Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема «Во что одевались на Руси»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Фролова Елена Ивановна

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_istoriya_rossii.doc514 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 73 - Центр развития ребёнка»

г. Бийск

Конспект занятия

по ознакомлению дошкольников

с окружающим миром

в подготовительной к школе группе

Тема

«Во что одевались на Руси»

Воспитатель

           Фролова Елена Ивановна

2015

                         

Тема.

«Во что одевались на Руси».

Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие.

Цель.

Создание условий для нравственного развития старших дошкольников.

Задачи.

  • Пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму; подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей;
  • Развивать интерес детей к истории одежды: пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины; обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин; воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.
  • Привить уважение и любовь к культуре своего народа, к народному творчеству.

Материал и оборудование.                                                                                          

Русский национальный костюм, куклы в национальной одежде, плоскостные куклы и русская национальная одежда, проектор, экран, ноутбук, презентация «Русские национальные костюмы».

Ход мероприятия.

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность

детей

1.Вводный этап

Воспитатель под русскую народную мелодию заходит в группу в русском национальном костюме и предлагает поводить хоровод.

Воспитатель встает в круг  и предлагает посмотреть на свою одежду.

- Знаете ли вы, что многие виды одежды появились на Руси очень давно? Они с тех пор, конечно, изменились. Посмотрите на мой костюм и расскажите о нем.

- На что похожа понева?

- Ее и называют распашная понева, потому что она распахивается. Понева – это «бабушка» юбки. А рубаха? Блузки на девочках – это те же «рубахи», только они стали короче, появились новые детали. Что именно?

- Любимой одеждой русских женщин и в старину, и сейчас, является сарафан. Сравните сарафаны на кукле Маши, и на кукле Наташи. В чем их отличие?

Дети встают в круг  и водят хоровод.

Дети разглядывают одежду воспитателя.

(В случае затруднения воспитатель задает дополнительные наводящие вопросы, помогает детям вспомнить)  

- Это рубаха, юбка, передник, головной убор.

- На юбку, только куски ткани не сшиты.

- Воротники, манжеты, пуговицы, кнопки, молнии.

II. Основной этап

- А теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь рассказать вам о нем что-нибудь интересное. Оказывается некоторая одежда пришла к нам из далекой старины. А для чего нужна одежда человеку?  

- Оказывается, не только для того, чтобы прикрыть тело, украсить, согреть, но и уберечь от болезней, неприятностей, бед.

Вы, конечно, заметили, что моя рубаха украшена вышивкой. Для чего ее делали?

- Оберег – оберегает от бед, болезней, неприятностей. Давайте вспомни, что на Руси считалось оберегом и почему. В старину считали, что круг оберегает человека, потому что он похож на солнце. Солнце имеет огромную силу. Что будет, если его не станет?

- Солнце – это жизнь. Вот поэтому круг, имеющий форму солнца и считали оберегом.

- А вот и передник, или еще его называют фартуком, а в старину – занавеской. На нем много интересной вышивки. Эта вышивка не простая – она специальным рисунком рассказывает все о женщине: из какой деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например, если в рисунке есть кони – значит у нее сыночки, если птички – значит дочки. Передник был в старину словно паспорт женщины. Посмотришь на него и все узнаешь о хозяйке. А еще женщины на Руси любили украшать себя бусами, кольцами, височными подвесками. Посмотрите: вот они височные подвески, пришиты к моему головному убору. Все это не только ради красы. Все это обереги, потому что их форма круг.

Пояс тоже был оберегом. Догадайтесь зачем?

- Пояс в русском костюме был обязательным – как в мужском, так и в женском. Точно также как и рубаха. И у мальчиков, и у девочек. Обязательно с поясом. А девочкам еще и головки украшали. Чем? Вспоминайте!

- Конечно ленточками. Да еще ленточки украшались бубенчиками. Зачем?

- Правильно, чтобы уберечь девочек от неприятностей, болезней.

Подрастали мальчики, становились «парнями». Тогда им парты шили. Рубаха(косоворотка), парты и пояс – вот старинный мужской костюм. Посмотрите на него (показ иллюстраций).

А девочки подрастали, становились девицами. Их одеждой оставалась рубаха. Только она была наряднее, ярче: красивый расшитый пояс, украшенная лента. Интересные головные уборы для женщин, посмотрите на них. Это кокошник. . А это капор старой женщины. Головной убор, что на мне одет – «Сорока», носили женщины молодые. А еще русские женщины любили носить косынки, платки.

Одежды-то много надо было. Где же ее брали?

- Делали все это женщины – мамы, их дочки-девицы, бабушки, целыми зимними днями, трудились они не покладая рук. Это было нелегко. Хранили одежду в сундуках. В праздники одевали красивую праздничную одежду.

- Что бы было тепло, чтобы быть красивыми и т. п.

Рассуждения детей.

- Замерзнем, погибнем от холода, станет темно на нашей планете и т.п.

Предположения детей.

- Головные уборы, ленточки, платочки.

Предположения детей.

 -  Шили сами, покупали.

III. Заключительный этап

- А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко», я вам буду загадывать загадки, а вы договаривать недостающее слово в рифму.

- Это часть костюма,
Не мужской кафтан.
Носит красна девица
Длинный

Ходит девица с косой,
С непокрытой головой.
Красоте помощник
Расписной... 

- Молодцы! А что же это я не спросила, в чем парни ходили?

Ворот вышит, а застежка
Сбоку подбородка.
Всем наряд известен этот
Как

-  Я предлагаю поиграть вам в другую игру «Кто скорее соберется в гости?». (Детям предлагаются плоскостные куклы с различной русской народной одеждой. Играют в две команды.)

Ну что же, куклы ваши нарядные, готовы к празднику. Под русскую мелодию дети водят хоровод. На следующем мероприятии мы с вами познакомимся с праздниками  Руси.

-  Сарафан

- Кокошник

- Косоворотка

Дети играют.


 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: "Кто нас учит в школе?"

На данном занятии углубляются представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях. Занятие стимулирует к ранней профессиональной ориентации; дети учатся правилам поведения в шко...

Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие капельки»

Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавли...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группе. Тема: "Спасем Радугу"

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать стремление оказать помощь, добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу....

Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие капельки»

*Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.*Воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жиз...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Огонь бывает разный – полезный и опасный!»

Цель:создать условия для формирования основы безопасной жизнедеятельности детей.Задачи:Обучающие:- продолжать знакомить детей с природной стихией «Огонь». Развивающие:- закреплять у д...