Конспект занятие в подготовительной к школе группе «Наблюдение за рыбкой в аквариуме»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Аскерова Елена Геннадьевна

закрепление представлений у детей об особенностях строения рыб

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatie_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятие  в подготовительной к школе группе «Наблюдение за рыбкой в аквариуме»

Цель: закрепление представлений у  детей об особенностях  строения рыб;

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с особенностями строения рыб.
  • Уточнить представления детей о признаках различия и сходства между   рыбками, о характерных признаках внешнего вида и особенностях поведения.
  • Дать представление о кормлении и уходе за аквариумными рыбками, особенностями их внешнего вида и поведения.
  • Продолжать обучать составлять описательные и сравнительные рассказы с использованием приемов мнемотехники.
  • Упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.
  • Активизировать умение точно по смыслу употреблять в речи глаголы, прилагательные, существительные.

Развивающие:

  • Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам и выделять противоречивые свойства.
  • Продолжать развивать символическую функцию мышления, использовать условно-символические изображения для составления связного рассказа.
  • Развивать познавательные и творческие способности, любознательность, наблюдательность,  сообразительность и фантазию в процессе решения творческих задач.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение работать в коллективе, выполнять общее дело.
  • Продолжать обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками.
  • Воспитывать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо ситуации и делать выводы.
  • Воспитывать интерес к аквариумным рыбкам и желание заботься о них.

Демонстрационный материал: сачок, вода, тазик с рыбкой

Активизация словаря: аквариум, чешуя, плавники, жабры, мальки, вуаль.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций «Животный мир водоемов»;
  • наблюдение  за рыбками  в аквариуме;  
  • чтение  «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина,
  • опытническая деятельность  «Очистка грязной воды», «Определение возраста рыбы»;  
  • дидактические игры «Рыбная ловля», «Летает, плавает, бегает»

Ход наблюдения

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методические приемы

Вводная

-Дети, а вы заметили, какой сегодня замечательный день! Солнышко уже проснулось и заглядывает к нам в окошко. Наверное, оно хочет пожелать нам хорошего настроения. Дети, а какое настроение у вас?

-Улыбнитесь, как кот на солнышке, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка. Ну, и, конечно, давайте от всей души улыбнёмся друг другу. Замечательно!

-Давайте с Вами вспомним сказку А.С. Пушкина «Сказку о рыбаке и рыбке» о чем эта сказка? Правильно о золотой рыбке. Сегодня я Вам покажу золотую рыбку. Только рыбка эта не сказочная, а настоящая и поэтому не может выполнять ничьих желаний. И она будет жить у нас, мы должны научиться понимать ее желания и делать так, чтобы рыбке было у нас хорошо.

Веселое, радостное, счастливое…

Дети улыбаются

Организационный момент

Беседа

Основная

Дети садятся вокруг стола, где в центре расположен тазик с золотой рыбкой,

 заранее отсаженную из общего аквариума в таз с водой, чтобы дети имели возможность ее хорошо рассмотреть.

- Все  яркие, красивые рыбки живут только в тёплых водоёмах: морях, озёрах и реках. (Красное и Карибское моря, реки и озёра Южной Америки, Африки,  Индии, Китая).

-Родина золотой рыбки — далёкий Китай. Давным-давно, примерно 250 лет назад, на красоту рыбки обратили внимание путешественники-европейцы и привезли ее в Европу для разведения в аквариумах.

- дети давайте с Вами внимательно рассмотрим тело рыбки.

— Кто знает, чем покрыто тело у рыб?

— А какая у рыбки форма тела?

-Да ребята, тело у рыбки обтекаемое, сжато с боков, заострено спереди и

сужено сзади. Такая своеобразная форма тела позволяет рыбкам хорошо

плавать. А еще у рыбок есть хвост и плавники.

- давайте посмотрим, как рыбка плавает.

— Что помогает рыбке при плавании?

— Когда рыбка плывет, ее хвост движется из стороны в сторону.

Физкультминутка

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

-Продолжаем рассматривать нашу рыбку.

-На конце тела у золотой рыбки, как и у всех других рыб, имеется хвостовой плавник. Кроме того, плавники у рыб есть на спинке, на брюшке и на грудке.

-Как вы думаете, рыбка нас видит? Почему

-рыбки быстро замечают движущиеся предметы. Посмотрите, как наша рыбка увидит и поймает корм. Золотые рыбки очень любят вот таких червячков.

Воспитатель  показывает мотыля, бросает в воду.

-За день одна золотая рыбка съедает 4-5 личинок.

- А давайте позовем нашу рыбку и легонько постучим по тазу.

-Педагог рыбка слышит наш стук, у нее нет снаружи ушей, но есть внутреннее ухо.

-Посмотрите, как рыбка дышат, заглатывает ртом поток воды.

В воде находится воздух, рыбка вдыхает его жабрами, а отфильтрованная вода выходит с двух сторон.

Рыбка любит жить в воде, это ее дом. Сейчас мы перенесем ее в аквариум к другим рыбкам. Рыбку нельзя ловить руками, она очень нежная, хрупкая. Для того, чтобы не повредить ее, имеется специальный сачок.

