Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет Тема: «Ягоды нашего края»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рыжинская Елена Владмировна

Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод ХМАО. Учить детей различать ягоды по внешнему виду, правильно называть, находить различия и сходства, учитывая особенности внешнего вида.

Познакомить детей с технологией приготовления морса, используя схему.

Развивать связную речь, слуховое внимание, самостоятельность и исследовательские умения детей в процессе экспериментальной деятельности, умение делать выводы.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Продолжать формировать навыки сотрудничества, общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yagody_nashego_kraya.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югры

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Буратино»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

в группе компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет

Тема: «Ягоды нашего края»

Составила: Рыжинская Е.В.,

воспитатель

первой квалификационной категории

г. Мегион, 2018 г

Тема: "Ягоды нашего края".

Цель: Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.

Программное содержание:

Учить детей различать ягоды по внешнему виду, правильно называть, находить различия и сходства, учитывая особенности внешнего вида.

Познакомить детей с технологией приготовления морса, используя схему.

Развивать связную речь, слуховое внимание, самостоятельность и исследовательские умения детей в процессе экспериментальной деятельности, умение делать выводы.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Продолжать формировать навыки сотрудничества, общения.

Словарная работа: кузовок, лукошко, дикорастущие, морс, пополнение активного словаря существительными и прилагательными: крупные, мелкие, продолговатая, плотная кожица.

Методические приемы:

Игровые: театрализация, физминутка.

Наглядные: демонстрация дидактического материала, рассматривание ягод, показ схемы действий.

Словесные: вопросы, указание, поощрение, рефлексия, беседа.

Практические: экспериментирование.

Оборудование и материалы: магнитная доска, ширма, фартуки, одноразовые стаканы, тарелки, салфетки, толкушки деревянные, шапочки с изображение лесных ягод, сахар, ложки, графин с водой.

Демонстрационный материал: натуральные объекты - ягоды: клюква, черника, брусника, ежевика; картинки из методического пособия "Лесные ягоды".

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций из дидактического пособия "Лесные ягоды", составление детьми рассказов о лесных ягодах. Беседа с детьми на тему "Полезные ягоды леса". Проведение дидактических игр по теме «Ягоды": "Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Карточная викторина», «Разрезные картинки». Изготовление лейпбука по теме "Ягоды".

ХОД

В. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся.

Д. Здравствуйте.

Организационный момент (приглашаю детей встать в круг).

В круг широкий вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся,

А потом назад вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнем. (Стоим в кругу).

В. - Ребята, к нам сегодня утром пришло видеописьмо, узнаем от кого оно?

Д.- Да! (приглашаю к экрану)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

«Всем привет из города Сочи! Мы ребята из детского сада «Чайка». Слышали, что в вашем северном крае растут разные полезные ягоды, мы просим вас рассказать нам о них».

В. Ребята, расскажем?

Д. Да.

В. Мы с вами запишем ответное видеописьмо и отправим ребятам в Сочи по электронной почте. Согласны? (устанавливаю на планшет камеру).

Д. Да.

Основная часть

В. Приглашаю детей пройти к доске.

В. - Ягод всех не перечесть, тех, что в нашем крае есть. А какие ягоды растут в нашем крае, мы расскажем, отгадав загадки. (загадки)

(После каждой отгадки ребёнок открывает картинку самостоятельно).

1. И красна и кисла

На болоте росла. (клюква).

В. Дима, что это за ягода?

Д. клюква.

В. Дима, подойти к доске, открой картинку.

2. Свежа, красна, полезна, вкусна.

 И морозить, и мочить, и варенье варить

И в морс годится - не даст простудиться.

 В лес иди - ка там ягодка - (брусника).

В. Кирилл, что это за ягода?

 К. брусника.

В. Кирилл, подойди к доске, открой картинку.

3.Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот.

В. Виолетта, что это за ягода?

В. черника.

В. Виолетта, подойди к доске, открой картинку.

