Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planety_solnechnoy_sistemy.pptx2.85 МБ
Файл planety_solnechnoy_sistemy.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Планеты Солнечной системы Подготовила Калий Е.П.

Слайд 2

Земля

Слайд 3

Млечный путь

Слайд 4

Меркурий

Слайд 5

Венера

Слайд 6

Марс

Слайд 7

Юпитер

Слайд 8

Сатурн

Слайд 9

Уран

Слайд 10

Нептун

Слайд 11

Плутон



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 30 города Ейска

муниципального образования Ейский район

Конспект

организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»

Подготовила: Калий Е. П., воспитатель

 МАДОУ ДСКВ № 30 г. Ейска

                     МО Ейский район

2015г.

Программные задачи:

Знакомство с миром Космоса;Изображение части Солнечной системы с помощью нетрадиционной техники.

Вызвать интерес у детей к Космосу;

Познакомить детей с созвездиями, со строением Солнечной системы;

Закрепить знание детей о солнце, планетах и космических объектах;

Учить детей изображать части Солнечной системы с помощью нетрадиционных приёмов и способов рисования;

Закрепить ранее известные способы изображения элементов космического пейзажа;

Инициировать поиск изобразительно – выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов;

Активизировать словарь детей словами: планеты, Солнечная система, звезды, созвездия, Меркурий, Венера, Плутон, Марс. Юпитер, Земля. Луна, космонавты, инопланетяне;

Воспитывать у детей интерес к Космосу, художественный вкус, фантазию, творчество;

Предварительная работа: чтение художественных и документальных произведений про космос; заучивание стихов на космическую тему; путешествие в планетарий; работа в космическом уголке; работа в изобразительной студии «Радуга»; просмотр фото и видео слайдов о полете первого человека в космос; посещение экспозиции художников - пейзажистов по теме «Космос»; дидактические игры и упражнения по теме занятия; самостоятельное изготовление объемных мобилей: «Солнечная система» и «Планеты»; создание творческих работ из разных материалов совместно с родителями и педагогами.

Материалы и оборудование:

Бумага тонированная, гуашь, кисть, стаканчик с водой, зубная щетка, поролон;призентация о космосе, солнечной системы;

Фото слайды на космическую тему;

Ход организационной образовательной деятельности:

1. Вводное слово педагога. Организационный момент.

Дети стоят около педагога и рассматривают картинки.

Воспитатель: Дети, перед вами необъятный мир, который находится за пределами нашей планеты. А кто знает, как он называется? (Он называется космос, Вселенная). Вселенная или Космическое пространство. Оно бесконечно, величественно! Космос наполнен множеством разных звезд, планет, комет. Одни звезды крупнее, светят ярче, другие – еле заметны, но все они огромны и находятся очень далеко от нас.

Никто из людей пока не знает, есть ли там какие-нибудь живые существа. В космосе нет воздуха, там царят холод и мрак.

А сейчас, ребята, вам

Я один вопрос задам.

В космос не хотели бы слетать?

Дети: Да!

Воспитатель:  А на чем мы отправимся в космос?

Дети: На ракете.

Воспитатель: Прошу пройти на посадку.

А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз! Два! Три! Потянись,

Вот летит ракета ввысь! (дети летят (бегут) и садятся на стульчики). И, что мы видим в иллюминаторы?

2. Введение в тему. Беседа педагога с детьми.

Воспитатель: Посмотрите в иллюминаторы. Вот наша планета Земля – это огромный – преогромный шар. Для того, чтобы представить себе не только форму, но и поверхность Земли ученые изобрели модель нашей планеты – это глобус. Если внимательно посмотреть на него, то мы видим, что преобладают какие цвета? /голубой, коричневый/. Значит, наша планета из космоса выглядит, как голубой шар.

Ребята, задумывались ли вы, почему день сменяется ночью, а потом приходит день? (Ответы детей). Наша планета находиться в постоянном движении, вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, в результате чего на Земле сменяются части суток и времена года В нём множество других планет, миллиарды звёзд, колоссальные массы мелких камней, пыли, газов. И всё это называется Вселенной. Давайте, пофантазируем, представим, что мы с вами поднялись так высоко, что Земля превратилась в голубой шар внизу. Как теперь будет выглядеть небо? (поменялся цвет, стало ярче, заезды стали больше и разноцветными т.д.)

- То, о чём вы говорите, уже не небо, учёные называют это космическим пространством. Оно хоть и безвоздушное, но заполнено звездами, планетами, кометами. Особенно далекие звезды кажутся пылинками, они образуют туманности и Млечный путь, (показ иллюстраций).

- Это наша галактика – она называется Млечный путь. Часть Млечного пути – наша Солнечная система, в состав которой входят 8 планет. Все они вращаются вокруг Солнца (показ иллюстрации с изображением Солнечной системы). Педагог предлагает детям назвать каждую планету.

Педагог читает стихотворение В.Шипуновой «На далёкой планете ».

На далёкой, удивительной планете

(Нам за десять лет не долететь)

Солнце изумрудом ярко светит

И живет оранжевый медведь.

