"Почему греет шуба?" Занятие по ознакомлению с окружающим, в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Серго Галина Анатольевна
Расширить знания детей об окружающем через экспериментирование, как форму познавательной активности (сохранение и изменение температуры разных предметов в различных условиях).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_pochemu_greet_shuba.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Почему греет шуба?

(Занятие по ознакомлению с окружающим, в подготовительной группе детского сада).

Автор-составитель: Серго Г. А.

воспитатель МБДОУ детский сад «Рябинушка»

Программное содержание:

  1. Расширять знания детей об окружающем через экспериментирование, как форму познавательной активности (сохранение и изменение температуры разных предметов в различных условиях).
  2. Побуждать детей к активной мыслительной деятельности (анализ, обобщение, умозаключение).
  3. Развивать речь-доказательство, монологическую речь, умение вести диалог.
  4. Развивать культуру общения, эмпатию.

Предварительная работа:

  • Знакомство с Африкой, её жителями, растительным и животным миром; сравнение погодных условий Африки и России (чтение книг, рассматривание иллюстраций).
  • Наблюдение за зимней природой, выделение признаков зимы.
  • Знакомство с понятием температуры, измерение температуры воды и воздуха; сравнение температур воды в различных условиях; нагревание, кипячение, охлаждение на улице, замораживание.

Материалы:

  • Две детские щубы;
  • Четыре прозрачных стакана, на которые приклеены порядковые номера от 1 до 4;

Декорации и герои:

  • Декорация зимнего леса.
  • Мальчик, стилизованный под жителя Африки.
  • Волшебница – зима: (воспитатель).

Ход занятия:

До начала занятия воспитатель приглашает детей участвовать в эксперименте.

Первый этап опыта:

На столе стоят 4 стакана:

В стаканах  № 1 и  № 2 – горячая вода (идёт пар), в  № 3 и  № 4 – лёд.

Дети в этом убеждаются, рассмотрев и потрогав все стаканы.

Стакан  № 1 -  (с горячей водой) накрывается шубой.

Стакан  № 2 – остаётся на столе не закрытым.

Стакан  № 3 – (со льдом) помещается под другую шубу.

Стакан  № 4 – остаётся незакрытым.

Группа украшена декорацией зимнего леса.

Воспитатель:  Есть дети, на нашей планете – которые не знают, что такое зима. Как вы думаете, где живут дети, которые ни разу не видели зиму. На каком материке они живут (в Африке ). Вот и к нам пришла телеграмма: «К нам в гости едет – африканский мальчик.

Он поехал в Россию, чтобы….

(Раздаётся стук в дверь, в группу заходит ребёнок, стилизованный в африканского мальчика).

 Воспитатель: Давайте с ним познакомимся, и спросим, для чего он приехал в Россию. Общение детей с Джо: Джо – объясняет, что приехал в Россию из-за того, что ни разу не видел зиму.

Воспитатель: Дети давайте расскажем Джо, какая Зима?

(Чтение детьми стихотворений о Зиме).

Воспитатель стимулирует детей давать самостоятельное, развёрнутое описание. При необходимости, задаёт наводящие вопросы, используя при рассказе картины о зиме.

Джо: Спасибо ребята! Вы очень понятно и интересно описали зиму.

Но мне бы хотелось увидеть её своими глазами.

Воспитатель: Давайте закроем глаза и совершим с вами воображаемое путешествие в «Снежное царство» к Волшебнице Зиме. Включает запись, как падают снежинки: имитация холода. Вы чувствуете, что мы уже приближаемся. Начинают замерзать кончики пальцев. А воздух, воздух, какой свежий. Как легко и приятно стало дышать: что вы ещё чувствуете и слышите; как трещат ветки от мороза, шуршат санки по снегу, скрипит снег, под ногами. А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, что вы видите? Здравствуйте, я Волшебница – Зима! Я принесла с собой! А, что – же я принесла?

(Сугробы, снег на ветках деревьях, ягоды рябины на снегу, склёванные птицами, следы зверей и т.д.) 

Молодцы! Но посмотрите, что случилось с Джо? Он весь дрожит! Почему? (Замёрз, не привык к холоду и др.)

Что – же нам делать? Как нам его согреть? (Развести костёр, попрыгать, побегать, надеть тёплую шубу, при необходимости напоминаю, что мы находимся в зимнем лесу, а не в помещении.)

Давайте подвигаемся – поиграем в игру: (Волшебница – Зима читает стихотворение, дети выполняют имитационные движения.)

