Конспект занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с окружающей и социальной действительностью. "Знакомство детей с обобщающим понятием "Посуда".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Алямкина Татьяна Геннадьевна

Ознакомление дошкольников с предметным миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_srednyaya_gruppa.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе

по ознакомлению дошкольников с окружающей

 и социальной действительностью.

Предметный мир. Тема занятия:

 «Знакомство детей с обобщающим понятием «Посуда»

Цель:

  • учить детей различать и называть предметы посуды;
  •  группировать и объединять  предметы по сходным признакам (по назначению);
  • Находить различия и сходства между предметами;
  • Учить детей образовывать слова по аналогии. Обратить внимание детей на то, что все предметы сделаны руками людей и поэтому к ним необходимо относиться бережно.

Наглядный материал: предметы посуды (настоящей). Обязательно включить предметы всех видов посуды: кухонной, столовой и чайной.

Ход занятия : 

1 часть. Вступительная.

Организационный момент: рассаживаю детей полукругом на стульчики.

Создание интереса: Воспитатель вносит коробку, в которой находятся предметы посуды.

- Ребята, нам пришла большая посылка. Давайте посмотрим, что там такое?

2 часть. Основная.

Воспитатель по одному достает из коробки предметы, рассматривает каждый, выделяя его части, материал, форму, цвет.

- Ребята, что это такое? (достает  кастрюлю). А кастрюля какая, что вы можете о ней сказать? (большая, белая, металлическая,). Что есть у кастрюли?(ручка, крышка).

-А это что?(тарелка) .А какая тарелка? (белая, с цветочками,).Для чего она?(для супа) Как ее можно назвать?(дети затрудняются ответить и воспитатель помогает и спрашивает, глубокая эта тарелка или мелкая).

- А это что? (чайник) Какой он?(большой,  белый  с цветочками.)Что есть у чайника?(носик, ручка, крышка).

Таким образом, воспитатель рассматривает все предметы, которые находятся в коробке, предъявляя их детям по одному. Когда все предметы будут стоять на столе, воспитатель предлагает детям сравнить их.

-Посмотрите, у каких предметов есть ручки?(чайник, кастрюля, сковородка).

- А у каких предметов есть крышки?(кастрюля, чайник, сахарница).

- А есть ли здесь предметы, у которых нет ни ручки, ни крышки? (тарелки).

-Чем отличается тарелка от сковородки? (у сковородки есть ручка, а у тарелки нет; сковородка из металла, а тарелка из глины; сковородка не бьется, а тарелка может разбиться и т.д.).

-Чем похожи сковородка и тарелка? (круглые).

-Вот, сколько много предметов было в коробке! А для чего все эти предметы нужны? Для чего нужна кастрюля? Сковородка? Тарелка? Чашка? Да, ребята, все эти предметы нужны для того, чтобы приготовить пищу, а также для того, чтобы есть. В кастрюле мы готовим суп, а из тарелки его едим. Этим все названные предметы похожи. Их можно назвать одним словом. Каким?

 (предположения детей).

- Предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом – посуда. Повторите все вместе это слово (дети повторяют слово хором и индивидуально).

- Некоторые названия посуды звучат очень похоже. Посуда для сахара – это что?(сахарница) . Посуда для селёдки – это что?(селёдочница). Посуда для салата –это что?(салатница). Воспитатель следит , чтобы дети правильно выговаривали все слова.

- А вот другие названия. Посуда для масла - это что?(масленка) Для соли?(солонка).А для чая?(чайник). Для кофе? (кофейник). Для молока?(молочник).

- Давайте вместе накроем стол к обеду.  Постелим  на  стол скатерть (воспитатель стеллит на свободный стол скатерть.) Я буду вас вызывать, и вы будете брать только один предмет посуды и ставить его на стол (дети выходят по одному и ставят на стол селедочницу, салатницу, солонку, масленку и др. Воспитатель обязательно просит называть предмет посуды, добивается, чтобы ребенок правильно произносил слово ).

- Вот как красиво вы накрыли на стол. Сейчас поставим вазу с цветами, чтобы было красиво и салфетницу с салфетками (воспитатель ставит вазу и салфетницу).Вам нравится, ребята?

- Посмотрите внимательно на стол и скажите, есть ли на столе предметы, которые не относятся к посуде? (предположения детей.). Да, это ваза и салатница.

- Итак, ребята, мы с вами сегодня узнали, что предметы, которые нам нужны для еды и для ее приготовления, называются одним словом - посуда.

-А сейчас поиграем. Я поставлю на стол несколько предметов. Здесь будут не только предметы посуды, но и другие предметы, которые не относятся к посуде. Попробуйте догадаться, что же здесь лишнее, что не относиться к посуде?

Воспитатель ставит четыре предмета. Из них три предмета посуда, а один не относится к посуде, но близок к ней по некоторым признакам: горшок для цветов, ваза, ведро. Когда ребенок назовет лишние предметы, воспитатель спрашивает, почему он так решил (потому что в нем нельзя приготовить пищу и из него не едят и не кладут в него еду.)

Игра проводится 3-4 раза.

3 часть. Заключительная.

- Теперь, ребята, вы знаете, что предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом – посуда. 

Посуда сделана из разных материалов. Из чего сделана посуда, в которой мы готовим еду? (Из металла.) А почему?(металл прочный, посуду из металла можно ставить на огонь).

-А посуда, из которой мы едим, из чего сделана? (дети затрудняются ответить и воспитатель говорит, что эта посуда сделана из стекла – например салатница, или из глины).

- Как вы думаете, если посуда из глины упадет, она разобьется?

(да ,разобьется). Она не такая прочная, как посуда из металла, поэтому с ней надо обращаться очень бережно. Когда вы будете дежурить, то вспомните об этом.

- А откуда у нас в детском саду посуда для еды? (купили). А в магазин посуду  откуда привезли? Посуду делают на фабриках, заводах. Не все люди умеют делать посуду, для этого надо учиться. Это трудная работа! И конечно, если человек, сделавший чашку, увидит, как она разобьется, ему будет очень обидно. Ведь он так старался, трудился. И мы с вами будем очень бережно относиться к посуде. Дома, когда вы будете помогать маме накрывать на стол, вы будете тоже очень бережно это делать, чтобы ничего не разбить. За посудой надо ухаживать.

После еды,  что делают с посудой? (моют). А если ее не мыть, то она может убежать от такого человека, как убежала от  бабушки Федоры (Воспитатель вместе с детьми вспоминает, как они читали произведение про бабушку  Федору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Дорога в космос». Составила воспитатель первый категории Киндюшенко Татьяна Валерьевна.

Программное содержание:Познакомить  детей с глобусом, с понятиями земля-планета, космический корабль, ракета, космонавт.Познакомить с расположением городов на глобусе, зелеными насаждениями и вод...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Лунтик ухаживает за комнатными цветами»

#next_pages_container { width: 5px; hight: 5px; position: absolute; top: -100px; left: -100px; z-index: 2147483647 !important; }   Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим на тему: «Кто там?».

Программное содержание:Познакомить детей с правилами поведения дома в отсутствии взрослых. Сформировать представление о том, что опасно открывать дверь  отсутствии взрослых.Необходимо объяснить д...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с предметным и окружающим миром на тему:« Народная игрушка»

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с народным творчеством на тему:  « Народная игрушка»...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...