Конспект ООД по познавательному развитию для детей средней группы. Тема «История происхождения ложки»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель:

Прививать интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

Познание:

обогатить представление об истории и разнообразии ложек

Коммуникация:

Формировать у детей умение правильно вести диалог, чётко строить представление.

Художественное творчество:

Упражнять детей в рисовании растительного узора, его элементов: травка, ягодка, веточка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lozhka.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному  развитию

для детей средней группы.

Тема «История происхождения ложки»

Цель:

Прививать интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

Познание:

обогатить представление об истории и разнообразии ложек

Коммуникация:

Формировать у детей умение правильно вести диалог, чётко строить представление.

Художественное творчество:

Упражнять детей в рисовании растительного узора, его элементов: травка, ягодка, веточка.

Тип занятия: обобщающий.

Мотивация: проблемно- игровая.

Наглядные: мультимедийная презентация слайдов, показ ложек,

Практическuе: экспериментирование, погружение в воображаемую ситуацию, игра на музыкальных инструментах.

Оборудование и основные источники информации:

предметы: палочки по количеству детей коллекция ложек из разных материалов; презентации для детей: «История ложечки»«Ложки»; музыкальные записи.

Предварительная работа:

  • Знакомство с хохломской росписью.
  • Подготовка основы ложки.
  • Чтение стихотворения.
  • Рассматривание посуды с хохломской росписью.

Дид. игра «Магазин посуды»,  «Найди по описанию»

                                                      Ход занятия:

Воспитатель:

Поиграть пришла пора

Развеселая детвора

Пусть наш смех звучит вокруг

Становитесь дружно в круг!

Дети становятся в круг (звучит музыка)

Воспитатель: Ребята, а что за музыка звучит? Какая она?

Дети: Весёлая, русская народная.

Воспитатель: А как можно танцевать под эту музыку?

Дети: Хоровод.

Воспитатель: Давайте все вместе поводим хоровод.

Дети: Давайте.

(деление детей на две команды)

Воспитатель берёт вазочку с вареньем.

Воспитатель: Я приготовила ароматное, вкусное варенье и хотела бы вас угостить. Угощайтесь, ну, что же вы?

- Дети: А как?

Воспитатель: Чем можно попробовать?

- Дети: Ложкой.

Воспитатель: Ребята давайте вспомним стих про ложку.

Ложка – труженик простой,

Кран подъемный городской.

Набирай скорей на ложку Кашу,

Суп или картошку.

Поднимай скорее грузы,

Отправляй их прямо в пузо.

Доедай все сам до крошки,

Чтоб быстрей бежали ножки,

Чтоб росли скорей ребятки

Словно овощи на грядке. (И. Храмова)

Воспитатель: Оказывается, ложка - очень важный предмет и без него невозможно обойтись. За завтраком или обедом вы берёте в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была.

Хотите посмотреть и послушать интересную историю про ложечку.

- Дети. Да.

Воспитатель:

Ребята, а теперь давайте присядем на стульчики и внимательно послушаем.

                          Презентация «История ложечки»

Вопросы к детям по презентации:

- Что делают люди на картине? (слайд 2)

- Чем они пользуются за столом?

- Как вы думаете, когда появились первые ложки?

- Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? (слайд 3)

Рассказ воспитателя

— Когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах. Что такое суп, борщ, щи, они еще не знали. В основном ели жареное мясо, растения и ягоды, которые находили в лесу и ели руками. И вот однажды один человек взял в руки очень горячее мясо. Оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и мясо упало на острую палочку. Человек поднял мясо и увидел, что в нем торчит палочка. Мясо опять обожгло ему руки, и он схватился за палочку. Тут человек понял, что с палочкой есть удобнее. И пальцы не жжет. С тех пор люди стали пользоваться палочками. Время шло. Люди уже жили в удобных деревянных домах, сидели на лавках, научились варить суп. Но палочкой суп не поешь. Однажды человек мешал палочкой еду, а она была широкая, и на ней было углубление, в котором еда и осталась.

Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (слайд 3), добывать и сохранять огонь.

 Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы (слайд 4), которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными.

В них можно было хранить и варить еду (слайд 5), а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку.

Чем можно было горячую пищу?

Дети: глиняными дощечками.

Так появилась посуда, и самая первая ложка.

Как вы думаете, какая ложка появилась первая?