Подвижная игра:

Мы на саночки все сели,

Быстро с горки полетели.

С горки едет детвора ,

Зимушке кричит «Ура!»

А с горы – то – бух! – в сугроб!                    

Быстро встали,

Снег стряхнули.

Топ, топ! Хлоп, хлоп!

Снова мы на санки сели,

Снова с горки полетели.

С горки едет детвора,

Зимушке кричит «Ура!» и т.д.

Джо: Спасибо, ребята, я согрелся. Но почему вы не мёрзните зимой? (Одеваемся тепло, надеваем шубы, шапки, валенки и т. д.) А почему в шубе тепло? (Дети пытаются ответить на этот сложный вопрос).

Шуба очень нужна.

Джо: Всё ясно, значит в Африке шуба, совершенно бесполезна!

Волшебница – Зима: До свидания ребята! Мне пора улетать! До новых встреч!

Воспитатель: А мы давайте вернёмся в группу и проверим ваши предположения на опыте.

Второй этап опыта:

Дети подходят к столу, на котором проводится опыт.

Под руководством ведущего, дети рассматривают и описывают, что произошло с водой во всех четырёх стаканах.

Воспитатель: Что произошло с горячей водой, которая стояла на столе не закрытая (стакан  № 2)? (остыла).

Что произошло со льдом (стакан  № 4)?(растаял).

Действительно, горячая вода в комнате со временем остывает, а лёд в помещении тает.

А, как вы думаете, что стало с горячей водой, которая стояла под шубой? Почему? (Осталась горячей, потому, что шуба греет).

Воспитатель: Поднимает шубу, дети проверяют температуру воды. В стакане  № 1, сравнивают с температурой в стакане  № 2. Убеждаются, что под шубой вода горячее.

Следовательно, в каком стакане температура воды больше изменилась? Докажите. (В стакане  № 2 вода остыла, значит, температура сильно изменилась, а в стакане  № 1 вода по-прежнему горячая, значит, температура изменилась мало).

А, что произошло со льдом в стакане  № 3 под шубой? (Дети часто предполагают, что он не только растаял, но и растаявшая вода нагрелась).

Воспитатель: Поднимает шубу – дети видят слегка подтаявший кусок льда в стакане  № 3.

Как вы думаете, почему под шубой лёд не растаял? (Дети размышляют, они в растерянности).

В каком стакане температура изменилась больше? Докажите. (В стакане  № 4 лёд растаял, значит, температура сильно изменилась, а в стакане  № 3 лёд практически не растаял, значит, температура не изменилась).

Попробуем сделать вывод, какую роль играет шуба? (Дети высказывают свои предварительные выводы).

С помощью воспитателя дети делают обобщённый вывод: шуба сохраняет температуру того предмета, который находится внутри неё.

Воспитатель: А, как мы можем использовать это правило в повседневной жизни?

Например:

Мама купила вам мороженое, что нужно сделать. Чтобы оно не растаяло? (Положить в холодильник).

А если холодильник сломался? (Накрыть шубой).

Что ещё можно использовать кроме шубы? (Подушку, толстое одеяло, пальто, меховую шапку и т.д.)

Как сохранить горячим суп, картофель, кашу? (Укрыть шубой или подобными ей вещами).

Джо: Я понял, понял! Какое полезное правило я узнал! Я теперь, как можно использовать шубу в Африке – я могу с её помощью сохранить холод, а не тепло! Напомните мне ребята ещё раз правило, чтобы я его не забыл. (Дети повторяют полученный вывод).

Спасибо, теперь я его не забуду до самой Африки!

До свидания, ребята, мне пора домой. И у себя дома, в Африке, я расскажу своим друзьям, что такое зима и как греет шуба. (Дети прощаются со своим новым знакомым).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»

Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрыва...

рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.

В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания. Приобщение детей к государственной символике РФ нашло отражение в работе с детьми нашего детского сада. В результате прод...

беседа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе о пшенице и ржи "Спор"

Ознакомление детей с культурными растениями, которые возделывают на Саратовской земле. Чем отличаются и чем схожи рожь и пшеница....

1. Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему : " Великий помор - наш земляк"

Занятие проводилось к 300 летию М.В. Ломоносова перед слушателями курсов повышения квалификации....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: «Мелекесс. Архитектура родного города» Ознакомление с архитектурой родного города Мелекесса.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Золотой ключик»города Димитровграда, Ульяновской области.      Конспект...