Конспект НОД по окружающему миру "Трудом человек славится" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Колобова Ольга Александровна

Одним  из основных принципов дошкольного образования является полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития, что указано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без решения задач трудового воспитания. Конспект НОД "Трудом человек славится" направлен на формирование у детей первичных представлений о труде взрослых,его роли в обществе и жизни каждого человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_trudom_chelovek_slavitsya.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по окружающему миру

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Трудом человек славится»

Задачи:

1.Дать детям представления о некоторых культурных традициях, трудовых занятиях,  профессиях (на примере мужского и женского труда). Продолжать знакомить дошкольников с известными произведениями живописи(портреты, жанровая живопись), в которых отображены национальные трудовые традиции.

2.Развивать художественное восприятие, умение откликаться на художественный образ, понимать его(изображение характера русских людей, их отношения к труду). Способствовать формированию у детей эстетической оценки, умение аргументированно и развёрнуто оценивать изображения. Развивать познавательные процессы, эмоционально -эстетические способности. Активизировать высказывание детьми собственных предпочтений, ассоциаций. использование слов и словосочетаний: занятия, труд,названия профессий, слова описания характера человека и профессиональных успехов (мастер, умелец, искусно)

3.Воспитывать уважительное отношение к труду, подводить к пониманию того, что труд нелёгкий: необходимо прикладывать усилия. Воспитывать эстетические и нравственные чувства и эмоции в процессе рассматривания произведений.

Материал: кукла Емеля, репродукции картин Л. Плахова «Кузница, В. Тропинина «Кружевница», И. Куликова «Павловский кустарь», картинки с изображением орудий труда для традиционно женских и мужских профессий.

Методы и приёмы: игровая ситуация, рассматривание, беседа, игровой, практический.

Предварительная работа:

1.Чтение сказок «По щучьему велению», «»Госпожа метелица», «Двенадцать месяцев», «Золушка»

2.Обсуждение пословиц «Делу время, потехе час», «Сделал дело, гуляй смело».

3. Рассказ воспитателя о труде людей в давние времена.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня в уголке потерянных вещей (показывает детям необычный плащ красного цвета)

-Вы не знаете, чей он?

Раздаётся голос.

Емеля: Ой, ой, ой не трогайте! Это, наверное, кафтан, который мне хотел подарить царь. По щучьему велению, по моему хотению -быть мне красавцем писаным, в красный кафтан наряженным!

-Емеля здравствуй! Ребята, вы узнали из какой сказки наш гость?

Ответы детей.

-Поздоровайтесь с Емелей.

Дети здороваются со сказочным героем.

-Извини, Емеля. Мы только хотели рассмотреть его поближе. Возьми, пожалуйста. Воспитатель пытается одеть кафтан на куклу, но он оказывается слишком маленьким.

Воспитатель: Ребята, скажите, а кафтан может стать больше только по желанию Емели?

-Кто шьёт одежду?

Воспитатель подводит детей к выводу о том, что одежду шьёт  портной или швея.

Воспитатель: Чтобы получить красивую и удобную одежду швее нужно хорошо потрудиться. Ребята, объясните Емеле, что означает слово труд.

Воспитатель помогает  детям сделать вывод: труд — это деятельность человека,  с  помощью которой он создаёт что — либо важное, ценное.

-А что означает выражение «преодолевать трудности»?

-Зачем нужно преодолевать трудности?

Ответы детей.

Воспитатель: На Руси и в других странах труд всегда был в почёте, а лень, безделье порицались. Ребята, расскажите Емеле о том, какие занятия были в почёте в давние времена.

 С опорой на приобретённый опыт дети рассказывают о том, что первобытные люди мастерили одежду из шкуры. Взрослые члены стаи занимались охотой и собиранием ягод и грибов. Готовили вяленую рыбу. Любимым занятием первобытных людей было рисование на камнях и стенах пещеры.

-А какие профессии сохранились до нашего времени и какие новые появились появились?

Дети перечисляют известные им профессии.

Емеля: Ну и пусть, что преодолев трудности, люди создают что- то важное, ценное. А я вот только скажу: «По щучьему велению по моему хотению!» и сразу получу то, что захочу.

Воспитатель: Но ведь даже в сказках есть персонажи, которые многого добились своим трудом. Ребята назовите Емеле сказки, в которых рассказывается о таких героях.

Дети называют сказки «Госпожа «Метелица», «Двенадцать месяцев», «Золушка» и т. п.

 Емеля: По щучьему велению, по моему хотению пусть мой дворец сам построится и будет лучше царского!

-Опять ты за своё, Емеля! Дети , объясните нашему гостю пословицу: «Делу время, потехе час!»

А что означает пословица: «Сделал дело, гуляй смело!»

Ответы детей.

Емеля: Как я рад, ребята, что вы мне всё объяснили. Теперь я понял, что трудиться необходимо. Хочу выбрать профессию себе по душе  и научиться ей. А пока я приглашаю вас поиграть.

Проводится игра: «Что мы делали - не скажем»

Один ребёнок закрывает глаза. Он ведущий. Остальные дети изображают действия человека какой — либо профессии пантомимой. Ведущий открывает глаза и спрашивает: «Что вы делали?» Все отвечают:» Что мы делали не скажем, а что делаем- покажем!», -и показывают пантомимой задуманное действие. Ведущий должен отгадать профессию и выбрать себе замену.

Предполагаемые для показа действия: «стирать» (прачка), «красить стену» (маляр), «забивать гвоздь» (плотник, столяр), «лепить пирожки»( повар), «делать зарядку» (воспитатель)

Емеля: Мне очень понравилось с вами играть.  И я вспомнил, что я тоже знаю названия некоторых профессий. Посмотрите, какие картины я вам принёс.

