Конспект НОД "Как появились русские народные музыкальные инструменты"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Кузнецова Елена Анатольевна

В форме увлекательного виртуального путешествия в лес дети знакомятся с историй возникновения русских народных инструментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx17.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Как появились русские народные музыкальные инструменты».

Цель. Создать условия для знакомства с историей возникновения русских народных музыкальных инструментов.

Задачи:

  • формировать музыкальную культуру на основе знакомства с русскими народными музыкальными инструментами;
  • активизировать мышление и воображение;
  • способствовать развитию мелкой моторики и чувства ритма;
  • продолжать формировать навыки выразительного движения посредствам изменения силы мышечного напряжения;
  • воспитывать любовь и уважение к русской народной культуре.

Приветствие.

(Во время приветствия дети ритмично хлопают, топают, щёлкают, стучат и т.д.)

Здравствуйте ручки! Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ, топ!

Здравствуйте щёчки! Плюх, плюх, плюх, плюх! (слегка похлопывают себя по щекам)

Толстенькие щёчки! Плюх, плюх, плюх, плюх! (похлопывание по надутым щекам)

Здравствуйте зубки! Щёлк, щёлк, щёлк, щёлк! (стучат зубами)

Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок, чмок! (имитируют поцелуй направо и налево)

Здравствуй, мой носик! Пим, пим, пим, пим! (слегка надавливают на нос пальцем)

Здравствуйте гости! Здравствуйте всем!» (машут поднятой вверх рукой)

Дети садятся.

- Послушайте музыку.

(слушание)

- Как называется это музыкальное произведение?

- Кто его исполняет? (оркестр русских народных инструментов)

- Какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете? (дети называют, читают стихи о них, в это время демонстрируется слайд)

-Ребята, а вы хотите услышать звучание этих инструментов? (Да)

Игра «Угадай, что звучит!»

-Наверное, каждый из нас когда-нибудь мечтал научиться играть на музыкальном инструменте. Вы мечтали об этом, ребята? (ответы детей)

-А как вы думаете, что для этого необходимо? (иметь музыкальный слух, уметь слышать музыку, иметь чувство ритма)

-Вы правильно заметили ребята! Нужно обладать всеми этими качествами!А есть ли у вас чувство ритма, музыкальный слух, умеете ли вы слушать музыку, мы сейчас проверим! Я предлагаю для начала взять в руки деревянные ложки и бубны и украсить их звучанием мелодию.(дети играют на музыкальных инструментах, по заданным ритмическим схемам)

- Ребята, мне очень понравилось ваше выступление.

- Ой, посмотрите, а что же среди всех инструментов делают эти 2 камня? Как вы думаете? (на камнях тоже можно играть)

- Да, ребята, так оно и было!

- Послушайте одну очень интересную историю!

- Давным-давно у людей не было ничего! Их окружала только прекрасная, нетронутая рукой человека, чистая природа.

(Звучит русская народная хороводная песня)

Вы слышите музыку? Это русская хороводная песня. Под неё девушки водили хороводы, показывали в танце свою красоту. Какой характер у этой песни? (Ответы детей)

Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Куда же ведёт нас песня? Давайте пойдём на её зов. (Музыкальный руководитель заводит с детьми хоровод. Дети двигаются по кругу, змейкой, по диагонали, подходят к стульям, садятся на свои места. На экране появляется слайд с изображением леса. Звучат птичьи трели).

- Ребята, мы оказались в лесу. А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы.

-Посмотрите, на акации висят сухие плоды (слайд с изображением), они качаются на ветру, шуршат семенами (звук). Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент. Как вы думаете, какой? (Ответы детей) (На экране появляется слайд с изображением русской погремушки) Погремушка – шумовой инструмент. Как вы думаете почему? (Ответы детей)

- Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга (слайд с изображением ветвей и звук). Услышал кто-то этот треск и смастерил музыкальный инструмент, в котором дощечки так же трутся и ударяются друг о друга. Какой? (Ответы детей) (Слайд с изображением русской трещотки). Трещотка тоже шумовой инструмент.