4.  Что за ягода такая - голубая, голубая?

 На болоте там и тут эти ягоды растут.

Ягодка как капелька, чуть продолговатенька.

На кустике качается, как она называется? (голубика).

В.Эля, что это за ягода?

Н. голубика.

В. Эля, подойди к доске, открой картинку.

5.Немного малина, немного

черника, что за ягода? (ежевика).

В. Егор, что это за ягода?

Е. ежевика.

В. Егор, подойди к доске, открой картинку.

6.Ягоды лесные эти,

Любят бурые медведи.

  Не рябина, не калина.

  А с колючками (малина).

В. Лера, что это за ягода?

Л. малина.

В. Лера, подойди к доске, открой картинку.

В. Молодцы, ребята.

В. Ребята, где растут все эти ягоды?

Д. В наших лесах нашего края.

В.  Как по - другому можно сказать, какие это ягоды, если они растут в лесу?

Д. - лесные.

В.  Да, это лесные ягоды, их еще называют дикорастущими ягодами. Это дикорастущие ягоды. Давайте скажем все вместе: дикорастущие. Как вы думаете, почему они так называются? (ответы детей)

Д. Растут в лесу.

В. Правильно, слово дикорастущие состоит из двух слов: дико и растут, вместе получается дикорастущие.

В. Человек эти ягоды не выращивает, не ухаживает за ними, они растут в лесу сами по себе. Люди любят собирать эти ягоды, потому что они очень полезные. Но при сборе лесных ягод, нужно соблюдать правила. Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать?

Ответы детей.

  • Никогда не собирайте ягоды вблизи автомобильных дорог и свалок.
  • Собирать ягоды аккуратно, не ломая веточек, не срывать незрелые ягоды, собирать только спелые, не вырывать кусты с корнем.
  • Не собирать все ягоды, оставлять ягоды для питания птицам, животным, насекомым (пчелы, шмели) и другим людям.
  • Ягоды можно собирать в корзинку, лукошко — небольшая ручная корзина из прутьев, предназначенная для сбора ягод, кузовок - это посуда, напоминающая, цилиндр (геометрическая фигура), делают его из бересты (кора березы). Давайте вместе скажем кузовок. (показать детям) Виолетта, что это? (Кузовок)

В. Если будете соблюдать эти правила, то лес каждый год будет радовать нас хорошим урожаем ягод. Посмотрите, что я для вас приготовила (приглашаю детей пройти к столам. На столах, накрытой салфеткой, на тарелках, лежат свежие ягоды (клюква, брусника, черника, голубика, малина, ежевика). Фартуки висят на спинках стульчиков.)

В. Надеваем фартуки и садимся за столы. Садитесь все ровно, выпрямили спины. Ребята, посмотрите, что у вас на тарелках?

(ягоды: клюква - брусника, черника – голубика, ежевика – малина).

В. Возьмите клюкву в руки, какая она на ощупь?

(твердая, теплая).

В. Возьмите бруснику в руки, какая она на ощупь?

(мягкая, теплая).

В. Какие ягоды по цвету? Скажи, Лера.

Д. Клюква -темно - красного цвета. Брусника -темно - красного цвета.

В. Какие ягоды по размеру, скажи, Дима.

Д. Клюква крупная, большая, а брусника мелкая, маленькая.

В. Скажи, Лера, какой формы ягоды?

Д. Клюква – круглая и брусника – круглая.

В. Лера, какой вывод мы можем сделать об этих ягодах, что мы о них узнали?

Чем ягоды отличаются друг от друга и чем похожи?

Вывод.

Д. Клюква и брусника одинакового цвета, одинаковой формы, отличаются размером.

В. Чем полезны лесные ягоды?

Д. Витаминами.

В. Лесные ягоды употребляют в пищу, напитки из брусники и клюквы помогают при лечении простуды. Клюкву называют "болотным лекарем». Из ягод брусники получается вкусный мед - полезный и ароматный.