-Рыбки без воды жить не могут, поэтому пересаживать ее из одной емкости в другую надо очень быстро.

-Золотая рыбка любит жить в воде определенной температуры, любит сухой и живой корм.

— Ребята, вы все уже знаете, для чего в аквариуме рамочка.

-Правильно, это кормушка. Все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм — дафний и циклопов. Это очень мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит, как порошок. Чтобы корм не расплывался по воде, его кладут только в кормушку. Рыбкам дают корма не больше, чем они могут съесть, чтобы он не портился и не загрязнял аквариум. Кормят рыбок в одно и то же время.

— Ребята, насыпьте в кормушку корм и легонько постучите по аквариуму. Если рыбки слышат наш стук, и в одно и то же время давать им корм, можно выработать у них привычку. На стук они будут подплывать к кормушке.

— Вода в аквариуме всегда должна быть чистой и наполненной кислородом. Для этого используется специальное устройство, которое поставляет в воду кислород.

Воспитатель  включает устройство.

-Ребята, а для чего в аквариуме сажают аквариумные растения?

— А давайте вспомним правила ухода за обитателями аквариума, и вместе рассмотрим предметы ухода за аквариумом и его обитателями.

Словесная игра «Кто больше назовет слов?»

Назвать действия:

Рыбка что делает?

Назвать признаки:

    Рыбка – какая?  

    Тело у рыбки какое?

    Плавник какой?

Словообразование с использованием суффиксов:

    Скажи ласково:  рыба – рыбка, хвост – хвостик, плавник – плавничок,  глаз – глазик, ус – усик, вода – водичка, нос – носик, икра – икринка, сом – сомик, рот – ротик, тело - тельце…

Сидят вокруг стола

Чешуей

Рассуждение детей

Хвост, плавники

дети, присев на корточки и вытянув вперед руки с сомкнутыми ладонями, покачиваются, имитируя движения рыбки

на лицах улыбки, голова поворачивается за рукой

дети встают, туловище наклонено вперед, одна рука вдоль туловища, другая изображает «рыбкин» хвост, покачиваются из стороны в сторону

Да. У рыбки есть два глаза — с левой и с правой стороны.

Дети наблюдают, как рыбка хватает корм.

Дети наблюдают за реакцией рыбки, она реагирует на стук.

Дети  вместе с воспитателем  ловят рыбку, переносит ее в аквариум.

Это  кормушка

Дети насыпают корм и стучат тихонечко по стенкам аквариума

дети наблюдают за пузырьками воздуха в воде.

Для того, чтобы было красиво, уютно, чтобы рыбки могли прятаться, отдыхать среди листьев, питаться зеленым кормом. Чтобы растения насыщали воду кислородом.

плавает, дышит, глотает, виляет хвостиком, питается, размножается, растёт…

большая, маленькая, быстрая, крупная, скользкая…

овальное, продолговатое, яйцеобразное, гибкое, вытянутое, обтекаемое…

длинный, пышный, короткий, острый, прозрачный, спинной, брюшной, хвостовой, грудной…

Рассказ воспитателя

Показ

Объяснение

Обобщение

Физминутка

Беседа

Показ

Показ

Объяснение

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Вопросы

Наблюдение

Словесная  игра

Заключительная

-Ребята, что нового вы сегодня узнали?

-Что было самым интересным?

В дальнейшем дети ухаживают за аквариумом, закрепляют на практике полученные знания.

Ответы детей

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия. Подготовительная к школе группа. Тема: «Мебель».

Конспект индивидуального занятия.Подготовительная к школе группа.Тема: «Мебель».Программное содержание:Цель: Развитие пространственных представлений в макро и микропространстве и развитие представлени...

Презентация прогулки в подготовительной к школе группе "Наблюдение за насекомыми"

Значение прогулок в настоящее время увеличивается, так как федеральные стандарты предусматривают решение программных образовательных задач не только в рамках непосредственно-образовательной деятельнос...

Конспект занятия подготовительной к школе группы "23 февраля"

Группа делится на две команды: команда мальчиков и команда девочек. Выбираются капитаны команд. Через увлекательные задания на интерактивной доске выполняются задания. связанные с праздником, а гости ...

По образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе И.Токмаковой «Рыбка, где ты спишь?»

Конспект непрерывной образовательной деятельностис использованием современной информационно – коммуникационной образовательной технологии и технологии игрового обучения по образовательной област...

Конспект занятия (подготовительная к школе группа для детей с ОНР) - «Проделки Зимушки-Зимы»

Занятие (подготовительная к школе группа для детей с ОНР) на тему «Проделки Зимушки-Зимы» подготовлено в целях:Активизации и расширение словаря по темам: «Дикие жи­вотные наших л...

Конспект прогулки в подготовительной к школе группе «Наблюдение за листопадом»

Цель: продолжать формировать представления об осеннем явлении природы – листопад.Задачи:  Обучающие:• закрепить знание о времени года – осень.• Продолжать формиров...