организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада Тема: «Превращения»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Горбачёва Галина Анатольевна

организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_pds.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада

Тема: «Превращения»

Цель: Продолжать знакомить детей  с методом «маленьких человечков».

Посредством элементов ТРИЗ формировать представления о свойствах льда и воды. Закрепить знания об органах чувств человека. Продолжать освоение схемы  «превращения» и формирование действия «превращения»

Программное содержание

Образовательные задачи:

- продолжать знакомить детей со способами экспериментирования;

- обобщить и закрепить знания детей о свойствах льда и воды;

-в д /игре « Волшебные окна» закрепить знания об органах чувств человека через практические действия по обследованию предметов;

-формировать умение составлять схемы «превращения»;

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;

Развивающие:

- развивать  логическое мышление, воображение, фантазию детей;

- развивать навыки проведения лабораторных опытов;

- пробуждать исследовательский интерес, любознательность.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать сообща, делать логические выводы и умозаключения;

- воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

Оборудование и материалы: компьютер, видеопрезентация «Волшебные окна», презентация « Пример превращения», видео «Три состояния вещества», слайд – картинка «Земля из космоса»,  оборудование к играм  «Что ты видишь вокруг себя?, «Что звучит?»,  «Узнай по запаху»,  «Узнай на ощупь»,  «Узнай на вкус», дидактическое пособие «Дерево Знаний», посылка от Снежной Королевы с кусочками льда,  оборудование для проведение экспериментов со льдом и водой (вода в стакане, кусочки льда на тарелочке, губка, мешочек из ткани, таблица – схема на каждого ребёнка)

Предварительная работа: чтение сказки с просмотром видеопрезентации «Сказка о маленьких человечках», просмотр видеопрезентации «Три состояния вещества», подвижная игра " Игры маленьких человечков", игры с детьми в ТРИЗ – игру «Данетки», игры – эксперименты с водой, льдом и снегом

Ход ООД:

Мотивационно – ориентировочный этап

Дети стоят на ковре. Звучит загадочная музыка

Воспитатель: Ребята, хотели бы отправиться в сказочное путешествие, стать маленькими волшебниками и творить чудеса. (ответы детей)

Поисковый этап

1. Воспитатель: Но вот проблема, как стать волшебниками? Дети предлагают свои варианты превращения в волшебников (взять волшебную палочку, одеть одежду волшебников, сказать заклинание и т.д.)

Игра-перевоплощение (педагог предлагает вспомнить волшебное заклинание)

«Топ, топ, хлоп, хлоп, вокруг себя повернись,

В маленького волшебника превратись» (дети «надевают мантию и цилиндр -  превращаются в волшебников» и становятся возле экрана проектора)

Воспитатель: Ребята, вот вы и превратились в волшебников. А что делают волшебники? (ответы детей). Да, они колдуют или превращают.

План занятия:

Воспитатель: Ребята,  сегодня мы с вами:

- поупражняемся в «превращениях»;

-узнаем, какие бывают волшебные «окна», через которые мы воспринимаем мир;

- вспомним, какие бывают вещества;

- поиграем в эксперименты.

Воспитатель: Ребята, а быть волшебником – это хорошо или плохо?

ТРИЗ –игра «Хорошо-плохо» (ответы детей – хорошо быть волшебником  или плохо)

Практический этап

2. Видеопрезентация «Волшебные окна». Педагог обращает внимание детей на картинки, на которых отдельно  нарисованы глаза, ухо, нос, рука, язык.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что у нас есть  волшебные окна, через которые мы можем посмотреть на мир. Через первое окно (глаза) мы можем посмотреть мир, через второе (уши) — послушать, через третье (нос)— понюхать, через четвертое (руки)— пощупать, через пятое (язык)— попробовать на вкус.

Воспитатель: Ребята,  я предлагаю узнать, как работают наши волшебные окна. Проводятся  игры:

Волшебное окно «Глаза» - д/игра «Что ты видишь вокруг себя?

Волшебное окно «Уши» - д/игра «Что звучит?»

Волшебное окно «Нос» - д/игра «Узнай по запаху»

Волшебное окно «Язык» - д/игра «Узнай на вкус»

Волшебное окно «Рука» - д/игра «Узнай на ощупь»

 ( Воспитатель предлагает  на ощупь узнать предмет; понюхав, попробовав с закрытыми глазами  узнать продукт; по звуку узнать инструмент)

3. Воспитатель: Ребята, мы с вами превратились в волшебников и я предлагаю поупражняемся в превращениях. Я  буду называть предмет, а вы подумайте, во что он может превратиться. И давайте вспомним, чем мы обозначали схему превращения. (ответы детей). Да, правильно, стрелкой. Итак, внимание на экран.

