Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В мире камней»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Данная деятельность помогает формировать умение самостоятельно исследовать свойства камня (цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость), формулировать выводы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад компенсирующего вида № 34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края

Конспект непосредственно образовательной деятельности  с элементами экспериментирования

для детей старшего дошкольного возраста

«В мире камней»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ № 34

Бровко  А. А.

2016 год 

 

 

Программное содержание:

  • воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам;
  • развивать любознательность, познавательную активность, интерес к разнообразным природным ресурсам;
  • развивать навыки совместной деятельности в подгруппе, умение договариваться друг с другом, согласовывать действия;
  • расширять знания детей о камнях, их свойствах и роли в жизни человека;
  • Данная деятельность помогает формировать умение самостоятельно исследовать свойства камня (цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость), формулировать выводы.

 

Материалы и оборудование:

  • коллекция минералов и камней (в том числе морские, пемза, соляной камень)
  • емкости с водой
  • пинцеты
  • лупы
  • ложечки
  • салфетки
  • фонарики
  • исследовательские листы, цветные карандаши
  • цветные фишки для деления на команды

 

Взаимосвязь с другими видами деятельности.

До НОД:

  • рассматривание украшений из камней, рассматривание камней в природных условиях, коллекции камней;
  • опыт «Что тверже: камень или дерево?»;
  • беседа «Какие бывают камни?»;
  • дидактическая игра «Что из камня, что из дерева?» (по типу «разложи картинки»).

После НОД:

  • дидактическая игра «Найди свой камень»;
  • составление рассказов о камнях, творческое рассказывание «Сказка о камушке»;
  • опыт «Где рождаются камни?», самостоятельное экспериментирование с камнями;
  • рассматривание коллекции минералов и камней, изделий из камней, обмен мнениями;
  • совместное оформление выставки «В царстве камней», презентация выставки детям старшей группы и родителям.

Содержание деятельности

Этапы

Содержание

Время проведения

Процесс вовлечения (утром, до НОД)

Воспитатель утром вносит в группу коллекцию камней и минералов. Дети самостоятельно рассматривают камни, обмениваются мнениями.

Воспитатель:

- Ребята, что сегодня необычного вы нашли в группе? (ответы детей)

- Я недавно была на выставке «Каменные фантазии», там экскурсовод очень увлекательно рассказывал о камнях, их свойствах и особенностях. Ребята, а что мы будем делать с нашими камнями? Рассматриваются предложения детей (подвести детей к мысли создать выставку камней и быть там экскурсоводами).  

5 мин.

Процесс целеполагание

Воспитатель:

- Ребята, что же мы с вами решили сделать? (ответы детей)

- Как вы думаете, а мы много знаем о камнях, которые есть у нас в группе? Мы сможем быть экскурсоводами на нашей выставке и рассказать гостям интересные факты о каждом из них? (ответы детей, пробуют составить рассказ, приходят к выводу, что знают о камнях мало)

- Что мы можем сделать, чтобы узнать о камнях что-то интересное? (предложения детей). А мы можем исследовать свойства камней как настоящие ученые? Провести опыты с камнями?

Дети и воспитатель принимают решение стать учеными и исследовать свойства камней.  

2 мин.

Процесс проектирования и планирования

В-ль:

- Какие свойства камня мы можем исследовать? (форму, размер, цвет и т.д.)

- Исследовать свойства камня нам помогут исследовательские листы (образец на доске).

Воспитатель и дети изучают исследовательский лист и определяют этапы работы:

- Как вы думаете, что мы будем исследовать сначала? (цвет) Какой прибор нам в этом поможет? (лупа). Фиксировать результат можно в окошечке с помощью карандашей.

- Как вы думаете, что за свойство камня показано на второй строчке- что мы будем исследовать? (ответы детей)Как мы определим это свойство? (ответы) Если камень гладкий, то где поставим отметку?

- Кто догадался, что за свойство камня мы будем исследовать дальше? (ответы). Мы будем определять блестящий камень или нет.

- Что мы будем изучать сейчас? (ответы). Нужно определить, прозрачный ли камень, может ли он пропускать сквозь себя свет, или нет. Как это мы можем сделать? (ответы)

- Кто сможет ответить, глядя на лист исследователя, какой эксперимент с камнями мы проведём теперь? (ответы: тонет или нет, растворимость) 

Но у нас есть ещё одна небольшая проблема: камней у нас только 5, а вас больше, как же поступить, чтобы каждый смог принять участие в исследование (подвести детей к разделению на подгруппы).

Дети делятся на команды с помощью цветных фишек, находят свое рабочее место. Воспитатель дает совет о распределении ролей в команде. 

8 мин.

Процесс осуществления деятельности

Команды выбирают понравившийся им камень, готовят оборудование для исследовательской деятельности, распределяют роли, приступают к самостоятельному экспериментированию.  

В процессе деятельности воспитатель наблюдает за самостоятельной деятельностью детей, по необходимости оказывает помощь в индивидуальном порядке, отвечает на вопросы, дает советы.

15 мин.

Процесс рефлексии, переход к другому виду деятельности

Воспитатель даёт общую оценку деятельности. Дети составляют рассказ о камнях по исследовательским листам.

Воспитатель:

- Что мы с вами задумали сделать? У нас получилось исследовать свойства камней?

- Для чего мы это всё это делали? (выставка – экскурсоводы)

- Что же мы будем делать дальше? Как создать выставку? Что еще для этого нам может понадобиться? Подумайте об этом в свободное время, посоветуйтесь с родителями, а завтра поделимся своими задумками.

5 мин.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки в страну Спортландию»

Виды детской деятельности: физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкально – художественная. Цели: Познакомить детей с различными видами спорта: (баскетбол, легкая атлетика...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственной образовательной деятельности (изобразительной деятельности) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Хозяева тайги». (продолжение занятия «Оживший лес»)

Программное содержание: Продолжать закреплять у детей умение самостоятельно подбирать изобразительную технку и материал в соответствии с образом животного выбранного для рисования....

Конспект непосредственной образовательной деятельности (изобразительной деятельности) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Оживший лес».

Программное содержание: Закреплять у детей умение самостоятельно подбирать изобразительную технику и материалы в соответствии с образом дерева, выбранного для рисования....

Конспект непосредственной образовательной деятельности (изобразительной деятельности) для детей старшего дошкольного возраста 6-7лет Тема: «Я в подводном мире».

Программное содержание: закреплять умение детей работать в технике печать по трафарету побуждать к использованию декоративных элементов при оформлении изображения....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в группе старшего дошкольного возраста «Необыкновенные свойства обыкновенной бумаги»

Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге.Задачи:Закрепить знания детей о назначении и использовании разных видов бумаги и использование их в зависимости от св...