Конспект-занятия «Сошью Дуне сарафан»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Свеженцева Наталья Александровна

Познакомить с русским народным костюмом (мужским и женским); формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; расширять словарный запас; развивать творчество, интерес к прошлому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект-занятия «Сошью Дуне сарафан»

Программные задачи:

познакомить с русским народным костюмом (мужским и женским); формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; расширять словарный запас; развивать творчество, интерес к прошлому.

Планируемые результаты: проявляет интерес к русскому народному костюму; имеет представление о праздничной и будничной одежде; владеет  диалогической формой речи.

Материл: кукла в русском костюме, костюмы для детей – сарафан, сорочка, кокошник, штаны, косоворотка, кушак; сундучок, загадки об одежде.

Словарная работа: народный костюм, сарафан, штаны, кушак, рубаха-косоворотка.

Подготовительная работа: рассматривание альбома «Одежда крестьян», игра «Одень куклу»; чтение сказки «Заюшкина избушка».

Содержание деятельности

Хозяйка встречает гостей в русском народном костюме и платке.

- Проходите, гости дорогие. Красному гостю – красное место. Напекла я пирогов, жду гостей, а они что-то задерживаются.

Звучит музыка , въезжает «тройка лошадей» с детьми. Здороваются .

- Откуда  приехали? (Из старой Руси)

- А вы в какой стране живете? (Обращается к детям).

- Послушайте, как созвучны эти слова – Русь и Россия.

- В стародавние времена на Руси у мужчин основной частью одежды была рубаха. Она застегивалась очень интересно, застежка была сбоку, а не посредине груди. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукав вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета.

- Мужские брюки – штаны - шили всегда  одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленные в обувь – сапоги. Иногда выходные, праздничные штаны шили из ткани в полоску.

Рассматривание одежды на мальчике.

- Женщины носили одежду более сложную и многообразную. Главной частью женской одежды была сорочка. Сшитая из холста, она нередко служила домашней одеждой. В ней летом крестьянки ходили на покос : «У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь положи».

- Поверх сорочки надевался сарафан – длинная одежда без рукавов. На голове женщины носили кокошник.

Рассматривание одежды на девочке.

- непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс, или, по-другому, кушак. Это была не просто деталь одежды, а «опознавательный знак», символ благосостояния.

- Цвет рубахи и сарафана имеет свое значение: красный цвет-благородство, синий цвет-радость, желтый цвет-тепло и ласка, черный цвет-богатство.

-Мальчиков и юношей называли «добрый молодец», а девушек – «красна девица».

- Давайте поиграем и, как зовут кого, узнаем.

Игра «Колечко-колечко».

- Кому колечко упадет, тот свое имя назовет. Колечко-колечко,  выйди на крылечко. (Кладет колечко в ладошки ребенку).

Ребенок встает и произносит свое имя: «Машенька свет Александровна», «Катюшенька», «Мишенька».

- Вот и познакомились. Какие эти имена? (Красивые, добрые, ласковые).

- К нам пришли эти имена из старины глубокой. Каждое имя имеет свое значение. Например, Ирина – мир, Александр – защитник, Владимир – владелец мира, Марина – морская, Лариса – чайка и т. д.

- Я приготовила вам волшебный сундучок, в котором есть загадки, их нужно отгадать, а за это вы получите подарок – русский наряд.

Загадывает загадки о сарафане, рубахе, штанах, кокошнике, кушаке, косоворотке. Дети отгадывают загадки, получают костюм из сундучка и наряжаются.

- Гости приехали, нужно угостить. А я забыла самовар поставить. Воды –то нет.

- Кто пойдет за водой? Аннушка, Нюра?

- А мы пока споем песенку.

Дети берут музыкальные инструменты и начинают  играть «С речки Аннушка идет».

- А пока самовар закипает, мы поиграем.

- В какие народные игры играли дети? (Перечисляют.)

Народные игры пожеланию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию(вторая мл.гр) «Сарафан для матрешки» (нетрадиционная техника рисование ватными палочками,печатание поролоновым тампоном) Воспитатель Надежина Н.В. МБДОУ№17 г. Нижнего Новгорода

Конспект  занятия по рисованию(вторая мл.гр)  «Сарафан для матрешки» (нетрадиционная техника рисование ватными палочками,печатание поролоновым тампоном) ...

Конспект занятия по аппликации "Пушкарский сарафан"

Конспект-разработка непосредственно образовательной деятельности в области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной к школе группе на основе приобщения к русской народной культуре....

Конспект занятия по аппликации "Пушкарский сарафан"

Конспект-разработка непосредственно образовательной деятельности в области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной к школе группе на основе приобщения к русской народной культуре....

Конспект НОД по развитию речи (народной культуре) "Сошью Дуне сарафан")

Конспект НОД по развитию речи (народной культуре) "Сошью Дуне сарафан" для детей 3-4 лет....

Конспект занятия по народным костюмам "Сошью Дуне сарафан"

Конспект занятия по народным костюмам "Сошью Дуне сарафан"...

Конспект занятия по рисованию " Украсим сарафан"

Цель:закрепить умение детей пользоваться кистью....

ООД "Сошьем Дуне сарафан"

Цель: Формировать у детей патриотические чувства, интерес к прошлому России; познакомить с русской народной одеждой, символикой вышивки, расширять знания о русской народной культуре:вызвать интерес к ...