- А вот дятел стучит по сосне (слайд с изображением дятла и звук). Какой инструмент может передать такой стук? (Ответы детей) (Слайд с изображением деревянных ложек). Почему ложки относятся к ударным инструментам? (Ответы детей)

- На поляну вышел охотник с луком в руках. (Слайд с изображением) Натянул он тетиву, отпустил. И тетива запела, зазвенела. (Звук) «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. Какие инструменты могли у него получиться? (Ответы детей) (Слайд с изображением русской балалайки и гуслей). Это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей)

- Мы вышли на берег реки (слайд). Слышите, ветер гудит в надломленных полых стеблях камыша (Звук). Если срезать этот стебелёк и подуть в него, какой получится музыкальный инструмент? (Ответы детей) (Появляется слайд с изображением свирели и рожка) Как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам? (Ответы детей)

- Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.

Давайте подойдем к реке. В воду можно смотреться как в зеркало.

Мимическая игра «Наоборот». Давай        те поиграем в игру.

Если я буду улыбаться, вы – вытяните губы в трубочку.

Если я буду хмуриться, вы будете поднимать брови.

Если я буду надувать щеки, вы – втягивать.

-Хорошо в лесу! Приятно слышать музыку леса и пение птиц! А давайте тоже споем русскую народную песню! Только сначала разбудим наши голоса!

Но сначала «разбудим» наши голоса. Нарисуем волшебными «звуковыми красками» небо.

(дети тянут высокий звук, землю (тянут низкий звук, поросший цветами холм (восходящее и нисходящее движение голоса). В небе светит солнышко («рисуют» голосом круг) и идёт грибной дождик (отрывистые звуки разной высоты). Подул ветерок и поднял на реке волны («качают» звук). Молодцы, какую замечательную картину нарисовали ваши голоса!

- Ой ребята, смотрите, лисичка по лесу ходит!

(попевка про лису)

- А вон и заинька поскакал от лисы!

(попевка про зайку)

- А вот и символ нашей Родины – белоствольная красавица березка сколько стихов и песен сложено о ней! Давайте полюбуемся ею и послушаем песню о ней!

(слушание песни «Во поле береза стояла»)

- Какая песня по характеру? (нежная, напевная, плавная)

- Что под эту песню делают? (водят хоровод)

- Посмотрите сколько на полянке цветов – видимо – невидимо и большие и маленькие! А цветочки – то не простые, а музыкальные! Давайте споем о них песенку и выложим из них ритмический рисунок!

 (игра «Василек»)  

«Василек, василек, мой любимый цветок» - поют.

Выкладывают ритмический рисунок попевки с помощью больших и маленьких цветов – васильков.

Прислушайтесь! (Звучит русская плясовая) Это русская народная плясовая музыка. Ноги так и просятся в пляс! Выходите, детвора. Передайте своим танцем всю яркость, весь огонь русской плясовой. (Дети импровизируют танец, садятся на стулья.)

Посмотрите, на лесной полянке муравьи играют на наших народных инструментах! (Дети смотрят отрывок из мультфильма «Русские потешки»)

- Какие инструменты вы узнаёте? (Ответы детей)

Как звонко, как весело «поют» русские народные инструменты! (Слайд с изображением русских народных инструментов) Звучание гуслей, рожка, деревянных ложек – это музыка русской души. С этими инструментами мы обязательно встретимся на следующих занятиях. А сейчас нам пора прощаться. До новых встреч, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....

"Приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"

Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Наиболее древние игрушки относятся к I-II векам. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, погремушек и трещот...

Презентация и конспект проведения досуга на тему "Русские народные музыкальные инструменты" в группе младшего возраста

Конспект и презентация по теме "Русские народные музыкальные инструменты" для младшего дошкольного возраста. Включает методы: наглядный, словесный, практический, игровой....

Конспект комплексного занятия на тему: «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

В процессе занятия  дети знакомятся с историей русских народных инструментов, учатся отличать их звучание в исполнении разных народных инструментов. Дошкольники приобщаются к народной музыке, уча...

Конспект музыкального занятия на тему: «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Занятие  для старших дошкольников. Дети знакомятся с видами и звучанием русских народных инструментов, их историей происхождения....

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...