По шёлковой сиреневой траве

Спокойно бродит розовый олень –

Жемчужные рога на голове –

Серебряным копытцем топчет тень.

- Ребята, как вы думаете, что необычного на этой удивительной планете? Какая тайна скрывается в ней? (изумрудное солнце, оранжевый медведь, сиреневая трава, розовый олень).

Педагог показывает детям наглядный материал с изображением Солнечной системы. Да, кроме того, что мы с вами увидели - это Солнце, Землю и Луну, вокруг Солнца вращаются и другие планеты. Их всего 9. Солнце с планетами (их спутниками и кометами) представляет собой большую семью, которая называется Солнечная система. Давайте все вместе скажем Солнечная система. Поэтому космический адрес наш таков: Солнечная система – планета Земля – страна Россия – город Ейск. У Солнца 9 планет. Ближе всех к Солнцу, на Первой кольцевой улице, находиться Меркурий, на Второй - Венера (самая яркая из всех видимых планет с Земли, на третьей – Земля (имеющая голубой цвет, на Четвертой – Марс. За Марсом располагаются планеты-гиганты: Юпитер (самая большая планета Солнечной системы, Сатурн (вторая по величине после Юпитера, Уран (имеет зеленый цвет из-за присутствия в атмосфере газа - метан) и Нептун, а маленький Плутон живет на самой последней Девятой улице – поэтому и тепла ему достается меньше всего.

Воспитатель Посмотрите, дети, как выглядит наша солнечная система. Какая планета находится ближе всех к Солнцу? (Меркурий).

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей

Эта планета напоминает горную страну. На её поверхности много кратеров от столкновений с метеоритами. Люди не могут подлететь к Меркурию, так как он расположен очень близко к Солнцу. Поверхность планеты изучают автоматические межпланетные станции и космические зонды, которые запускают с земли (показ иллюстраций). Какую планету иногда называют «сестрой Земли»? (Венеру).

В честь богини красоты

Названа, Венера,  ты.

В облаках летаешь,

Красотою озаряешь.

 Да, это Венера. По размерам она напоминает Землю. На Венере постоянно бушуют грозы и бури. На этой планете есть атмосфера, но это углекислый газ, человек дышать им не может (показ иллюстрации).

Воспитатель: Какие планеты вы еще знаете? (Марс, Сатурн, Уран, Нептун и т.д.). По космическому пространству можно путешествовать очень долго. Здесь много интересного и необычного, если вы в иллюминаторе увидите зеленую планету – это Уран,

Я Уран.

Я уже который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозь космоса тоску

Мчусь я, лежа на боку.

Воспитатель :Дети, на этой планете есть жизнь? (Нет, жизни на ней нет) А как вы думаете, почему? (Потому что на ней очень холодно

Педагог: Красную – это Марс, на Марсе нет жизни

Я – Марс.

Над планетой красной кружат

Камни, страх и ужас

Нет горы нигде на свете,

Выше, чем здесь, на планете.

вокруг Сатурна обязательно будут кольца, они состоят изо льда и камней. А самая маленькая планета – это Плутон

Я - Плутон.

Нужно 5 часов, чтоб свету

Долететь до сей планеты,

И поэтому-то я

В телескопы не видна!

Педагог: Конечно, на этих самых удаленных от солнца планетах тоже никто не живет, они безжизненные. А вы знаете, почему? (На этих планетах нет жизни, так как на них очень низкая температура, долго длится зима)

Воспитатель : Послушайте загадку:

Блин в окошке виден Тане.

То он в масле, то в сметане

Кто-то край уже отъел

Поделиться не хотел.

Дети: /Луна /

Воспитатель: Луна – это естественный спутник Земли, который вертится вокруг своей сестры Земли. /Демонстрация вращения Луны вокруг Земли/. Дети, почему Луну называют «спутником Земли». Что означает слово «спутник»? Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удалиться. Как это продемонстрировали на примере с шаром на резинке.

На Луне нет атмосферы (воздуха) и нет воды, следовательно, там жизнь невозможна. Луна по размерам меньше Земли и намного меньше Солнца, но не только меньше, но и значительно легче. Например: на Земле прыгнув на 1 метр, на Луне – прыгните на 6 метров; на Земле вы можете поднять груз весом 10 килограммов, на Луне вы можете поднять груз весом 60 килограммов, ваш вес на Луне будет всего лишь 4 килограмма, вместо 20 – 24 килограммов. Поэтому Луна притягивает к себе находящиеся предметы слабее, чем Земля.

Незащищена она от космических камушков, до Земли они не долетают, сгорая в космосе, а до Луны долетают и могут принести вред здоровью находившимся там космонавтам.

Демонстрация макета поверхности Луны. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью. Предлагают детям сделать пальцем несколько углублений – следы человека и кинуть камешки на песок. Что было бы, если на Луне был ветер? Для ответа предлагается детям провести опыт: подуть на песок через трубочку. Следы исчезают. Но на Луне нет воздуха, а значит, нет ветра. Поэтому следы космонавтов останутся здесь навсегда.

