Путешествие в зимний лес
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Саткеева Жанара Жаслановна

Пояснительная записка

Любовь к природе, впрочем,

Как и всякая человеческая любовь

Несомненно, закладывается в нас с детства»
И. Соколов – Никитов.

 

  Человек и природа: философы, поэты, художники всех времен отдали дань этой вечной и всегда актуальной проблеме. В последние годы, проблемы экологии выдвигаются на первый план.
          Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Вырубка лесов разрушает экосистему и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, был когда – то ребенком.

 Поэтому, в своей работе с детьми дошкольного возраста, я решила уделить внимание формированию

 экологической культуре  подрастающего поколения.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как  нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

       В своей работе по экологической культуре, я широко использовала авторские дидактические игры.  Мои  авторские дидактические игры, экологического содержания расширяют представления о взаимодействии человека и  природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально – ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

Главной функцией, которой является подготовка подрастающего поколения к жизни  в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_zimniy_les.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 167 (корпус 3)

Конспект образовательной деятельности

в подготовительной группе «Радуга»

«Путешествие в зимний лес»

                                                         

                                                                      Воспитатель: Саткеева Жанара Жаслановна

Тюмень – 2017

Цель:

Познакомить детей с дикими животными нашего края, дать представления о том, что они млекопитающие, разобраться в их классификации по типу питания.

Задачи:

Обучающие:

  1. Расширять представления детей о живой природе родного края.
  2. Расширять и активизировать словарь детей словами: «фауна», «дикие», «хищные», «млекопитающие», «пернатые».

Развивающие:

  1. Развивать память, мышление, внимание, общую и мелкую моторику.
  2. Развивать связную речь и навыки общения, общих речевых навыков.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать бережного отношения к природе.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран. CD-проигрыватель, диски с музыкальными произведениями и записью голосов птиц. Карточки – с листьями деревьев, карточки с изображением деревьев. Авторские дидактические игры «Хищники и травоядные», «Птичья столовая», «С какого дерева листок», «Узнай по голосу».

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций в альбомах «Животный мир». Прослушивание CD с записью голосов птиц. Знакомство с  песней «Мы едем, едем, едем…».

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель (рефлексивный круг): 

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Дети выполняют соответствующие движения и задания.

Воспитатель: 

Игра,  на развитие эмоционально – нравственной сферы "Передача чувств".
Цель:
 учить передавать различные чувства невербальным способом.

Воспитатель:

 - А, давайте, потрем ладошки и  согреем их своим теплом. Теперь передадим свое тепло,  нежность и свое хорошее настроение друг другу! Согласны? Посмотрите, как всем стало хорошо!
- Посмотрю на ваши лица, с кем здесь можно подружиться?

Я, Жанара  Жаслановна, а ты кто? Ответь ласково, как тебя зовут?

Дети называют себя.

Воспитатель:

 - Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие в зимний лес. Вы согласны?

Дети: - Да!

Воспитатель: 

- А как вы думаете, на чем мы поедим в зимний лес? (ПРОБЛЕМА ПОСТАВЛЕНА).

Воспитатель: - Верно, ребята можно попасть в зимний лес и на автобусе, на маршрутке. А отправимся мы в путешествие на автобусе, но прежде, нужно приобрести билеты. Пройдите к столу и возьмите любую карточку с листьями деревьев. Листочек на карточке соответствует месту в автобусе (на стульях прикреплены деревья соответствующие листьям) , каждый садится на свои места. Прежде чем занять место, назовите дерево с которого ваш листок?

Дети быстро называют деревья  на карточке и занимают «места в автобусе».

Воспитатель:

 - Замечательно, все на местах, пора в путь!

Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…».

Дети подпевают.

Музыка затихает.

Воспитатель: - Ребята выходите из автобуса, посмотрите, куда мы с вами приехали?

Слайд Изображение леса.

Звучит фонограмма голосов птиц.

Дети: - В лес.

Воспитатель: - Что такое лес?

Ответы детей.

Воспитатель: - Верно! Ребята, а как нужно вести себя в лесу, чтобы не потревожить жителей леса?

Ответы детей.

Слайд. Белка на дереве.

Воспитатель обращает внимание на конверт, лежащий под деревом.

Воспитатель:

 - Ребята, посмотрите, белка обронила конверт. Интересно, для кого он? Давайте посмотрим. Читает: «Гостям зимнего леса». Интересно, что в нем? (Открывает конверт).

- Ребята, белочка для вас приготовила интересные карточки?

Воспитатель: Ребята, что изображено на  карточках?

Дети: Животные.

Воспитатель: Правильно. А какие это животные, назовите мне этих. (Дети называют)

Воспитатель: - Как назвать, одним словом изображенных животных?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Верно, а почему их называют дикими?