Дети: глиняная.

Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров (слайд 6).

Посмотрите, из каких материалов сделаны ложки?

Дети: керамики, железа, дерева.

В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония

(слайд 7, или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии)

Чем едят в некоторых странах?

Дети: руками и палочками.

Посмотрите, какими разными могут быть ложки  (слайд 8).

Из металлов: серебра, алюминия, из пластмассы, из дерева (простые и расписные)

Ложечки разного размера и разной формы предназначены для разных блюд (слайд 9).

Например, для первых блюд, горячего супа, каши – столовые ложки.

Для десерта – десертные (слайд 10),

для чая – чайные (слайд 11),

для острых специй – очень маленькие (слайд 12).

- Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки?

Дети: люди – мастера

                                       Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Закрепить из какого материала, сделаны ложки.

Воспитатель(стук в дверь) интересно, что в ней? Достает из ящика много-много разных ложек. - Вот это подарок! Только все ложки перемешаны! Попробуем вместе разложить ложечки по их назначению.

(На столе стоят подносы со схемами назначения ложек.)

Воспитатель: Почему на этот поднос положили именно эти ложечки?

Дети: они разные.

Воспитатель: А для каких блюд они предназначены?

Дети: для супа, торта и для чая.

Как вы думаете, какие ложки самые красивые, потрачено больше времени, труда и любви мастера?

Дети: деревянные, расписные.

Воспитатель: Какие замечательные ложки изготовил мастер. А вы хотите превратиться в таких мастеров?

Дети: да.

Воспитатель: ребята предлагаю сделать свои нарядные ложки?

Дети: давайте.

Воспитатель: тогда вы на ножке повертитесь и умельцев превратитесь.

Вот мы и в мастерской.

Воспитатель: Для того чтобы ложечки получились нарядными и красивыми нужно каждому «мастеру» очень-очень этого захотеть!

Воспитатель: проходите все сюда.

Какие красивые ложечки у вас получились (выкладывают их на поднос). - Ребята, а что можно делать такими красивыми ложечками:

Дети: любоваться, играть в кукольном уголке.

Воспитатель: А какие ложки могут легко превратиться в музыкальные инструменты?

Дети: деревянные, металлические.

Воспитатель: Да, деревянные ложки легко могут превратиться в музыкальные инструменты. Попробуем сыграть? Возьмите деревянные ложечки правильно и поиграем на ложках, как музыканты. 

(Звучит народная музыка) «Танец с ложками» и дети играют на ложках.

Воспитатель: Снова все мы покрутились и в детишек превратились.

Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня узнали?

Дети: что у ложечки есть история, что первые ложки делали из глины, что у современного человека много ложек разной формы и размеров, для разной еды, что ложки делают из разных материалов.

Воспитатель: Мне было очень интересно узнать о ложке так много нового.

Ребята сейчас мы возьмём наше варенье пойдем, угостим наших ребят, а они нам расскажут, что они узнали нового.

Список использованной литературы:

• «Энциклопедия развития и обучения дошкольника. Для детей 1-6 лет»

А. С. Герасимова, О. С. Жукова, 2007 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей средней группы. Тема: «Деревья и кустарники»

Конспект познавательного занятия для детей средней группы. Тема: «Деревья и кустарники»...

План-конспект подвижной игры для детей средней группы Тема: Игра «Лиса в курятнике»

Задачи: совершенствовать у детей бег; закреплять умение детей в прыжках с места; развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции....

План-конспект подвижной игры для детей средней группы Тема: Игра «Лиса в курятнике»

Движения, входящие в игруДозировкаТемпОрганизационно методические указанияПримечаниеБег, прыжки4-6 разбыст-рыйНа противоположных сторонах комнаты ставлю скамейкиРебята мы сегодня будем играть и игру «...

Конспект дополнительной образовательной деятельности детей средней группы. Тема: "Мы играем"

Конспект дополнительной образовательной деятельности детей средней группы кружка по развитию речи "Весёлый язычок".Тема: «Мы играем».Развивать речь детей посредством приобщения и...

Конспект НОД по познавательному развитию С использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы. Тема: «Истории капельки воды - лёд». 2018г.

Организация непосредственно – образовательной деятельности.Описание материала: Это конспект познавательного занятия, на котором дети закрепляют  свойства воды и знакомятся со свойствам...