Расписать рассматривание остальных ягод так же.

В. Давайте рассмотрим другие ягоды.

Возьмите чернику в руки, какая она на ощупь?

(твердая).

В. Возьмите в руки голубику, какая она на ощупь?

(мягкая, нежная).

В. Какие ягоды по цвету? Скажи Кирилл.

Кирилл – черника – черная, голубика – синяя.

В. Какие ягоды по размеру, скажи Эля.

Н. черника большая, а голубика –маленькая.

В. Скажи, Виолетта, какой формы ягоды?

В. Черника круглая, большая, а голубика чуть продолговатая, мелкая.

В. Лера, какой вывод мы можем сделать об этих ягодах, что мы о них узнали?

Чем ягоды отличаются друг от друга и чем похожи?

Вывод.

Черника и голубика отличаются разной формой, разным размером.

В. Чем похожи: могут быть похожи цветом.

 В. Чем полезны лесные ягоды?

Д. В ягодах много витаминов.

В. В составе ягод черники и голубики имеются особые витамины, которые улучшают и

восстанавливают зрение и память.

В. Давайте, рассмотрим следующие ягоды.

 Возьмите в руки ежевику, какая она на ощупь?

(мягкая, нежная).

В. Возьмите в руки малину, какая она на ощупь?

(мягкая, нежная).

В. Какие ягоды по цвету? Скажи Дима.

Д. малина красная, ежевика – черная.

В. Егор, какие ягоды по размеру?

Е. ежевика – крупная, большая, а малина – мелкая, маленькая.

В. Какие ягоды по форме? Скажи Эля.

Н. ежевика имеет чуть продолговатую форму, а малина шаровидную.

В. Лера, какой вывод мы можем сделать об этих ягодах, что мы о них узнали?

Чем ягоды отличаются друг от друга и чем похожи?

Вывод. Отличаются разной формой, разным размером, разным цветом.

Похожи: Своим строением, состоят из маленьких шариков.

В. Чем полезны лесные ягоды?

Д. В ягодах много витаминов.

 В. Чай из листьев ежевики очень полезен, а чай с малиновым вареньем поможет

быстро справиться с простудой и инфекцией. Ешьте ягоды всегда - болеть не будете

никогда!

В. Ребята, как нам узнать, что есть внутри ягоды? Как нам посмотреть? Что можно сделать? (Предположения детей, как узнать? - раскусить, разделить пополам.

В. Давайте посмотрим, из чего ягоды состоят. Попробуйте раздавить ягоды. Что вы видите?

В. Дима, что есть внутри твоей ягоды?

Дима - кожица, мякоть, семена. Спрашиваю всех детей.

В. Эля, что можно сказать о кожице ягод? Все ягоды раздавились легко или нет?

Малина и ежевика легко, есть мякоть и семена видны.

В. Легко брусника есть мякоть и семена, чувствуется пальцем.

Д. Нет (клюква трудно, при раздавливании слышен щелчок, внутри есть мякоть и семена

трудно черника, с усилием, внутри мякоть и семена).

В. Если кожица раздавилась легко, значит эта кожица тонкая. А плотная кожица у тех, ягод, которые раздавились с некоторым вашим усилием, она плотная. Давайте вместе скажем: плотная кожица. (это у клюквы и у черники).

Вывод: У клюквы кожица плотная, мякоть красного цвета, внутри - семена.

У черники мякоть светлая, внутри семена, кожица плотная, а у голубики мякоть темная, кожица у нее тонкая, мягкая, нежная.

У ежевики и малины кожица – нежная, мягкая.

В. Эля, как тыдумаешь, какая ягода самая кислая?

КЛЮКВА.

В. Дима, как ты думаешь, какая ягода самая сладкая?

Малина.