Дети, а когда можно наблюдать на небе Луну?

Дети: Ночью.

Воспитатель: Какой формы вы видели Луну? /ответы детей/

Воспитатель: Правильно, она бывает разной. Луна – сама не излучает собственного света, т. е. не светится сама, а только отражает свет Солнца. Вот и получается в результате того, что, вращаясь вокруг Солнца, Земля по-разному затеняет Луну. Луна в зависимости от этого отражает различное количество света.

Когда на небе полная Луна, тогда говорят: наступило полнолуние; вообще не видно – новолуние; в зависимости, куда повернуты рожки месяца, говорят Луна стареющая или растущая. Чтобы запомнить, нужно посмотреть на Луну, если в форме буквы «С», то стареющая. Если «Р», то растущая. От появления серпика растущей Луны до следующего всегда проходит 30 дней, т. е. почти месяц. Вот поэтому серпик растущей молодой Луны называют «месяцем».

Физминутка:  А теперь давайте немножко отдохнем и сделаем зарядку.

Ребята, встаньте рядом со своими партами. Начали.

Дети: выполняют зарядку:

По порядку – правая рука вверх,

Все планеты – левая рука вверх,

Назовет любой – правая рука виз,

Из нас – левая рука вниз,

Раз– Меркурий – правая рука на пояс,

Два – Венера – левая рука на пояс,

Три – Земля – правая рука на плечо,

Четыре – Марс – левая рука на плечо,

Пять – Юпитер – правая рука вверх,

Шесть – Сатурн – левая рука вверх,

Семь – Уран – правая рука на плечо,

За ним – Нептун – левая рука на плечо,

Он восьмым – правая рука на пояс,

Идет по счету – левая рука на пояс,

А за ним – правая рука вниз,

Уже потом – левая рука вниз,

И девятая планета – маршируют на месте,

Под названием – Плутон – маршируют на месте.

Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением планеты Земля.

Есть еще одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Педагог: Вы догадались, что это за планета?

Правильно, это наша любимая планета - Земля. Как интересно выглядит она со стороны! Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин) Откуда стартовала космическая ракета? (с космодрома Байконур). Как обычно одеты космонавты? (в скафандры). По космическому пространству можно путешествовать очень долго. Здесь много интересного и необыкновенного.

Педагог: А теперь проверим правильно ли планеты заняли свои места. По порядку все планеты назовет любой из нас:

Раз Меркурий (отвечает ребенок) .

Два (воспитатель Венера (отвечает ребенок) .

Три Земля,

Четыре Марс.

Пять Юпитер,

Шесть Сатурн,

Семь Уран,

За ним Нептун.

Он восьмым идет по счету.

3. Практическая часть.

Педагог: Планеты - наши соседи. Луна - спутник нашей планеты Земли, ее мы можем наблюдать ясной ночью и без телескопа. Звезды гораздо больше планет, самая близкая к нам звезда - Солнце. Без нее на Земле не было бы жизни, поэтому люди так неуютно чувствуют себя, если долго не видят солнца. А эту планету узнает каждый землянин, потому что она - его дом! Так выглядит наша планета Земля из космоса. Какая она? (голубая, добрая, большая и т.д.).

- Вы меня порадовали своими знаниями о космосе. А сейчас я предлагаю зарисовать наше путешествие, материалы у вас разные и необычные. Назовите, какие изобразительные материалы у вас лежат на столах (поролон, зубная щетка, краски, деревянные палочки, трафареты…).

Звучит музыка, дети самостоятельно рисуют.

Динамическая пауза «Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят,

(Пальцы сжимают и разжимают)

Космонавт летит в ракете.

(Ладони сомкнуты над головой)

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

(Соединяют пальцы)

Горы, реки и моря.

(Руки разводят в стороны)

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

(Ладони над головой «крышей»).

4. Итог (рефлексия).

Проводится анализ готовых работ.

- Настоящая космическая фантазия мелькает перед глазами! И это сделали вы ребята?! Какие вы молодцы! С помощью, какой техники вы создавали свои работы? (нетрадиционной).

- Расскажите, какие материалы, и приёмы вы использовали в процессе работы? (монотипия, печать, набрызг, граттаж, работа с поролоном). Дети составляют рассказы о своих необычных, фантазийных планетах.

 Давайте будем любить планету

Другой такой ведь на свете нету.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим

Мы с полета возвратились

И на Землю приземлились.

Вы сегодня хорошо поработали, и космонавты, которые наблюдали за нами с космоса дарят вам визиточки с вашим космическим адресом: солнечная система – планета Земля – страна Россия – город Ейск, которые не дадут вам потеряться в этом огромном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Что такое горы?»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Что такое горы?»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Испарение»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в  подготовительной группе...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Морозко»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в  подготовительной группеТема: «Морозко»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Схема превращения»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в  подготовительной группе«Схема превращения»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Транспорт»

Цель: закрепить знания детей о транспорте и его видах.Задачи:Образовательные: расширять знания детей о транспорте, его видах, профессиях, связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на во...