Игра с презентацией « Пример превращения»

  • Царевна – лягушка – Василиса Прекрасная
  • Гусеница – бабочка
  • Семечко – цветок  
  • Икринки – рыба  
  • Яйцо – цыплёнок
  • Лед - вода

Воспитатель обращает внимание детей на «Дерево знаний», на котором изображена схема «Маленькие человечки» по ТРИЗ

4 . Воспитатель: Ребята, обратите внимание на наше «Умное дерево». Там расположились какие то гости. Но гости какие-то необычные. Они очень похожи на человека. Но как-то странно они себя ведут. Может быть, вы знаете, кто  эти человечки? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это действительно «маленькие человечки». Мы с вами познакомились с ними на прошлых занятиях. А ещё мы узнали про них сказку. Эти человечки такие маленькие, что их очень трудно рассмотреть невооруженным  глазом. Учёные рассмотрели их в микроскоп и назвали молекулами. Ну а мы с вами будем называть их просто «маленькие человечки». Они живут во всех веществах, которые нас окружают.

Воспитатель:  А какими бывают вещества? (ответы детей) Да, они бывают твёрдыми, жидкими и газообразными. И везде человечки ведут себя по-разному. Я предлагаю вам посмотреть кино про этих маленьких человечков.

Просмотр видео «Три состояния вещества»

Воспитатель: Скажите, как ведут себя «маленькие человечки» в твёрдых веществах? (ответы детей) Да, они крепко держатся за руки.

Воспитатель: А как себя ведут «человечки» в жидкостях? (ответы детей). Они просто стоят рядом.

Воспитатель: А как ведут себя «человечки» в газообразных веществах? (Ответы детей).  В газах «человечки» не стоят на одном месте, они бегают.

Воспитатель: Какие твёрдые вещества вы знаете?

Дети. Твёрдые вещества – это дерево, стекло, земля, лёд, камень.

Воспитатель: А какие жидкости вы знаете?

Дети: Молоко, вода, бензин, нефть.

Воспитатель: Какие газообразные вещества вы знаете?

Дети: Туман, воздух, облака, газ, пар.

Воспитатель: Скажите ребята, каких веществ на земле больше – твёрдых, жидких ? (Ответы детей).

Воспитатель: Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как выглядит наша  планета из космоса?

Слайд – картинка «Земля из космоса» 

Воспитатель: Какого цвета она из космоса? (ответы детей). Да, она голубого цвета.

Воспитатель:  Почему она нам кажется голубого цвета?

Дети. Потому что на земле много воды.

Воспитатель:  Вот вы и ответили на вопрос, какого вещества на земле больше. Конечно, жидкости. А вот твёрдых веществ гораздо меньше.

Физминутка « Игры маленьких человечков"

Дети выступают в роли «маленьких человечков»  и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

3.  «Волшебная посылка»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, посылка! От кого-же она? (читает). Она оказывается от Снежной Королевы. Но открыть мы её сможем, если вы отгадаете, что в ней находится.

ТРИЗ – игра «Данетки»  (дети задают вопросы воспитателю, воспитатель отвечает на них «да» или «нет», после того, как дети догадались, что лежит в посылке, воспитатель открывает посылку и достаёт из неё лёд)

Воспитатель: «Ой, ребята, давайте откроем посылку и посмотрим на подарок. Ну, конечно, что ещё могла прислать Снежная Королева – это кусочки льда.

Дети подходят к столу для экспериментирования

4.Проведение экспериментов со льдом и водой (у детей на столах лежат кусочки льда в тарелочках, стаканы с водой, таблицы - схемы)                       

Воспитатель:-  «Оказывается лед — волшебный, он умеет превращаться. Давайте проведем несколько опытов и увидим, чем же отличаются вода и лед».  

1 эксперимент « Лёд превращается в воду»                                        Воспитатель: Ребята, давайте подержим кусочек льда в руке.  Что произошло? (ответы детей).