В. Давайте попробуем ягоды на вкус и узнаем? Ответы детей: кислые, сладкие, кисло - сладкие и т. д. Клюква - кислая, брусника - кисловато - сладкая с горчинкой,

черника - сладкая, голубика - кисловатая, ежевика не сладкая, ягоды малины - сладкие, ароматные. Какой вывод мы можем сделать о вкусе ягод?

Вывод: вкус у всех ягод разный.

В. Молодцы, ребята. (вытираем руки салфетками, снимаем фартуки).

В. Ребята, как вы думаете, для чего люди собирают ягоды?

Д. Что бы есть, что – то приготовить.

В. Вот и мы с вами отправимся в лес за ягодами.

Физкультминутка.

Солнечным хорошим днем,

Мы с друзьями в лес идем.

Мы с собой несем корзинки (идем по кругу).

Вот хорошая тропинка! (останавливаемся, разводим руки в стороны).

Собираем голубику, ищем вкусную чернику,

Клюкву, малину, ежевику, кисловатую бруснику,

(наклоны к правой и левой ноге).

Отдохнуть, пора, друзья, (потягиваемся).

Мы присядем, на места!

В. Молодцы, собрали ягоды. А что можно приготовить из наших ягод?

Д. Варенье, сок, джем, морс и т. д.

В. Вы сказали, что из ягод можно сварить варенье, компот, морс. А что такое морс?

Д. когда ягоды давят, это такой сок.

В. Правильно, морс – это полезный напиток из сока ягод, воды и сахара. Хотите научиться готовить морс? Тогда я приглашаю вас в лабораторию здорового питания. Кто знает, как приготовить морс?

Д.

В. Правильно, а еще готовить морс нам поможет схема. Давайте ее рассмотрим. Что сначала нужно сделать? Надеваем фартуки. Помыть ягоды (показ на мольберте).

1. положить чистые ягоды в емкость.

2.размять с помощью деревянной толкушки

3.добавить кипяченную воду.

4. перемешать содержимое ложкой.

В. Можно начинать. (Готовим морс).

В. Ребята, посмотрите, какой по цвету получился напиток?

Ответы детей: темно - красный, светлый.

В. Ребята, а как вы думаете, почему так получилось?

В. Спрашиваю детей. Делаем вывод:

В. В одном стакане ягод больше, в другом меньше.

Чем больше ягод, тем ярче цвет, чем меньше ягод, тем цвет светлее.

В. А теперь, попробуем напиток на вкус, какой он?

(Дети пробуют напиток из одноразовых стаканчиков).

Д. Он кислый.

В. А почему? Вы знаете, (потому что в нем много полезного вит."С").

В. А что нужно сделать, чтобы морс стал сладким?

Д. Добавить сахар.

В. Каким теперь стал морс?

Д. Вкусным! Кисло - сладким.

В. Ребята, вы молодцы, хорошо потрудились.

(снимаем фартуки).

В. Теперь ребята из города Сочи узнают не только про наши ягоды, но и научатся готовить морс. А давайте, еще им покажем сказку «Теремок», где героями будут наши северные ягоды. (Надеваем маски ягод).

Игра "Теремок". (Каждый ребенок надевает маску какой-либо ягоды. Они по очереди приходят к теремочку, стучатся и произносят слова: "Тук, тук кто в теремочке живет". Теремком служит картинка домика или ширма. Педагог -  хозяин теремка. К нему стучатся в дверь "ягоды», просят пустить жить в теремочек. Хозяин ставит условие - "Я тебя пущу, но сначала расскажи о себе". Так каждая ягода рассказывает о себе (брусника, малина, клюква, черника, голубика, ежевика).

Д. Тук, тук кто в теремочке живет?

В. Я хозяйка – теремка, а ты кто?

Ребёнок: Я голубика. Чернике сестричка!

 Мне холодно на улице, пожалуйста, разреши мне войти в твой теремок.

В. — Да, я тебя пущу, но сначала расскажи о себе.

