общаться, выполнять все общепринятые социальные нормы, достойно выходить из конфликтных ситуаций, умение отстаивать своё мнение в разногласиях и т. д. невозможна без игры. Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка.

 Мы все в жизни играем множество ролей. Мы мамы, соседки, сёстры, жёны, покупатели, пешеходы, водители, зрители, и т. д. Ребёнок «примеряет» на себя эти роли в игре. Однако игра игре рознь, и то, что интересно малышу может совершенно не заинтересовать ребенка 4–5 лет. Поэтому игровая деятельность должна не только соответствовать возрасту ребенка, но и давать ему ощущение управления происходящими событиями. В этом случае он не только постигнет смысл и всю важность человеческих отношений, но и осознает свое место в них. А это уже сформирует необходимые навыки и опыт общения, который ему пригодиться и на данном этапе, и в будущем.

В детском саду начинается пора активного социального взросления. Ребёнок не только наблюдает за внешними проявлениями и действиями окружающих взрослых, но и, что чрезвычайно важно, пытается проникнуть в смыслы их отношений, понять причины поступков, мотивы поведения. В увлекательной игре, в которой дети учились выполнять правила и быть пешеходами, пассажирами, водителями. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, ребенок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания.

В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой формируются новые качества поведения ребенка, и, что самое главное, развивается и обогащается его социально-коммуникативный опыт. Происходит формирование нового опыта взаимодействия детей со сверстниками, которое требует от воспитателя, во-первых, умения создавать в совместных играх специальные условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру, таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, высокое самолюбие и прочие.

 Во-вторых, должны быть специально поставлены перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения.

 Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения. Содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.

В группах  оформлены традиционные сюжетно- ролевые игры, в которых ребёнок может общаться как врач, пациент, покупатель, продавец, пассажир, водитель, парикмахер, мама, дедушка и т. д. Без этого никуда. Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них. Но в детских садах создаются современные игры, заставляющие ребёнка думать, отстаивать своё мнение, спорить, доказывать.  

На основе сказки для самых маленьких «Колобок» ,можно предложить детям проиграть несколько моделей поведения. Вот укатился он от бабушки с дедушкой, а петь не может, ну может быть, горлышко болит, или песенку забыл. Вот он должен уговорить встречающихся ему зверушек не есть его. Здесь дети учатся общению. Заметьте, ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует, включаясь в коммуникативно-игровой процесс.

Организация социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста предполагает их межличностные отношения, складывающиеся под воздействием социальных норм, эталонов, ценностей принятых в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педсовету "Использование лего-технологий в социально-коммуникативном развитии"

Использование Лего техноогий в образовательной области "Социализация"...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Формирование морфологической стороны речи у старших дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития

Форимрование морфологической стороны речи у старших дошкольников в процессе социально - коммуникативного развития...

«Игровая деятельность дошкольников (образовательная область «социально – коммуникативное развитие») в условиях ФГОС ДО.

laquo;Игровая деятельность дошкольников  (образовательная область «социально – коммуникативное развитие») в условиях ФГОС ДО.Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - ...

Опыт использования эффективных форм организации образовательной деятельности дошкольников. Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие" "Безопасность дорожного движения"

В материале описывается опыт работы по созданию в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений...

Коммуникативные игры для дошкольников с проблемами социально-коммуникативного развития

Дошкольники могут проявлять упрямство, неуравновешенность, агрессивность по отношению к сверстникам, другие, наоборот, склонны к неуверенности в себе, излишней застенчивости, подвержены различным стра...

Моя педагогическая находка: «Игры-ходилки как средство социально-коммуникативного развития дошкольников»

Применение игр ходилок позволит детям проявлять самостоятельность и инициативу, творчество. В тесном контакте с семьями воспитанников поможет организовать семейный досуг. Дети будут овладевать умением...