Да, правильно, лёд превратился в воду. Когда становится тепло, человечки перестают держаться за руки — и получается жидкость, вода.  Давайте нарисуем схему превращения льда в воду. Чем мы её обозначим? (ответы детей). Да правильно – стрелкой. ( дети рисуют схему – превращения льда в воду)               

2 эксперимент «Твёрдое – жидкое»

Воспитатель:-  Ребята, лед — какое  вещество? Давайте попробуем его палочкой? (ответы детей). Да, это твёрдое вещество, в нем человечки крепко держатся за руки. Давайте запишем результаты в таблицу. (дети рисуют «маленьких человечков» в таблице)

3 эксперимент «Растекание»                                                                                  Воспитатель: - «Ребята, давайте проверим, могут ли лед и вода растекаться. Для этого возьмите лед и положите его на стол, а затем воду налейте на стол. Что мы видим? Вода растеклась по столу, а лед нет. Значит, какой вывод мы можем сделать?»                                

Дети: «Вода растекается, а лед нет».

Дети записывают полученные результаты в таблице                       

4 эксперимент «Впитывание»                                                               Воспитатель: - «А сейчас, мы с вами проверим, могут ли вода и лед впитываться. Для этого возьмите губку и приложите ее ко льду. Лед не впитался в губку, она осталась сухой. А теперь опустите губку в чашку с водой  и выжмите ее. Вода полностью впиталась в губку. Какой вывод мы можем сделать?                                                

Дети: - «Вода впитывается, а лед нет».  

Дети записывают полученные результаты в таблице

5  эксперимент                                                                                         Воспитатель: - «Ребята, давайте проверим, могут ли наши вещества перемещаться из одного места в другое. Давайте возьмем тряпочный мешочек и положим в него кусочки льда. Лед остается в мешке. А сейчас мы нальем в мешок воду. Вода вытекла из него, значит, она умеет перемещаться».  

 Дети записывают полученные результаты в таблице

 Воспитатель: - «Ребята, давайте посмотрим в таблицу и подведем итоги наших экспериментов».      

Дети: - «Лёд – это твёрдое вещество, он не растекается, не впитывается и не перемещается. Вода – это жидкое вещество, она может растекаться, впитываться и перемещаться».

Рефлексивно – оценочный этап

Воспитатель: Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Вам понравилось быть волшебниками? Ребята, что мы сегодня узнали и какой вывод мы можем сделать после нашего путешествия? (ответы детей)

Дети: У нас есть волшебные окна - глаза, ухо, нос, рука, язык. «Схему - превращения» можно нарисовать стрелкой. Все вещества в природе состоят из маленьких частичек, которые называются молекулами. В разных веществах эти частички ведут себя по – разному.

Воспитатель: Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)

Ребята, на следующих занятиях мы продолжим с вами эксперименты, я покажу вам другие схемы – превращения. А теперь нам пора возвращаться из страны сказок, вновь в детский сад.

Вокруг себя дружочек повернись,

И вновь в ребёнка превратись.

Последующая работа

Педагог предлагает на следующем занятии  посмотреть «схемы превращения» бабочки птицы,  лягушки и цветка и продолжить эксперименты с водой, льдом и снегом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной к школе группы "Волшебный лед"

Образовательная деятельность проводится в подготовительной группе детского сада. В процессе образовательной деятельности осуществляются следующие цели и задачи:  познакомить детей с качествами и ...

Конспект по развитию познавательно-исследовательской организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Архитектор и архитектура». в подготовительной к школе группе.

Конспектпо развитию познавательно-исследовательскойорганизованной образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Архитектор и архитектура». в подготовительной...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: беседа на тему «Транспорт. Работа инспектора ГИБДД » ( Подготовительная группа)

закрепить знания о различных видах транспорта и их назначении; убедить детей в необходимости и важности работы регулировщика; развивать логическое мышление; упражнять в словообразовании; закрепить пра...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: беседа на тему «Транспорт. Работа инспектора ГИБДД » ( Подготовительная группа)

закрепить знания о различных видах транспорта и их назначении; убедить детей в необходимости и важности работы регулировщика; развивать логическое мышление; упражнять в словообразовании; закрепить пра...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада на тему «Волшебный лед»

Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами льда и воды.Задачи:Образовательные:Пробуждать исследовательский интерес, любознательность.Знакомить детей со способами экспериментирования.Находить оп...

Конспект организованной образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» на тему: «Зимушка–зима» для детей средней группы.

Доминирующая область: познавательное развитие.Интегрированная образовательная область: Физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.Интегрированные задачи:Образова...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим Тема: «Беседа о Москве - столице нашей Родины» (Подготовительная группа)

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающимТема: «Беседа о Москве - столице нашей Родины»(Подготовительная группа)Цель: дать представле...