Я душистая ягода, расту в тундре, на кочке, укрываюсь листочком. Я ягодка такая, словно небо голубая. Богата витаминами. Люблю дожди. Я полезна для зубов и для глаз. Из голубики можно сварить вкусные компоты, ароматное варенье. Из голубики варенье – просто объеденье.

Д. Тук, тук кто в теремочке живет?

В. Я хозяйка – теремка, а ты кто?

Ребёнок: Я клюква – лежебока

Накопила я столько сока!

Я ягода темно-красного цвета, похож на маленькие шарики. Расту летом, а собирают меня поздней осенью. Меня еще называют «болотным лекарем, я помощник при различных болезнях. Хоть я и кислая, но все равно нравлюсь детям. Пейте сок сочной ягоды клюквы, это полезно!

Д. Тук, тук кто в теремочке живет?

В. Я хозяйка – теремка, а ты кто?

Я -  черника, темнолика! Посмотрите, какая красавица! Я расту на низком кустике, в лесу

недалеко от болот. У меня темно - синяя, почти черная одежда, плотная кожица. Внутри красная, сочная, сладкая мякоть с множеством семян. Я очень вкусная и полезная. Если меня кушать, я помогу сохранить зрение и хорошую память.

Д. Тук, тук кто в теремочке живет?

В. Я хозяйка – теремка, а ты кто?

Я - Ежевика. Мои ягоды созревают на высоких кустах, которые любят берега рек, и влажные леса. Мои ягодки сначала твердые, как камень, зеленые, позже они краснеют, а по мере созревания, становятся темно - синими, почти черными. На вкус я кисло - сладкая. Чай из листьев ежевики ароматен и очень полезен.

Д. Тук, тук кто в теремочке живет?

В. Я хозяйка – теремка, а ты кто?

Я - Брусника

Я, ягодка - брусника. Я - Северная ягода, расту везде: и на грунте, и на песке, на

Песчаных склонах. Мои ягоды очень полезны - из них делают морсы, компоты, варенье. Я очень богата микроэлементами, меня используют в народной медицине. Мои ягоды имеют форму шара, ягоды бордового цвета. А какой вкусный брусничный мед! - нежный, ароматный, прозрачный, янтарного цвета.

Д. Тук, тук кто в теремочке живет?

В. Я хозяйка – теремка, а ты кто?

Я - ягодка красавица -  лесная малина. Расту на высоких колючих кустах. Имею я форму шара и состою из множества маленьких шариков. Я бываю красного, розового цвета, и

я очень сладкая и ароматная на вкус. А ещё меня нужно кушать при простуде, делать из

меня варенье и джем, варить компот и добавлять к мороженному. Вот такая я ягодка -

малинка.

В.   Все собрались в теремок, чтоб наполнить кузовок. Ну, что, ребята, не забыли, что мы

должны сделать?

Д.  Отправить видеописьмо ребятам.

В.  Правильно. Молодцы, ребята.

Итог занятия:        

В. Ребята, чему вы научились сегодня на занятии?

В. Что для вас было интересным?

В. Что вы расскажите родителям?

В. Что бы вы еще хотели узнать про ягоды?

Поощрения детей –смайлики (вручаю каждому ребенку за умения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Мы будущие олимпийцы»

Цель: формировать у дошкольников начальные представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие на Крайний север России"

Занятие позволяет: закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире, дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера,разв...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи "Соберем грибочки".

Конспект по формированию навыков счета в пределах 10, навыка считать двойками,представлений о прямоугольнике, как геометрической фигуре, умения измерять объем условными мерками....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми. Фронтальное занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи" Насекомые наши друзья"

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми фронтальное занятие в  подготовительной  группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Насекомые наши друзья&ra...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых «Космонавт — героическая профессия»» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект направлен на патриотическе развитие детей дошкольного возраста, знакомит детей с героической профессией- космонавт. Также развивают потребность к изучению истории своей Родины, воспитывает лю...