Консультация для педагогов ДОУ «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экскурсии».
консультация (старшая, подготовительная группа)

Раскрывается роль экскурсии в развитии познавательной активности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_ekskursii.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ  «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экскурсии».

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Развивая познавательную сферу ребенка - дошкольника, педагог должен стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы яркое восприятие мира позволило ребенку стать личностью.

Таким образом, познавательная активность дошкольника это деятельно-практическое инициативное отношение ребенка к миру, в основе которого лежат общественно значимые потребности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В связи с этим перед педагогами сегодня стоит задача поиска новых или же трансформации старых, но по каким-то причинам утративших былую популярность, форм образовательного процесса, позволяющих достичь целей, поставленных государством.

Одной из таких многофункциональных и эффективных форм работы с детьми является экскурсия. Экскурсии, конечно, сложно организовать, это требует большей затраты сил и времени от воспитателя. Однако же отказ от них – большая ошибка, поскольку правильно организованная экскурсионная деятельность воздействует на формирование общей культуры личности, развивает социальные, нравственные, коммуникативные, эстетические, интеллектуальные, физические качества ребенка, пробуждает в нем познавательную активность и живой интерес к миру, в котором он живет.

Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности (Е.И. Лосик). И целесообразно именно в возрасте 5 – 7 лет внедрять в практику работы детских садов насыщенную экскурсионную деятельность.

За последние два десятилетия изменился психологический портрет дошкольника. Многие знания современных детей об окружающем мире являются теоретическими, не подкрепленными личным практическим чувственным опытом. Экскурсионная деятельность имеет мощный потенциал для развития познавательной активности дошкольников, а также реализации общепедагогических принципов наглядности, культуросообразности, природосообразности и нравственно-эстетического воспитания [4].

Экскурсии как метод обучения возникли в конце XVIII–начале XIXв., и считались эффективным средством, способствующим развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у школьников, они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России. Ещё в XVIIIв. французский философ Жан-Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. Дети, подметив эту связь, усваивают её намного прочнее, чем, если бы слышали о ней только от взрослых.

Основное значение экскурсий для детей старшего дошкольного возраста в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Включение в ход экскурсий разнообразных заданий детям, использование тех или иных методов должно отвечать основной задаче – обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах.

Каждая экскурсия разрабатывается и проводится с учетом ее значения в системе работы по конкретному разделу знаний. Для экскурсии отбирается небольшой объем образовательных задач, но шире, чем на обычном занятии, может быть представлено развивающее и воспитательное содержание: развитие наблюдательности, интереса, положительного отношения и т. д. (Н.О. Пичугина).

На экскурсии основной метод – наблюдение. По мнению психологов, наблюдение – это сложная деятельность, основу которой составляет сознательное целенаправленное восприятие. Восприятие экскурсионного материала основано на сочетании трех видов психических процессов: познавательных (ощущение, представление, мышление, воображение); эмоциональных (переживание); волевых (усилие для сохранения внимания, активизация работы памяти).

В экскурсионной деятельности важным является то, что ребенок эмоционально глубоко вовлечен в процесс познания. То, что еще вчера было для ребенка лишь условным набором знаний, после посещения экскурсии может стать личностно значимым.

Подготовка к экскурсии, составление плана похода, сама экскурсия, обсуждение впечатлений – все это не может не иметь мощного педагогического эффекта, не способствовать развитию познавательной активности дошкольника.

Таким образом, экскурсионная деятельность, организованная для детей старшего дошкольного возраста, позволяет педагогу охватить образовательную и воспитательную составляющие, нравственно-патриотическое, экологическое воспитание, развить в детях художественно-эстетическое восприятие. Учитывая активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие дошкольников. А в реалиях сегодняшнего дня именно такие формы работы – яркие, многоцелевые, комплексные, способные захватить, заворожить современных детей с ослабленной концентрацией внимания, должны быть в арсенале каждого педагога.

Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников. Авторы (Т.М.Глушанок, М.Б.Биржаков, Н.И. Бармина) выделяют следующие виды экскурсий [5]:

по содержанию (обзорные, тематические: исторические, производственные,

природоведческие,  искусствоведческие,  литературные,  архитектурно-градостроительные);

по составу и количеству участников (индивидуальные, для местного населения, для дошкольников и т. д.);

по месту проведения: городские, загородные, музейные;

по способу передвижения (пешеходные и с использованием различных видов

транспорта);

по продолжительности (от 45 мин до суток);

по форме проведения (экскурсия -прогулка, экскурсия-лекция)

Ссылки на источники:

  1. Абрамовских Н.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность // Концепт.–2015.– Спецвыпуск № 17.
  2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учеб. по турист. Специальностям.- 6-е изд. – М.: Сов. Спорт, 2007. – 214с.
  3. Лашкова Л.Л. Использование активных методов обучения в процессе повышения квалификации педагогов дошкольного образования // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал.
  4. Толмачева В. В. К вопросу о становлении валеологического знания в России // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 17.
  5. .Хуусконен Н.М.,Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности /науч. ред. М.Б. Биржаков; Междунар. Турист. Акад. – СПб.: Изд. дом Герда, 2008. – 205 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В буклете рассматривается работа с детьми в детском саду по экспериментальной деятельности....

Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

Консультация для родителей. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

Данная консультация предназначена для родителей детей 5-6 лет. А так же для воспитателей старшей группы детского сада, как вспомогательный материал при подготовке экспериментальной деятельности с деть...

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экскурсии».

Рассказывается о организации и реализации экскурсионной деятельности в условиях нашего ДОУ....

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»...