Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «В царстве камней»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гаврущенко Ольга Владимировна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию  с элементами экспериментирования

(старший дошкольный возраст)

Тема: «В царстве камней» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_tsarstve_kamney.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г.Нягань «Детский сад № 10 «Дубравушка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию  с элементами экспериментирования

(старший дошкольный возраст)

Тема: «В царстве камней» 

                                                                                                                                  Воспитатель

Гаврущенко О.В         

Тема: «В ЦАРСТВЕ КАМНЕЙ» 

 Программное содержание:

  • воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам;
  • развивать любознательность, познавательную активность, интерес к разнообразным природным ресурсам;
  • развивать навыки совместной деятельности в подгруппе, умение договариваться друг с другом, согласовывать действия;
  • расширять знания детей о камнях, их свойствах и роли в жизни человека;
  • формировать умение самостоятельно исследовать свойства камня (цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость), формулировать выводы.

 

Материалы и оборудование:

  • коллекция минералов и камней (в том числе морские, пемза, соляной камень)
  • емкости с водой
  • пинцеты
  • лупы
  • ложечки
  • салфетки
  • фонарики
  • исследовательские листы, цветные карандаши
  • цветные фишки для деления на команды

 

Взаимосвязь с другими видами деятельности.

До НОД:

  • рассматривание украшений из камней, рассматривание камней в природных условиях, коллекции камней;
  • опыт «Что тверже: камень или дерево?»;
  • беседа «Какие бывают камни?»;
  • дидактическая игра «Что из камня, что из дерева?» (по типу «разложи картинки»).

После НОД:

  • дидактическая игра «Найди свой камень»;
  • составление рассказов о камнях, творческое рассказывание «Сказка о камушке»;
  • опыт «Где рождаются камни?», самостоятельное экспериментирование с камнями;
  • рассматривание коллекции минералов и камней, изделий из камней, обмен мнениями;
  • совместное оформление выставки «В царстве камней», презентация выставки детям старшей группы и родителям.

Содержание деятельности

 Этапы

Содержание

Процесс вовлечения (утром, до НОД)

Воспитатель утром вносит в группу коллекцию камней и минералов. Дети самостоятельно рассматривают камни, обмениваются мнениями.

Воспитатель:

- Ребята, что сегодня необычного вы нашли в группе? (ответы детей)

- Я недавно была на выставке «Каменные фантазии», там экскурсовод очень увлекательно рассказывал о камнях, их свойствах и особенностях. Ребята, а что мы будем делать с нашими камнями? Рассматриваются предложения детей (подвести детей к мысли создать выставку камней и быть там экскурсоводами).  

Процесс целеполагание

Воспитатель:

- Ребята, что же мы с вами решили сделать? (ответы детей)

- Как вы думаете, а мы много знаем о камнях, которые есть у нас в группе? Мы сможем быть экскурсоводами на нашей выставке и рассказать гостям интересные факты о каждом из них? (ответы детей, пробуют составить рассказ, приходят к выводу, что знают о камнях мало)

- Что мы можем сделать, чтобы узнать о камнях что-то интересное? (предложения детей). А мы можем исследовать свойства камней как настоящие ученые? Провести опыты с камнями?

Дети и воспитатель принимают решение стать учеными и исследовать свойства камней.  

Процесс проектирования и планирования

В-ль:

- Какие свойства камня мы можем исследовать? (форму, размер, цвет и т.д.)

- Исследовать свойства камня нам помогут исследовательские листы (образец на доске).

Воспитатель и дети изучают исследовательский лист и определяют этапы работы:

- Как вы думаете, что мы будем исследовать сначала? (цвет) Какой прибор нам в этом поможет? (лупа). Фиксировать результат можно в окошечке с помощью карандашей.

- Как вы думаете, что за свойство камня показано на второй строчке- что мы будем исследовать? (ответы детей)Как мы определим это свойство? (ответы) Если камень гладкий, то где поставим отметку?

- Кто догадался, что за свойство камня мы будем исследовать дальше? (ответы). Мы будем определять блестящий камень или нет.

- Что мы будем изучать сейчас? (ответы). Нужно определить, прозрачный ли камень, может ли он пропускать сквозь себя свет, или нет. Как это мы можем сделать? (ответы)

- Кто сможет ответить, глядя на лист исследователя, какой эксперимент с камнями мы проведём теперь? (ответы: тонет или нет, растворимость) 

Но у нас есть ещё одна небольшая проблема: камней у нас только 5, а вас больше, как же поступить, чтобы каждый смог принять участие в исследование (подвести детей к разделению на подгруппы).

Дети делятся на команды с помощью цветных фишек, находят свое рабочее место. Воспитатель дает совет о распределении ролей в команде. 

Процесс осуществления деятельности

Команды выбирают понравившийся им камень, готовят оборудование для исследовательской деятельности, распределяют роли, приступают к самостоятельному экспериментированию.  

В процессе деятельности воспитатель наблюдает за самостоятельной деятельностью детей, по необходимости оказывает помощь в индивидуальном порядке, отвечает на вопросы, дает советы.

Процесс рефлексии, переход к другому виду деятельности

Воспитатель даёт общую оценку деятельности. Дети составляют рассказ о камнях по исследовательским листам.

Воспитатель:

- Что мы с вами задумали сделать? У нас получилось исследовать свойства камней?

- Для чего мы это всё это делали? (выставка – экскурсоводы)

- Что же мы будем делать дальше? Как создать выставку? Что еще для этого нам может понадобиться? Подумайте об этом в свободное время, посоветуйтесь с родителями, а завтра поделимся своими задумками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Как жили наши предки»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с вулканом»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Знакомство с вулканом»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Закрепляем строение растений»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Закрепляем строение растений»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Отправляемся в космическое путешествие»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Отправляемся в космическое путешествие»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Изучаем свойства воздуха»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Изучаем свойства воздуха»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Сравниваем комнатные растения»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Сравниваем комнатные растения»...