Дети: Потому что они живут в лесу.

Воспитатель: Правильно! Все эти животные, живут в наших краях, у них есть одно общее название – МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.

- Почему? (питаются молоком мамы)

- Еще их можно разделить на две группы:

  • одни из них питаются травой, цветами, фруктами, листьями деревьев – их называют   травоядными,
  • другие охотятся на слабых и больных животных, преследуют добычу, любят мясо, их называют   хищниками.

Дидактическая игра   "Хищники и травоядные"

Цель  – закрепить знания детей о классификации животных леса, по способу добычи пищи: хищники и травоядные.

Воспитатель показывает карточки с мнемосхемами красного и зеленого цвета, красный – это хищники, зеленый – травоядные, которые находятся в обручах соответствующего цвета.  В руках у детей карточки, на которой изображено какое-либо животное, дети по сигналу распределяют своих животных, в соответствующий обруч.

Дети выполняют задание. Потом проверяет задание вместе с детьми, по очереди спрашивая каждого ребёнка.

Слайд Таблица с животными(проверка задания)

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием!

Воспитатель: А теперь ребята, поиграем в словесную игру «Что не так?» Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верно фразу.

У волка - лисята. Они живут в логове.

У медведя – зайчата, они живут в норе.

У белки – волчата, они живут в берлоге.

У ежика – бельчата, они живут в дупле.

У Зайца – медвежата, они живут в берлоге.

У лисы – волчата, они живут в дупле.

Дети выполняют упражнение, отвечая полными развернутыми ответами.

Слайд. Изображение летящих птиц в неба.

Воспитатель: Ребята, тихо, а чьи это голоса слышны?

Дети: Птиц

Воспитатель: Точно, посмотрите на небо, птицы летят. Скажи, а чем птицы отличаются от животных?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, молодцы ребята!!! А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай птицу по голосу?»

Дидактическая игра «Узнай птицу по голосу?»
Цель пособия: закрепить знания о птицах.

Воспитатель:

- Ребята, а как живется зимой птицам?

Ответы детей  (Голодно  птицам, насекомые  в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).

- Ребята, кто же может помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь приходят люди. Они делают и вешают кормушки, куда люди приносят крупяные каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

Воспитатель:
- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. И мы должны помочь. Поможем птицам. Вот вам кормушка, а какие птицы прилетят в нашу столовую, вы хотите узнать? Я сейчас буду загадывать загадки, а вы отгадывайте, кто из птиц прилетает в нашу столовую. Слушайте внимательно:

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

- Кто это? Правильно. Воробей прилетел и сел в верхний правый угол. По желанию детей. Слушайте следующую загадку:

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды-

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь)

- Кто это? Правильно. Снегирь прилетел и сел в нижний левый угол. Слушаем внимательно следующую загадку:

Белобокая красотка
Балаболит, как трещотка.
Все блестяшки издалёка
Тащит в гнёздышко…
(Сорока)

- Правильно сорока прилетела и села внизу посередине кормушки. Все правильно посадили сороку? Молодцы. Слушаем внимательно следующую загадку:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

- Молодец. Прилетела и села в нижний правый угол. Слушаем последнюю загадку:

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

-Правильно. Дятел прилетел, и сел посередине кормушки.

Скажите, пожалуйста, где сидит воробей? Правильно, молодцы.

-Скажите мне, где находится снегирь? Ребята, правильно. Молодцы.

А где находится дятел?

Где сидит сорока у вас в кормушке? Правильно ответили мальчики.

Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы сегодня отвечали и птичкам понравилось с вами играть. Молодцы!

Дидактическая игра «Птичья столовая».
Цель:
 продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве листа бумаги по словесной инструкции; давать отчёт о выполненном действии. Закрепить названия зимующих птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Воспитатель:
 - Ребята время нашего путешествия подходит к концу и нам с вами нужно отправляется обратно в группу. Скажите всем. До Свидания!!!! Садитесь в автобус, каждый на свое место, согласно билетам  и поедем в группу!

Звучит песеня «мы едем, едем, едем!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимнее развлечение "Путешествие в зимний лес"

Развлечение можно проводить на зимних каникулах....

Сценарий зимнего досуга «Путешествие в зимний лес»

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности....

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ЗИМНИХ ИГР И ЗАБАВ «Путешествие по зимним сказкам»

Больше всех наступлению зимы, как правило, радуются дети. И не случайно, ведь именно зима предоставляет замечательную возможность весело и с пользой для здоровья проводить время на свежем зимнем возду...

Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес» для старшей группы.

Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес»  для старшей  группы.  Цель: Воспитывать любовь к спорту, развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в про...

Занятие "Зимнее путешествие в зимние виды спорта"

Цель: Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта, приобщение детей к здоровому образу жизни....