Педагог показывает детям репродукцию картины Л. Плахова «Кузница»

Воспитатель: Ребята, опишите, чем занимаются люди?

Воспитатель подводит детей к выводу: в кузнице мастера с помощью своих инструментов изготавливают различные изделия из металла

-А как художнику удалось достичь того, что кузнец на картине выглядит словно живой?

Педагог помогает сделать вывод: художник нарисовал картину в вертикальном формате, фигура кузнеца расположена в центре, на картине видна игра светлых и тёмных красок.

Емеля: Молодцы, ребята! Вы составили правильное представление об образе кузнеца. А теперь попробуйте представить звуки, которые можно услышать в кузнице. Как вы думаете, громко или тихо бьёт молот по заготовке?

-Никита, поиграй на металлофоне так, чтобы мы поняли, с какой силой кузнецу нужно стучать по металлу.

Ребёнок громко играет на металлофоне.

-Какие у тебя ощущения? Тебе жарко или прохладно?

Педагог снова обращает внимание детей на картину.

-Посмотрите,  и на картине воздух словно накалён от жара, языки пламени словно борются с мастером. А каким предстаёт кузнец?

Дети описывают позу кузнеца, выражение лица, делают предположения о характере героя(сильный, уверенный, трудолюбивый, упорный)

Воспитатель: Вы правильно рассказали мне о кузнеце. Работа кузнеца требует большой силы и мастерства.

-Как по изображённому эпизоду можно догадаться об отношении кузнеца к своему труду?

Педагог подводит детей к тому, что художник стремился не просто рассказать о тяжёлом труде кузнеца, но и показать, как увлечён человек своим трудом, как его сила, упорство и мастерство заставляют подчиняться сильного противника-металл( он плавится, под рукой мастера принимает причудливые формы). В картине переданы уважение, восхищение, любование трудом человека.

Емеля: А теперь я хочу познакомить вас с трудом столяра.

Воспитатель демонстрирует детям картину И. Куликова «Павловский кустарь»

-Рассмотрите картину и скажите, какие инструменты использует этот мастер?

-Что бы вы услышали, оказавшись в его мастерской?

-Труд столяра важен не менее, чем любой другой труд .Обрате внимание как руки мастера стачают детали. О чём нам говорит его поза?

Педагог помогает сделать вывод: столяр внимательно следит  за изменением изготавливаемого изделия, т. к. он сел поближе к окну, чтобы было больше света.

-Ребята, подумайте о характере мастера

Ответы детей

Емеля: А теперь я предлагаю вспомнить традиционно женские занятия, требующие ловкости, терпения.

Воспитатель демонстрирует картину В. Тропинина «Кружевница»

-Как вы догадались о профессии  мастерицы?

-Какие предметы это подтверждают?

Воспитатель обращает внмание детей на необычные верткие катушки с тончайшими нитями, ловкую и колкую иглу, пяльцы.

-Обратите внимание на позу мастерицы, нарядность и одновременно простоту костюма. О чём это свидетельствует?

Емеля: Вам понравилась картина В. Тропинина «Кружевница?» Тогда я предлагаю вам ответить на приветствие героини портрета доброй улыбкой и снова приглашаю вас поиграть. Хотите?

Ответы детей.

Емеля:Я сейчас вам нужно разделиться на 2 команды ( девочек и мальчиков) и и отобрать предметы для традиционно мужских и женских профессий.

Профессии обозначены на карточках символами. Отбор проходит в соревновательной форме.

Воспитатель: Емеля сказал мне, что ему очень понравилось играть и беседовать с вами, но ему пора возвращаться в сказку, где он сможет рассказать другим героям о важности и сложности любой профессии, красоте человеческого труда, умении художников подмечать тонкости характера и интересно, выразительно передавать своё уважение к мастерам(трудящимся людям). Попрощайтесь с Емелей.

А я предлагаю вам нарисовать портреты на тему «Кем я хочу стать» для оформления выставки. Согласны?

-Подумайте о костюме и позе героя картины. Не забывайте рисовать персонаж крупно, во весь лист, правильно располагая части фигуры, соблюдая пропорции. Сначала мы нарисуем  контур фигуры простым графитным карандашом, а затем аккуратно раскрасим в одном направлении (сверху вниз или слева направо, проводя штрихи карандашом), с ровным одинаковым нажимом  на карандаш.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Воспитатель; Какие красивые портреты у вас получились! Я предлагаю вам оформить выставку на тему: «Кем я хочу стать» и порадовать ваших родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методическая разработка сценария развлечения «Доброта – она от века украшенье человека» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей.

В предлагаемом материале  решаются следующие задачи:o       расширять представление детей о влиянии благоприятного психологического состояния (хорошее настроен...

Формирование представлений о первобытном человеке у детей старшего дошкольного возраста посредством "погружения" в исторический образ

Вашему вниманию представляю тему «Формирование представлений о первобытном человеке  у детей старшего дошкольного возраста посредством «погружения» в образ». Выбор мною данной темы обусловлен тем...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим « Научная лаборатория» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной НОД по организации опытов с водой и нетрадицонного рисования для детей сташего дошкольного возраста...

Конспекты НОД по валеологии, развитию речи. познанию окружающего мира, физкультуре для детей старшего дошкольного возраста

Учим детей узнавать , когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью....

Конспект интегрированного занятия по познанию окружающего мира + движение для детей старшего дошкольного возраста

Расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; учить применять свои знания о растительном и животном мире для поиска объекта; совершенствовать умения ориентироваться в пространстве и на плоскос...